Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая небо и землю, первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечной муки. Первый, согрешивший на небесах гордостью, был денница; первый, согрешивший в раю преслушанием, был Адам; первый, по изгнании согрешивший завистью, был Каин. Но первой причиной всех тех грехов денницы, Адама и Каина была все-таки зависть.
Завистью омрачился первый великий начальник ангелов, началовождь серафимов, «краснейший денница, утром воссиявающий». Когда он впервые увидел неизреченную доброту и славу Трисиятельного Божества, он позавидовал и опечалился; потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил себя равным Божеству. Ты… рекл еси во уме твоем: на небо взыду… буду подобен Вышнему (Ис. 14: 13-14). По мнению Григория Богослова (слово 27), зависть омрачила денницу, павшего по гордости; будучи божественным, он не вынес того, что его не почитают за Бога. Прекрасный ангел света стал страшным демоном тьмы. Воспламенив в себе сильнее ненависть и вражду к Богу, богоборный отступник не может отстать от этой борьбы. Когда он убедился в своем полном бессилии перед Богом, он направил свое оружие против человека и стал с ним бороться. Стал нашептывать, прельщать, склонять наших праотцев к ослушанию; очень обрадовался, увидав, что они изгнаны из рая, и особенно услышав их осуждение на смерть – смертию умрете (Быт. 2: 17). Он явно оказался богоборцем, враждуя с Богом и совратив человека, ибо перед Богом бессилен. Но когда он увидел, что решение не тот же час приведено в исполнение, что Адам и Ева, приговоренные Богом к смерти, не сразу умерли, он не стал ожидать срока и употребил все усилия, чтобы поскорее внести в жизнь смерть: он напоил ядом зависти сердце Каина и вооружил его руку на убийство брата своего Авеля; так с этого времени земля и начала оскверняться человеческой кровью.
Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь собственную выгоду; например, гордый хочет прославиться, сребролюбец ищет богатства, обжора хочет насытиться, беззаботный желает успокоиться, блудник стремится к сладострастию, яростный хочет отомстить. Но зависть ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого – убогим, счастливого – несчастным. Вот цель зависти – видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие.
С другой стороны, все другие смертные грехи доставляют какое-нибудь наслаждение, какую-нибудь радость тому, кто их творит; например, гордый радуется своей славе, сребролюбец – своему богатству, лакомка радуется при виде вкусных кушаний, ленивый рад праздности, блудник увлекается похотливостью, злобный удовлетворяется мщением врагу. А зависть не только не приносит тому, кого она обуяла, никакого наслаждения, никакой радости, а наоборот – приносит печаль, и печаль неодолимую.
Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как это и доказало время? Слава, достигнутая Давидом, не была ли и славой Саула, царство которого он утверждал, побеждая его врагов? Чудеса Иисуса Христа не были ли благодеянием для всех иудеев? Конечно. Но завистливый не обращает внимания на свое благо: «зависть не умеет предпочитать полезное», а умеет видеть добро ближнего и завистливо печалиться; зависть есть печаль о благополучии ближнего; она старается благополучие ближнего обратить в злополучие и в этом находить утешение своей печали. Цель зависти – видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие.
Вот какова страсть завистника, страсть, которая из всех прочих грехов наиболее печальна и безотрадна, потому что она одновременно и вина, и наказание для того, кто ее имеет. Поэтому справедливо говорит богослов: «Зависть из всех страстей наиболее несправедлива и вместе справедлива. Несправедлива потому, что преследует всех хороших, и справедлива потому, что распаляет имеющих ее. Не так сильно ржа точит железо, на котором она находится, как сердце завистливого поедается завистью, как мучится и терзается его душа в этой жизни и в будущей».
Поэтому я утверждаю, что не нужно желать для завистника ни исправления в сей жизни, ни кары в будущей. Сама зависть для него является достаточным наказанием: здесь он мучится, видя достоинство и счастье ближнего; там он страдает, взирая на блаженство праведных. Доселе эта страсть справедлива, ибо мучит тех, кем обладает. Но когда зависть начинает вредить ближнему, она причиняет людям великие бедствия. Примеров этому много.
Однажды спросили некоего мудреца, какие глаза видят лучше: черные или серые, мужские или женские, человеческие или скотские? И он ответствовал: лучше всего видят глаза завистливых людей. Они видят все: и вблизи самое малое, и то, что находится вдалеке; одного только не видят – доброго, а если и видят, наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь. Прячься сколько хочешь, запирайся, удаляйся, безмолвствуй в своем жилище, убегай в уединение, в пустыню – глаза завистливого достигнут тебя и там и увидят, что ты делаешь. Завистливый имеет как бы некие зрительные трубки, через которые он видит очень далеко. Где можно найти такого человека, даже самого добродетельного и святого, который не имел бы какого-нибудь порока? Один только Бог без греха и чист от скверны. Но глаза завистливого видят в людях малейшие пороки, даже такие, которых в них никогда и не было.
В заключение вспомним поучение апостола Павла: не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5: 27). Не будем тщеславны; будем знать каждый только свое; не будем осуждать один другого, не будем ревновать один другого. Если вы поедаете один другого, то берегитесь, как бы вам всем не погибнуть, – аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5: 15). Мы не должны допускать в себе ни малейшего проявления зависти! Не дадим повода радоваться врагам. Когда в семье, в обществе, в городе или в государстве внедряется зависть и люди друг другу начинают злобно досаждать, тогда не нужно никаких внешних врагов для нанесения поражения. «Когда мы начинаем завиствовать и вооружаться друг против друга, тогда не нужно, – говорит Златоуст, – и диавола для нашей погибели».
Зависть порицающая, зависть раздражающая, зависть, ближнего осуждающая, – она должна быть изгнана из среды христиан! Кто имеет такую страсть, тот недостоин даже именоваться человеком, а уж тем более не может называться христианином.
Святитель Илия (Минятий) (1669-1714), епископ Керники и Калаврита,
проповедник и богослов.
А ВОТ ЧТО ГОВОРИТ О ЗАВИСТИ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА.
Во всех религиях мира зависть не случайно считается одним из смертных грехов. А ведь зависть вредит и тем, кто завидует и это очень сильно сказывается на здоровье человека с завидущими глазами. Так как же зависть влияет на наш организм?
Ещё в 19 веке немецкие врачи пришли к выводу, что причина всех телесных болезней человека связана с психикой. Не существует болезни тела, которая не была бы связана с болезнью души. Поэтому нет никакого смысла лечить тело отдельно от души. В последнее время всё больше учёных стали утверждать, что любая инфекция в организме человека происходит оттого, что в душе у него накопилось слишком много обид и злости. Такой человек чаще болеет, у него сильно снижается иммунитет. Под воздействием негативных эмоций человек очень сильно подвергается опасности заболеть не только банальной простудой, но и раком.
Из всех негативных эмоций самой опасной является зависть. Она не имеет такого яркого проявления, как страх, злость, ярость. Она не выплёскивается наружу, а остаётся внутри человека, в его душе. Постепенно накапливаясь, зависть подтачивает ваше здоровье очень тихо и незаметно. Её можно сравнить с действием ржавчины.
Очень часто зависть принимает недоброжелательный характер. Завистник никогда не признается не только окружающим, но и себе, что он кому – то завидует. Ему кажется, что он не хуже других, что и работает он не меньше, но почему – то у соседа машина импортная, а у него российская, у соседа огурцы на грядке больше на пару сантиметров, да и дочь поступила в университет, а его чадо никак училище не закончит. Такой человек постоянно испытывает эмоциональное бессилие перед обстоятельствами, а это приводит не только к потере душевных сил, но и физических.
Упадок сил, не только физических, но и душевных, зачастую вызывает хандру, плохое настроение, а порой и депрессию. Острее всего на зависть в организме человека реагирует желудок. Даже без поступления пищи он активно выбрасывает соляную кислоту, отсюда и начинаются изжога, боли, а со временем это постепенно переходит в гастрит, а порой и в язву желудка.
Ну, а жажда получить то, что есть у соседа, да если можно, то и получше, совсем не даёт организму расслабляться, держит его в постоянном напряжении. И делает такой человек всё возможное и невозможное для того, чтобы догнать соседа, а порой и перегнать. А потом начинает удивляться, откуда у него в тридцать лет повышенное давление или язва желудка.
Бывает и тихая зависть, человек просто завидует, но чтобы догнать или перегнать своего конкурента у него даже мысли не возникает. Такой человек просто молча страдает, он может терять в весе, у него приступы апатии, он постоянно чувствует себя усталым и разбитым, ничего ему не интересно.
Так есть ли лекарство от зависти? Как избавиться от этого тихого, но такого страшного недуга? Во–первых, нужно осознать свою зависть и понять, что все болезни в организме начались именно из-за этого порока. А во – вторых, просто перестаньте сравнивать себя с другими людьми. У вас своя жизнь, своя судьба, вы такой человек, какой вы есть. Живите своей жизнью и не тянитесь ни за кем.
Совет священника.
Если зависть является вашей ведущей страстью, надо приложить все усилия, чтобы избавиться от нее. Любая страсть умаляется от сопротивления ей, а укрепляется от удовлетворения ей. Так и с завистью, надо постоянно противиться ей. Основное оружие против нее - это смиренная молитва ко Господу об избавлении от зависти.
Поскольку зависть богохульна, ибо содержит в себе несогласие с промыслом Божиим и недовольство Божьим распределением (почему мол у того есть это и это, а у меня нет?), то следует часто читать места из Писания и из святых отцов о Божьей благости, справедливости, мудрости и т.д. и уверять себя, что у Бога нет неправды и что Он все делает самым лучшим и полезным для нас образом. Надо укорять себя в неразумии, невежестве и непонимании Бога и смиряться со всеми обстоятельствами, которые не от нас происходят. Надо часто повторять слова Писания: "Мала безумному часть, которая перед глазами его." Надо погрузиться в истинное покаяние и оплакивать свое погибельное состояние, тогда Господь прикоснется сердца, и мы уразумеем опытно, что значат слова: " Вкусите и увидите, как благ Господь!" А после этого зависти не будет места.