25-летие дьяконской хиротонии протоиерея Михаила Бешлиу.

9 сентября 2015 года исполнилось 25 лет со дня дьяконской хиротонии одного из старейших священников измаильщины протоиерея Михаила Бешлиу.

В воскресенье 13 сентября духовенство Измаильского благочиния и прихожане Свято-Покровского собора тепло поздравли батюшку с этой датой. Хотя отец Михаил по возрасту и по состоянию здоровья находится за штатом, он и сегодня практически все воскресные и праздничные дни совершает Божественные литургиии и продолжает окормлять паству.

Благочинный храмов Измаильского округа архимандрит Сергий в своём благодарственном слове отметил, что отец Михаил воспользовался временем, которое дал в его распоряжение Господь, с полной отдачей, посвятил его Богу и людям. Так же отец архимандрит пожелал, чтобы Господь, всегда пребывая с о. Михаилом, воздал ему сторицей за понесённые труды и даровал многая и благая лета!

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ БЕШЛИУ: ПРИШЛО ВРЕМЯ СЛУЖИТЬ БОГУ

(по материалам газеты «Измаил Православный»).

Дорогие читатели, сегодня в рубрике «Наши пастыри» мы хотим поближе познакомить вас с одним из старейших измаильских священников – протоиереем Михаилом Бешлиу, вся  жизнь которого связана с нашим городом. Здесь он родился и вырос, создал свою семью, вырастил вместе  с матушкой сына и дочь. Тут покоятся его родители, а теперь уже и матушка Анна. Большой жизненный путь пройден батюшкой за 85 лет и, конечно, его невозможно уложить в газетную статью. И все же постараемся перелистать некоторые страницы долгой и интересной жизни отца Михаила:  детство, жизнь в до- и послевоенном Измаиле, армия, профессиональная деятельность, семья, необычный путь к пастырскому служению.

* * * * * * *

Родился отец Михаил в Измаиле 2 ноября 1929 года в семье Василия Михайловича и Дарьи Петровны Бешлиу. Родители были верующими людьми. Их уклад жизни ничем особенно не отличался от других семей. Отец работал на мельнице, мама была домохозяйкой. В семье росли два сына – Михаил и его младший брат Семен (к сожалению, он ушел из жизни десять лет назад). Священнослужителей до отца Михаила в роду не было. Далекий прадед, молдаванин, чью фамилию носит отец Михаил, был женат на украинке.  В семье общались на украинском языке, хотя тогда это слово не было в ходу. «Мы говорили дома на «хохлацком», - улыбается отец Михаил.

О довоенном детстве, которое прошло при румынской власти, у отца Михаила сохранились теплые воспоминания. Измаил в те годы был небольшим, но очень красивым, зеленым и чистым городом. Добротные особняки, широкие проспекты,  ухоженные аллеи и парки, куда вечерами и в выходные дни горожане всех сословий приходили семьями. Особым великолепием отличался  парк, располагавшийся напротив Свято-Покровского кафедрального собора. Запомнились отцу Михаилу деревья редких пород и особенно ели с необычными бархатными лапами-ветками. Под ними были установлены уютные скамейки, на которых отдыхали родители с детьми, влюбленные пары. Еще одним излюбленным местом отдыха измаильчан был удивительной красоты монастырский сад в районе крепости.

 В Измаиле работали порт, частные предприятия, заводы, различные кустарные мастерские, была развита торговля. Огромный магазин мануфактуры предлагал жителям края самые разнообразные качественные ткани из Англии. В магазинах и магазинчиках было все необходимое.  Такого понятия как «очередь» не существовало. В Измаил приезжало много туристов из разных стран, гастролировали известные певцы, артисты. Жизнь в городе протекала,  размеренно  и спокойно, люди были приветливыми и воспитанными .  В то время, по словам отца Михаила, нельзя было даже представить, чтобы парень разговаривал с девушкой на «ты»! Это было немыслимо, считалось позором. Впервые такое обращение к девушке юноша услышал уже в армии. А тогда ребятам с раннего детства прививалось уважительное и  трепетное отношение к девочкам.

Михаил закончил пять классов румынской школы. В то время было раздельное обучение для мальчиков и девочек.  Школа, как и весь бессарабский край, была многонациональной: учились  в ней  русские, украинцы, молдаване,  болгары, греки,  румыны. Занятия же проводились на румынском языке, на котором власти обязывали людей общаться во всех учреждениях и даже дома. Как говорит батюшка, строгость этих требований зависела во многом от конкретных людей, облеченных властью. Так, в некоторых городах и селах Бессарабии к этому жестко принуждали, применяя наказание к провинившимся. В  Измаиле же  обстановка была значительно мягче. Вместе с тем, в школе практиковались  физические наказания за плохое поведение и невыученные уроки.

В пятом классе, по словам батюшки, было два образовательных дня, следующие два дня занимались плотницким делом, а еще два дня  - переплетением и ремонтом книг, журналов и брошюр. Кроме того в те времена разводили и тутовый шелкопряд.

В понедельник в школу приходил священник - в этот день последний урок был посвящен изучению Закона Божия. Под руководством батюшки дети готовились к причастию и причащались. За каждой школой была закреплена своя церковь, куда ученики приходили всем классом вместе с учителем в воскресенье на Литургию. «Я до сих пор прекрасно помню то место в церкви святых Константина и Елены, где стоял наш класс – слева, около северных дверей, - рассказывает отец Михаил. - При храме была кухня, где кормили детей из бедных семей. В церковь приносили вещи, которые раздавались детям и неимущим прихожанам. Никто не мог злоупотреблять этим, так как все  знали о материальном положении каждой  семьи».

Отец Михаил вспоминает такой случай. Как-то раз родители отправили его с братом в лавку. Холодильников в те времена еще не было, поэтому все необходимое покупали в небольших лавочках, которых было очень много – практически на каждом углу. На обратном пути на улице Осипенко им встретился высокий крепкий румын полицейский, который был немного выпившим. Тогда в школе детей учили, как нужно приветствовать представителей власти, поэтому мальчик остановился и, приложив руку к виску, воскликнул: «Сэнэтатя!», то есть «Ваше здоровье!» Нужно было видеть, как обрадовался полицейский этому детскому приветствию! Он обнял ребятишек, стал расспрашивать, кто они, где учатся, в какой класс ходят, а потом каждому подарил по 20 лей. Это были на то время приличные деньги.

Рассказывая о детстве, отец Михаил отмечает, что в те годы были холодные зимы, Дунай  всегда замерзал, и дети  всю зиму катались на коньках. В Румынию тоже ходили по льду –  переход был прямо напротив элеватора.  У многих там  были родственники, поэтому зимой общение  с ними было частым.

Отец будущего батюшки работал на мельнице, которая находилась на углу  сегодняшних улиц Сергея Бурлаченко и Фучика.На установленном немецком и французском  обрудовании на ней выпускалось пять сортов муки. Хозяином был болгарин Пантелей Иванович Георгиев. В те времена с каждым работником через нотариуса заключался контракт, за выполнением всех условий которого строго следила корпорация. «Если бы в те времена работнику хоть один месяц не выплатили зарплату, а он обратился бы в корпорацию, то предприятие тут же закрыли бы! Не можешь платить зарплату – закрывайся. С этим было очень строго», - говорит отец Михаил. - У отца по контракту была зарплата 14 тысяч лей, а также было положено два мешка муки в месяц. Какое-то время отец не забирал положенную ему муку, так как ее негде было хранить. Хозяин, несколько раз напомнив своему работнику о том, что нужно получить причитающееся по договору, в конце концов, нанял грузчиков и две подводы, на которых и привезли всю муку к нам домой. Потом ее продали в пекарню. Вот такой был хозяин мельницы! А как он относился к своим работникам, как ценил отца!  Обратив внимание на его добросовестный труд, он как-то пригласил его к себе и сказал: «С сегодняшнего дня ты будешь получать 18 тысяч, а муки бери, сколько хочешь!»

Как-то  в детстве отец Михаил  заболел скарлатиной. Его положили в госпиталь (он находился там же, где и сейчас) и лечили совершенно бесплатно, так как его отец работал по контракту и платил взносы корпорации.

Отец Михаил рассказывает: «В то время тот, кто не ленился работать, имел возможность зарабатывать и жить, ни в чем не нуждаясь. Каждому давались приличные наделы земли. Так, в районе станционного поселка людям выделялось по гектару земли. Там же были выделены участки  моему отцу и двум его братьям.  Дома, построенные братьями, сохранились до сих пор, мой же отец, который имел хорошую работу у хозяина, строиться не захотел и продал свою землю. Многие так и жили: кто не хотел сам заниматься хозяйством, тот продавал свои земли, а на жизнь зарабатывал тем, что нанимался к землевладельцам на поденную работу. У некоторых было по 10, а то и 12 гектаров земли, на которой они  и их дети трудились от зари до зари. В сезон привлекали  они  и наемных  работников. Тяжело, днем и ночью трудился и дед моей покойной матушки Анны, Филимон. Семья имела землю, двух лошадей. В семейном архиве сохранилась фотография, где он стоит возле плуга – в брезентовых штанах, подвязанных веревкой. К сожалению, пришедшая  позже советская власть раскулачила таких тружеников земли, посчитав их врагами народа.

Наша семья не была богатой, но  и голодными мы не были. На всю жизнь в память врезались слова отца, которые он не уставал повторять всегда, особенно обращаясь к нам, детям: «Какие бы трудные ни были времена, запомните: кто бы ни пришел к вам в  дом – без куска хлеба вы его  не выпускайте. Последнее отдайте – Бог вам больше даст». Скажу вам, что жизнь доказала правоту отцовских слов, потому что и он, и мы с матушкой  Анной во все времена радушно и хлебосольно принимали гостей, и в доме всегда и гости есть, и хлеб есть, и к хлебу Бог дает. Никогда не скупитесь, дорогие мои, и делитесь с ближними всем, что есть, а Бог воздаст каждому за его доброту».

Родители батюшки, как и все его родственники, были верующими  людьми. Да и сами румыны, по его свидетельству,  всегда отличались крепкой православной верой. В те годы в Измаиле благоустраивались церкви, хотя все они были построены еще при царской России. В румынское время была только пристроена колоннада к Свято-Покровскому собору. В городе действовали также две синагоги, хотя румынские власти недолюбливали евреев и всячески их теснили. Особенное недовольство властей вызывал тот факт, что те не хотели признавать воскресенье выходным днем, и подпольно занимались в этот день торговлей. В то время в воскресный день все было закрыто, только в храмах шли службы, на которые стекались горожане – и престарелые, и взрослые, и дети. «Все церкви звонили в колокола, но когда подключался собор, то это было совершенно незабываемо! Словами нельзя передать те ощущения, которые вызывал в душе православного человека  этот колокольный звон! Большой колокол был слышен по всей округе, на многие километры, в том числе и в самой Румынии, и в поселке Суворово», - вспоминает отец Михаил.

* * * * * * *

В 1949 году Михаила призвали на четыре года  в армию, где он попал в ШМАС - школу младших авиаспециалистов. Служил вначале в Белоруссии, но через полтора года их неожиданно перебросили в Хабаровский край, в Тихоокеанскую флотилию и добавили год службы. Служили на  самой границе. Времена были неспокойные, в те годы шла война во Вьетнаме. Михаил был курсантом, стрелком-радистом. Тогда в армии было много фронтовиков, отслуживших к тому времени по 7-8 лет. Армия остро нуждалась в военных специалистах, т.к. многие офицеры не имели специального образования, а звания получили за боевые заслуги во время войны. О воинской службе  батюшка говорит увлеченно и живо, помнит имена всех своих сослуживцев, типы самолетов. В наше время даже не верится, что в те годы в армии  еще не было реактивных самолетов и вертолетов. Первые  пять реактивных самолетов поступили к ним в часть в самом начале 50-х годов.

 «Если бы ни смерть Сталина, - говорит отец Михаил, - то быть бы мне военным. Оставалось всего несколько месяцев до окончания учебы и получения младшего офицерского звания. Но, к счастью, после смерти   Сталина прошло сильное сокращение армии, многие были демобилизованы, в том числе и мы с сослуживцами – из Украины, Бессарабии, Закарпатья. Так я в ноябре 1953 года вернулся домой, к своей мирной специальности».

Специальность у отца Михаила была действительно самая мирная – закройщик. Еще до службы в армии он получил специальность закройщика и даже успел сшить свою первую шинель, но после демобилизации работал  «мирным» закройщиком-универсалом  широкого профиля. Многие городские модницы шили у него наряды и до сих пор тепло вспоминают о нем, как о высоком профессионале. Измаил – это, как известно, город моряков, поэтому клиенты были людьми и состоятельными, и одновременно требовательными. Были и такие, которые хотели иметь наряд в единственном экземпляре. Со смехом отец Михаил рассказывает о том, как однажды  сшил  одной такой даме пальто очень сложного фантазийного фасона. Вскоре после этого с такой  же просьбой к нему обратилась девушка-студентка, приехавшая на неделю из другого города. Решив, что она свою обновку носить в Измаиле не будет, он предложил ей сшить пальто такого же фасона. Ну и, конечно, по всем известному закону, обе клиентки встретились в одном автобусе… Возмущению капризной дамы не было предела! Она тут же сошла с автобуса и прибежала в ателье с претензиями. Через день она принесла другую ткань с требованием сшить ей новое пальто, но только на этот раз строго-настрого в единственном экземпляре.

Работа с людьми – нелегкий труд.  И много было в  трудовой биографии  Михаила Васильевича и сложных и курьезных моментов.  Один из них стал поворотным в его жизни.

В 1972 году отца Михаила перевели на работу в 5-й цех, который располагался на углу двух проспектов – Суворова и Ленина. Вскоре к нему обратилась заказчица с просьбой сшить пальто с модным тогда воротником-стойкой. Будучи опытным закройщиком, он сразу понял, что этот фасон ей никак не подойдет – слишком уж короткая шея была у женщины. Но убедить  настойчивую заказчицу никак не удавалось, не принять заказ было невозможно. Тогда, как многие помнят, везде был лозунг «Клиент всегда прав!»  На первой же примерке она высказала свое недовольство и претензии. Это грозило мастерам  выговором, лишением премий и прочими неприятностями. В течение двух месяцев заказчица терроризировала всех работников ателье, самого закройщика и даже клиентов, которые были невольными свидетелями разборок. Погасить скандал никак не удавалось, хотя Михаил Васильевич даже предложил вернуть ей деньги за заказ. Отец Михаил вспоминает, что накануне очередной примерки он был на праздничной службе в церкви, где молился, в том числе, и о благополучном разрешении этой непростой ситуации. На свой страх и риск он выкроил совершенно другой воротник и переделал изделие. И вот прибегает начальник цеха и говорит, что заказчица явилась. Взяв пальто и перекрестившись, со словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!», Михаил Васильевич вышел к ней. «И что вы думаете? – говорит нам батюшка.  - Я не поверил своим глазам: стоит в дверях улыбающаяся дама, протягивает мне квитанцию и, отказываясь от примерки, берет пальто и уходит! Я стою, не понимая что происходит, а весь цех молча наблюдает за этой сценой. В этот момент у меня в голове возникла четкая мысль: «Парень, заканчивай с иголкой». И я понял, что на этом моя работа в ателье подошла к концу. Было ощущение, что моя прошлая жизнь как будто перечеркнута, что начинается новый этап. Сейчас думаю, что это Бог вел меня тогда».

Потом была работа в ВОХРе. Но главное, что  после того случая Михаил Васильевич стал регулярно ходить в собор, стараясь не пропускать службы. Его даже ввели в состав так называемой «церковной двадцатки». Вообще нужно сказать, что вся жизнь батюшки - от самого рождения  - была связана со Свято-Покровским кафедральным собором: здесь он был крещен вскоре после рождения – 8 декабря 1929 года, здесь  венчался с матушкой Анной, сюда ходил с  ней на богослужения. В соборе произошла и судьбоносная встреча с человеком, который изменил дальнейшую жизнь Михаила Васильевича.

19 декабря 1986 года по благословению митрополита Одесского и Херсонского Сергия в собор прибыл вновь назначенный  настоятелем и благочинным храмов Измаильского округа архимандрит Иоанникий (Кобзев). В тот же день была созвана «двадцатка», которой предстояло решить вопрос с квартирой для батюшки, так как отцу Иоанникию негде было жить. Отслужив Литургию, новый настоятель вошел в помещение, где уже собрались члены церковного совета, и очень внимательно посмотрел на Михаила Васильевича - он навсегда запомнил этот пристальный взгляд. Неожиданно для самого себя он предложил поселиться у него в доме. Как говорит отец Михаил, это было единственное спонтанное решение в жизни, которое он не обсудил с матушкой Анной, как это было принято у них в семье. Тут же вызвали такси и  вместе со старостой отправились смотреть будущую квартиру. Архимандриту  Иоанникию сразу понравилась уютная обстановка и гостеприимство хозяев. С первого взгляда он расположил к себе и хозяйку дома. Предполагалось, что он поживет у них несколько месяцев, пока решится вопрос с жильем, но  сложилось так, что все время своего служения в Свято-Покровском соборе отец Иоанникий пребывал в этом доме, где, по его словам, чувствовал себя членом семьи.

В декабре 1988 года архимандрит Иоанникий был хиротонисан во епископа, а  19 февраля 1990 года  -  назначен епископом Донецким и Ворошиловградским. В связи с новым назначением владыка переехал в Ворошиловград (ныне Луганск) и вскоре пригласил  Михаила Васильевича к себе в гости. Вечером того же дня, поле ужина, владыка Иоанникий обратился к  нему с предложением стать служителем Божиим, священником. По словам отца Михаила, это стало для него полной неожиданностью, он был совершенно не готов  к таким резким и существенным изменениям в своей жизни. На его отказ владыка твердо сказал: «Не думай, что это моя архиерейская прихоть – это пришло время, назначенное для Бога!» - и вышел из комнаты, оставив будущего батюшку одного.  Отец Михаил так рассказывает об этом: «Я – взрослый человек, мне уже 60 лет было - целую ночь плакал … Вспомнился мне сон, который регулярно снился в течение нескольких лет: я в белом облачении служу в Свято-Покровском соборе вместе с покойным отцом Пантелеимоном. Прямо перед этой поездкой на Донбасс я рассказал о нем клирику собора архимандриту Сергию (Химичу), который, задумавшись на какое-то время, ответил мне: «Миша, Вас, видимо, ждет сильная скорбь». В эту ночь я действительно ощущал сильнейшую скорбь и волнение! Считая себя недостойным стать пастырем, не знал, как поступить».

И все же, уповая на Промысел Божий, Михаил Васильевич дал согласие, и 9 сентября 1990 года, в день священномученика Кукши Печерского, в г. Енакиево Донецкой области он был рукоположен в сан дьякона. Там же состоялась и его первая дьяконская служба. Через девять  месяцев, в июне 1991 года, в Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска состоялось его хиротония в священнический сан. Батюшка вспоминает: «Когда я вышел с орарем и началась ектения, я почувствовал, что на меня как будто кто-то вылил кипяток – будто жаром сильным обдало! Когда я поделился этим своим необычным ощущением, то кто-то из батюшек мне сказал: «Это на тебя Дух Святой сошел!» Конечно, чувства те невозможно передать словами… Больше всего я переживал по поводу того, что я не учился в семинарии, что  многого не знаю, да и возраст уже был солидным. Но владыка Иоанникий успокаивал меня как мог: «Не переживай! Все будешь знать!»  Он дал мне много специальной литературы, к тому же у меня были духовные книги от архимандрита Сергия (Химича), которые я начал серьезно изучать. Занимаясь самообразованием, я вскоре заметил, что слова владыки действительно сбываются –  у меня стало многое получаться. Вот  так неожиданно для себя самого я и стал священником».

В течение двух лет отец Михаил жил в таком режиме: на несколько месяцев улетал на Донбасс, где служил с владыкой, иногда по полгода подряд, а в Измаиле продолжал вести с виду обычную мирскую жизнь. Правда, отпустил бороду, над которой многие посмеивались и советовали сбрить ее.

О завершении этой истории отец Михаил рассказывает: «Прошло два года моего служения, я уже был награжден набедренником, камилавкой  и золотым наперстным крестом. На Вербное воскресение 1993 года, к Пасхе меня отпустили домой, и я впервые пришел в Свято-Покровский собор на службу как священник. Помню, как сильно были удивлены все работники собора и прихожане, когда увидели меня в полном облачении! А отец Николай Тихонов даже возмутился: «Что ж ты молчал?!» Так и в Измаиле стало известно о том, что я стал священником».

С того дня отец Михаил служил и в Бессарабии, и на Донбассе. Со временем ему стало тяжело ездить в Луганск – сказывались возраст и трудности дальней дороги.  Как рассказывает батюшка, ему довелось служить во многих храмах нашего края, но дольше всего – в храме святых царей Константина и Елены в пгт Суворово, где у него было много духовных чад. И сейчас каждый год настоятель и прихожане с нетерпением ждут  его приезда на храмовый праздник. В редакцию пришло письмо от православных жителей поселка, с которым мы с удовольствием знакомим вас, дорогие читатели.

* * * * * * *

По милости Божьей и благодаря отцу-настоятелю Николаю Соколову, ныне покойному, прихожане храма Константина и Елены пгт Суворово имели счастье познакомиться с удивительно благодушным и сердечным батюшкой, протоиереем Михаилом Бешлиу. Его открытое сердце и простота в общении помогли сразу найти общий язык, сроднили нас. От батюшки исходит такой свет, тепло, умиротворение; он моментально покорил нас своей искренностью, добротой, лаской, как будто хотел своею любовью обнять нас и защитить от всех бед и нестроений. Но за внешней простотой, как оказалось, кроется необыкновенная духовная и житейская мудрость.

Отец  Михаил – пример для нас в семейных отношениях. Он с такой любовью, заботой и лаской всегда отзывался о своей матушке, называя ее  «моя Аннушка»! Вместе они вырастили прекрасных детей, которыми батюшка очень гордится. А еще у отца Михаила золотые руки - он пошил нашему настоятелю прекрасное облачение.

Батюшка говорит, что с радостью приезжает к нам на службы, храмовые дни. Для прихожан каждый приезд отца Михаила – большой праздник. Что стоит услышать ласково обращенное к нам «мойти момиченца» (мои девочки – Ред.)  и как эти слова греют нам сердца… Сколько житейских историй рассказал нам батюшка, и каждая из них незаметно назидает и научает.

Хотя отец Михаил в последнее время редко приезжает в Суворово, но мы знаем, что он молится о нас, всех помнит, о всех беспокоится. А нам хочется просить Бога, чтобы Он продлил годы жизни этому духовному служителю, пастырю и замечательному человеку. Паства Суворовского храма благодарна батюшке за каждую вынутую за нас частицу у Престола Божия.

* * * * * * *

Со своей будущей женой, матушкой Анной отец Михаил познакомился в ателье, в котором они вместе  работали. Девушка была маленького роста, худенькой,  и такой скромной, что он не сразу обратил на нее внимание. Однако  друг посоветовал  присмотреться к ней, за что отец Михаил ему всю жизнь благодарен. Матушка Анна родилась в  многодетной семье, в три года она осталась без матери. Вырастила, воспитала и дала ей образование родная тетя, которая была также крестной матерью девочки. Жили они неподалеку от церкви Жен Мироносиц, где она, можно сказать, и выросла, так как ходила туда с самого раннего детства - сначала с бабушкой, а потом  с тетей, которые были верующими людьми и в вере воспитывали детей, а потом и внуков.

С будущей матушкой они стали встречаться в 1954 году, но по различным  обстоятельствам  смогли пожениться лишь 29 января 1956 года.  Они вырастили двоих детей - сына Анатолия и дочь Ольгу, прожив вместе  почти 56 лет - до ухода из жизни матушки.

Залогом такой долгой и счастливой семейной жизни, по мнению отца Михаила, служило то, что они с матушкой все вопросы решали сообща, всегда советовались, помогали и, конечно, относились друг к другу с уважением и теплом. Матушка была замечательной хозяйкой, прекрасно готовила, хранила семейный уют. «Сейчас ведь как бывает? – говорит отец Михаил. – Приходят на исповедь и начинают жаловаться на мужа – и такой он, и сякой. А я часто замечаю, что на службах целый день, с утра до вечера, стоят одни и те же женщины. Спросишь такую христианку: «А у тебя дома все сделано? Приготовлено, убрано?» Нет. Знают ли они, что совершают большой грех, не выполняя свои семейные обязанности, пренебрегая ими? Думают о себе, что они очень благочестивые, что угождают Богу, но это не так. Женщина должна держать в своих руках весь дом, всю семью. Я многим советую читать апостола Павла, говорю, чтобы задумались, не они ли являются причинами семейных неурядиц. Нужно также понимать и то, что такое поведение женщины может отвратить мужа от церкви, которую он посчитает виновницей всех семейных проблем, а это может привести к погибели души. Супругам нужно чаще приходить к священнику для духовных бесед, наставлений, а не только на исповедь. И конечно нужно уметь прощать и жалеть друг друга. Вот тогда и можно будет сохранить семейный мир на долгие годы.

Что касается  самого Таинства исповеди, то хочу сказать, что она должна обязательно совершаться накануне вечером, чтобы  было больше времени и возможности вдумчиво исповедаться. Так это всегда было в прежние времена. Когда исповедуются за Литургией – это неправильно: за тобой стоит несколько человек, всем надо подойти, нервничают и прихожане и батюшки. Иногда уже с Чашей священник выходит, а ты все еще исповедуешь. Только немощные и болящие могут утром исповедоваться.  Иногда человек признается, что только что пришел в храм, не был даже при чтении Евангелия. Как же можно дерзать идти на Причастие при такой недостойной подготовке? 

Что касается грехов, то они практически во все времена остаются теми же, так как люди мало меняются. Блуд, прелюбодейство, зависть, тщеславие, гордыня, забота о мирском, нерадение о спасении души –  вот небольшой список «вечных» грехов.

* * * * * * *

Отец Михаил и сегодня, несмотря на преклонный возраст и немощи, практически каждое воскресенье служит в соборе, приглашают его на богослужения и настоятели других храмов.  Можно только радоваться тому, что Бог укрепляет его, дает силы  на служение. Многие прихожане стараются попасть на исповедь именно к  нему, а после каждой службы  духовные чада  ожидают батюшку, чтобы поделиться наболевшим и получить его мудрый совет и пастырское наставление. Он всегда близко к сердцу принимает чужие проблемы, старается помочь  в их решении. О своем духовном отце нам рассказала одна из его духовных дочерей, раба Божия Галина.

* * * * * * *

«Господь сподобил меня встретиться с отцом Михаилом   в  2002 году. Мой муж после 30 лет  семейной жизни предложил мне венчаться. И вот  9 октября 2002 года отец Михаил нас повенчал. С тех пор он стал моим духовным отцом, к которому  я стала обращаться  с различными житейскими вопросами.  Меня всегда поражает его доброжелательность, дар большой и глубокой рассудительности и любовь к людям. Какая светлая, чистая  душа!

Когда у меня случилось горе - погиб муж, и я была в скорби и унынии, отец Михаил очень поддерживал меня и постоянно наставлял, как  справиться со своим горем. Позвонит: «Галина, детка, как ты?» -  и даст совет, что делать, какие молитвы читать.

Отец Михаил в любых ситуациях учит сохранять мирное состояние души,  всегда стараться  иметь со всеми простые, хорошие отношения.  После бесед с батюшкой возвращаюсь домой со светлой радостью, которую невозможно выразить словами.

Дорогой батюшка, наш наставник и молитвенник, большое спасибо Вам за Ваши молитвы о нас и дай Вам Бог крепкого здоровья и многая, многая, многая и благая лета!»

* * * * * * *

Надо отметить, что мягкий, добрый батюшка становится твердым и непреклонным в вопросах веры, богослужебного устава. Он может дать совет молодым священникам, может твердо отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах, руководствуясь в первую очередь своей ответственностью перед Богом.

А еще отец Михаил - замечательный рассказчик! Богатый жизненный опыт, мудрость, интересная насыщенная жизнь, живой юмор, острый ум, талант увлекательного повествования  - все это привлекает к нему людей.

Многое из наших бесед с батюшкой осталось, к сожалению, за рамками этого повествования. Однако, мы взяли у отца Михаила слово, что он поделится с вами, дорогие читатели, своими воспоминаниями об известном измаильском священнослужителе  архимандрите Сергие (Химиче), которого он очень хорошо знал.

9 сентября этого года исполняется 25 лет со дня дьяконской хиротонии  отца Михаила. Коллектив редакции сердечно поздравляет Вас, дорогой батюшка, с этой знаменательной  юбилейной датой! От редакции и от имени читателей газеты хотим выразить Вам свою признательность за Вашу теплоту, заботу, внимание, пастырское окормление, помощь в непростые моменты нашей жизни. Молитвенно желаем  Вам крепкого здоровья, сил, стойкости, помощи Божией в несении своего служения, к которому Вы были  призваны четверть века назад! Многая и благая лета!

С духовной дочерью.