ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ХОДИТЬ В ХРАМ? Протоирей Алексий Уминский.

ВОСПИТАНИЕ В ВЕРЕ. ПРОТОИРЕЙ АЛЕКСИЙ УМИНСКИЙ: ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ХОДИТЬ В ХРАМ?

 

222

Отличается ли чем-то поход в храм от похода в музыкальную школу? И то, и другое дети делают для того, чтобы их одобрили родители… Думает ли ребенок о храме как о месте радости, как о месте, пребывание в котором ему следует заслужить, или относится к посещению службы, как к подъему штанги: главное — установить личный рекорд? Очень во многом ответы на эти вопросы зависят от родителей.

Зачем дети ходят в храм?

Дети посещают храмы вместе с родителями в основном потому, что хотят нравиться им, хотят, чтобы родители их одобряли. Это если и не единственная, то по крайней мере важнейшая мотивация. Ни о какой особой детской духовности речь в данном случае не идет. Примерно с такими же настроениями многие дети отправляются в музыкальные школы. Им сольфеджио поперек горла, но они будут продолжать заниматься хотя бы ради того, чтобы папа в очередной раз воскликнул: «Какая у меня чудесная девочка!»

К сожалению, схожие психологические механизмы сопряжены и с посещением церкви, тем более что там старушки нередко смотрят на детей как на маленьких угодников Божьих. Раздающееся со всех сторон сюсюканье тешит родительское тщеславие, а дети, чутко подметив их реакцию, начинают играть на этих струнах. Верующие родители наивно усматривают в таком поведении ребенка проявление какого-то особенно глубокого религиозного чувства, какой-то особой восприимчивости к присутствию Бога в церкви. Нет, это значит лишь то, что дети, как правило, в эмоциональном плане намного богаче нас, взрослых. Попадая из типовых городских квартир в храмовое пространство с его сказочной архитектурой, непривычной музыкой и живописью и волнующим ароматом ладана, они вдруг оказываются в совершенно другом, волшебном и таинственном мире, в котором и себя осознают несколько по-иному.

Фото: Михаил Терещенко / "Православие и мир"

 

Религиозная жизнь иррациональна, поскольку свидетельствует об иной реальности, говорит о вещах невидимых. Дети, подрастающие в церковной среде, даже если они ведут себя не совсем так, как хотелось бы их родителям, постигают истину, закладывают основы своих отношений с ближними, миром и Богом. Происходит глубокий, серьезный процесс. Они действительно обращаются к Господу, молятся Ему, приобретая собственный, пусть пока еще и скромный духовный опыт. Главное — чтобы родители не превратили этот опыт в игру.

Конечно, дети учатся через молитву и церковные таинства, но особенности их духовной жизни нам неведомы, а способы их общения с Богом неясны. Если нам удастся обуздать свою гордыню, если мы перестанем видеть в своих детях «маленьких святых», если перестанем выдумывать какую-то особенную детскую духовность, какую-то особую силу детской молитвы или особую глубину детского покаяния, то все встанет на свои места — дети будут охотно приобщаться к Церкви, а родители сумеют проследить за тем, чтобы малыши не зевали в храме, когда их скромная духовная мера окажется переполненной.

Стоит ли понуждать детей ходить в церковь?

Если вдруг кто-то из детей скажет, что не хочет идти на службу, в каждом конкретном случае этот вопрос может и должен решаться по-разному. В каких-то обстоятельствах следует настоять на своем, а в каких-то нет. Мы же чаще всего видим свою задачу в том, чтобы загнать ребенка в храм во что бы то ни стало, а представление о храме как о месте радости, как о месте света, как о месте, пребывание в котором еще следует заслужить, никак нами не формируется.

Владыка Антоний Сурожский описывает, как отец с сыном собираются в храм, при этом ребенок капризничает и ведет себя так, что папа говорит ему: «В таком состоянии ты просто не имеешь права заходить в церковь! Будешь наказан, в церковь не пойдешь и останешься дома один». Это замечательный пример того, как воспитать в ребенке желание посещать церковные службы. Но много ли найдется родителей, которым удается превратить их в поощрение и в праздник? Для многих детей поход в храм изначально сопряжен со стрессом.

Родители мало задумываются о том, что само посещение Церкви Божией должно быть определенным образом эмоционально и эстетически подготовлено, вернее сказать, они вовсе об этом не думают. Например, собираясь на день рождения к друзьям или в театр, мы достаем лучшие духи и начищаем до блеска ботинки, в то время как в храм с ребенком готовы отправиться чуть ли не в тренировочных штанах. Будьте уверены: дети перенимают наши манеры! Опоздание на поезд для нас — событие исключительное, в аэропорт мы приезжаем за три часа до вылета, в храм же вполне можем прийти с опозданием минут на сорок. До Херувимской успел — уже хорошо, к Причастию появился — и ладно, значит, не опоздал. О том, чтобы прийти заранее, и речи не идет. Но если таково наше представление о Церкви, то каким оно будет у наших детей?

Фото: Михаил Терещенко / "Православие и мир"

 

Культура прошлых веков хранила базовые, незыблемые этические и эстетические ценности, хранит она их и теперь, правда, в основном на Западе. Я не раз обращал внимание на то, как люди в западных странах идут на мессу — они всегда надевают при этом нарядную одежду, они как-то особенно торжественны, стройны и подтянуты. А у нас зачастую — что в храм, что в хозяйственный магазин. И что с этим делать, неизвестно, как неизвестно и то, возможно ли каким-то образом восполнить этот страшный культурный и духовный провал.

Почему вообще стало возможно относиться к церковной службе не как к празднику и торжеству, а как-то иначе? Потому что она переживается многими как взятие какой-то высоты — сродни прыжку с трамплина или подъему штанги: главное — установить личный рекорд.

В данном случае я говорю и о себе: когда сын был маленьким, я успел наделать немало ошибок, в результате так и не сформировав у него до конца представление о храме как о месте радости. Он вполне может прийти на службу в рваных джинсах, в кедах и с серьгой в ухе, и я ничего уже с этим поделать не могу. Поздно, время упущено.

Тем же, у кого еще есть пока такая возможность, не стоит тратить времени даром. Пусть уж лучше ваше совместное с детьми участие в воскресных богослужениях будет происходить не еженедельно, но зато все члены семьи придут в церковь в нарядной одежде, а после службы соберутся вместе за праздничным столом. Пусть каждый такой день запомнится вашему ребенку как праздник, как настоящее семейное торжество: с тортом, мороженым и прогулкой в парке. Только так сформируются его представления о хорошем и плохом, о прекрасном и безобразном. Лишь после этого запрет на участие в таинствах может в исключительных случаях использоваться в качестве воспитательной меры: «Твои братья и сестры пойдут с нами в храм, а ты останешься дома».

Церковь должна прежде всего стать для детей местом обретения радости, а не площадкой для реализации родительского честолюбия. Когда это чувство радости будет закреплено в душе ребенка, вопрос о том, заставлять или не заставлять его идти в храм, отпадет сам собой.

74Если же жизнь детей в Церкви основывается на фарисействе, ничего хорошего не произойдет. Да, некоторые дети непременно выйдут в «отличники» и будут все делать хорошо и правильно. Только есть опасность, что в результате из них вырастут какие-то все понимающие, обо всем знающие, всех назидающие законники. К этому ли мы стремимся?

На мой взгляд, ничего страшного не случится, если подросток будет читать не так много молитв или не так строго поститься. Гораздо важнее, чтобы он сохранил на всю жизнь благодатное детское ощущение: в храме ему хорошо, здесь его искренне любят!

Из книги протоиерея Алексия Уминского
«Ребенок в семье и церкви. Как не навредить детской вере»


Назад к списку