В детстве я любил вечернее богослужение намного больше литургии. Причина проста – в школе я учился в первую смену, зато вечера были более-менее свободны. Поэтому на литургию я мог попасть лишь раз в неделю, а вот на всенощные и вечерни-утрени ходил и три, и четыре раза, благо служить наши священники любили часто. Из-за этого вкус к божественной литургии я приобретал позднее, а вот вечерняя служба мне стала близкой уже в юном возрасте.
Литургия – это то, что нам дарит Господь. Не мы ее совершаем, но Бог. Мы лишь молимся на этом богослужении, стремимся причаститься великому таинству богопредстояния, по милости Божией сподобляемся присутствия на Тайной вечери Господа. «Время сотворити Господеви» – говорит диякон в начале литургии.
«Мы сделали все, что от нас зависит, помолились на вечерне, утрене и часах, мы принесли свечи, вино и хлеб, теперь же Твое, Господи, время, Тебе действовать в нас, Тебе прелагать хлеб и вино в Свое Пречистое Тело», – так говорим мы устами священнослужителя.
А вот вечерня и утреня должны быть совершены именно нами, потому как это неотъемлемая часть суточного богослужения. Это наш молитвенный труд, наш дар Богу, как литургия – Божий дар нам.
Литургия всегда одна и та же. Тропари канона, которые служат стихирами на третьем антифоне, апостольское и Евангельское чтения, причастный стих – вот и все, что изменяемо на этой службе.
Вечернее богослужение – а утреня в большинстве храмов, как вы знаете, служится вечером – неизменяемой содержит лишь канву, порядок службы. Остальное постоянно меняется. Кафизмы повторяются раз в неделю, молитвы Октоиха – раз в два месяца, остальное повторяется раз в год. Пропустил службу – больше она в таком же виде вряд ли повторится в течение одной человеческой жизни. Поэтому надо дорожить этим ценным подарком Церкви своим чадам.
Что же делать, если родной храм далеко, а дел по дому, забот о семье и близких так много?
Во-первых, есть близлежащие храмы. Нет возможности ехать в свой приходской храм? Пойди в соседний дом Божий, помолись там.
Второй вариант – постарайся успеть сделать все дела заранее. В наше суетное и наполненное хлопотами время это сложнее первого. Найти время на семью, на родственников, на прочтение этой статьи и на прения в соцсетях так непросто, что приходится жертвовать временем поездки в храм к духовнику и общине, где ты – родной.
Вариант третий – вычитать самому вечернее богослужение. Множество книг, необходимых для уставного богослужения, нет порой даже в библиотеке священника, поэтому можно ограничиться Канонником и Псалтирью. Это, конечно, компромисс, но вся наша жизнь, мне кажется, состоит из компромиссов.
И последний вариант – для самых занятых. В конце Известия учительного есть правило для тех, кто не может присутствовать на вечерней службе и малограмотен (малограмотны мы или нет – тот еще вопрос!) За вечерню следует прочитать сто Иисусовых молитв с 25 поклонами, за утреню – 300 Иисусовых с 50 поклонами, за первый час – 50 молитв и 7 поклонов. Уж это правило мы всегда можем исполнить.
Но важно помнить, что любая замена не должна становиться правилом, это всегда исключение, замена неравноценная, надо научиться скорбеть, не попав на богослужение в свой храм. Надо полюбить бывать на всем богослужебном суточном круге. Ведь не полюбив молитвы здесь, что мы будем делать на Небесах? Уж точно оттуда доступа к фейсбуку и «одноклассникам» нет. Даже и «Правмира» с ежедневными замечательными статьями там нет. Там есть Бог, и нам надо научиться ставить Его в центре нашего сердца. Учиться здесь, пока еще живы плотию.
В моем детстве наша приходская просфорница, она же сторож, повар и дворник при храме, несмотря на множество послушаний находила время ежедневно вычитывать (вдумаемся в список молитв из ее правила!) утренние молитвы, полунощницу, две кафизмы, утреню, часы, изобразительны, вечерню и повечерие с тремя канонами, вечерние молитвы. Что нам мешает молиться, если не как она, то хотя бы вполовину? Не хватает времени? Наверное, надо отказаться от маловажного ради «единого на потребу».