Нет, нельзя.
Всегда перед Днем Святой Троицы, который празднуется в воскресенье, отмечается Троицкая родительская поминальная суббота. В этот день мы молимся в храмах на утреннем богослужении, во время заупокойной Литургии, панихид об упокоении душ всех отныне и до века усопших православных христиан. Мы подаем записочки и совершаем приношения милосердия за своих усопших, крещенных в Православии, сродников.
К сожалению, в обществе бытует поверье, что именно в Троицкую родительскую поминальную субботу один раз в году можно подавать записочки на панихиду или Литургию о самоубийцах. Оно противоречит каноническим церковным правилам.
В конце IV века жил святитель архиепископ Тимофей Александрийский. В свое время в 381 году этот святой был участником II Вселенского Собора. Благодаря его учености и богоугодной жизни многие епископы обращались к нему за разрешением различных недоуменных вопросов. 18 его ответов на вопросы о причащении и нравственной чистоте 2-м правилом VI Вселенского Собора приобрели каноническую силу.
Согласно 14-му правилу святителя Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви.
Вот как звучит это правило…
«Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии и приношение, или нет?
Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же бытии, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает бытии приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытати, да не подпадет осуждению».
Почему же Церковь не молится о самоубийцах? Попытаемся разобраться в трагическом феномене суицида…
Конечно же, это страшная трагедия и духовная катастрофа человека, совершившего самоубийство. И огромная боль, тяжелая рана для его родственников и близких.
Но фактически суицид – это бунт против Бога. Он совершается не вдруг, не внезапно. Мысль о самоубийстве зреет в человеке продолжительное время. Святые отцы признавали следующие этапы самоубийственной страсти (по возрастающей): уныние – отчаяние – самоубийство.
Пожилая женщина, красивая в молодости и утратившая привлекательность в старости, не желающая жить и медленно умирать. Подросток, сильно и страстно влюбившийся и отвергнутый объектом своего обожания. Алкоголик или наркоман, находящиеся в стадии сильного алкогольного или наркотического похмелья. Бизнесмен, запутавшийся в кредитах да долгах, онкобольной, не желающий мучиться, и т. д. Что объединяет эти случаи?
Человек сильно и страстно чего-то хочет. Господь ему этого не посылает, потому что для него это не полезно. Он дает человеку правильную и нужную для его спасения жизнь. Но тот, опьяненный своей страстью, гордыней, нежеланием смириться, отвергает жизнь, предложенную Богом, и будто бы говорит себе: «Ты мне не дал, чего я хочу, а я не приму того, что ты мне даешь». Наступает уныние. Человек начинает жалеть себя и, как правило, наслаждаться этим саможалением, своим позором, падением. Он утопает в сладких волнах депрессии, замешанной на эгоизме. Его не интересует мир, другие люди. Он любуется собственной болью. Постепенно в этой сладкой неге уныния наступает момент, когда стирается грань между «плохо-хорошо», между добром и злом, моралью и этикетом в человеческом поведении, и, наконец, такой человек попадает в черную пропасть отчаяния, когда мира для него будто бы уже не существует. Он, живя в нем, душевно и сердечно находится, образно выражаясь, за тысячу километров от него. Стирается последняя грань: пропадает инстинкт самосохранения. И вот уже жизнь оборвалась.
Человек добровольно теряет или отвергает Бога, а без Него мир – всего лишь пустота – бездна ледяного холодного космоса.
Конечно же, мы не должны ровнять всех под одну гребенку. Каждый случай самоубийства, как и каждый человек, уникален. Но факт остается фактом. Человек добровольно отказывается от Бога и Его Церкви. В этом суть самоубийства.
Потому Церковь и не молится о самоубийцах. Человек сам отказался от Ее спасительной помощи по своей воле. Для него уже покаяние невозможно. Он сам отказался от рая, так имеем ли мы – священники и родственники – право насильно туда тащить его?
Но, конечно же, есть и другая категория самоубийц. Это те, кто лишил себя жизни под влиянием тяжелой или хронической психической болезни. Например, шизофреник, страдающий галлюцинациями и не могущий понять, где реальность, а где его фантазия. Психическая болезнь или повреждение ума являются смягчающим обстоятельством. Об этом пишет и святитель Тимофей Александрийский в 14-м правиле. Потому если человек, совершивший суицид, состоял на учете в психиатрической больнице, то родственники усопшего могут взять справку от соответствующего врача о психическом недуге и обратиться с нею к Правящему Архиерею, который может разрешить заочное отпевание покойного. Берется земля с могилы усопшего, и над нею священником проводится чин православного погребения, как над телом. Но все равно даже и такого самоубийцу в храме поминать нельзя.
Что же делать родственникам?
В первую очередь молиться за самоубийцу келейно, то есть в домашних условиях. Церковная молитва за человека, совершившего суицид, запрещена, но келейная молитва возможна.
Так, например, учили оптинские старцы.
Преподобный Леонид (в схиме Лев) наставлял своего ученика Павла Тамбовцева, отец которого покончил жизнь самоубийством: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.
– Но каким образом молиться за таковых? – спросил послушник.
– По духу добродетельных и мудрых, так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!ˮ.
– Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего, но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешноˮ. Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»
Так же мыслил и преподобный Амвросий Оптинский. Он наставлял одну монахиню:
«Еще пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам поминать его в церкви не следует, а сестра и родные его могут келейно о нем молиться, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала, и утешала, и оказывалась действительною перед Господом».
То есть родные и близкие могут взять на себя обязанность после смерти (имеется в виду самоубийство) родственника читать о нем келейно сорок дней (а можно и дольше, постоянно) молитву преподобного Льва Оптинского:
«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего или рабы Твоей (имя), аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!»
Также существует Канон о самовольне жизнь свою скончавших, написанный митрополитом Вениамином (Федченковым). Он тоже читается келейно. Его можно скачать в интернете или купить в какой-нибудь церковной лавке.
НА ЧТЕНИЕ ВСЕХ ЭТИХ МОЛИТВ НУЖНО ВЗЯТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ДУХОВНИКА, А ЗА НЕИМЕНИЕМ ЕГО – У СВЯЩЕННИКА.
За самоубийцу можно и нужно творить дела милосердия: пожертвования нищим, бездомным и т. д. Только не просите людей поминать усопшего самоубийцу.
Также Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 27 июля 2011 года установил особый Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго.
Это было сделано потому, что, как пишется в Постановлении Синода: «в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи “вне умаˮ, хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения».
Это не отпевание самоубийцы, а молебен, который служится в храме для родственников человека, совершившего суицид, чтобы они получили утешение. Чин может быть отслужен не один раз, а многократно по мере необходимости.
В вышеупомянутом Постановлении Синода РПЦ пишется и о том, что «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».
Потому, дорогие братья и сестры, будем же находиться в спасительной ограде церковного послушания. Оно – наша дорога в Царствие Небесное. Есть благословленные опытом святых подвижников и самой Церковью способы молитвы за самоубийц и утешения для сродников. Преклоним же свою выю под них и предадим все воле Божией. Не предавайте себя, свою душу и сердце чрезмерному горю, но наипаче оставляйте свое горе Всевышнему.
Он уврачует и исцелит раненое сердце и больную душу.
Источник http://pravlife.org/content/mozhno-li-v-troickuyu-roditelskuyu-subbotu-molitsya-o-samoubiycah-v-hrame