Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В православном сознании как совершенно очевидное содержится понятие о
несовместимости табакокурения и христианства. Дух Истины, живущий в
Церкви, свидетельствует и научает об этом. Однако человек, не вполне
еще воцерковившийся, бывает склонен прислушиваться к нашептыванию лукавых помыслов, «оправдывающих» табакокурение при посредстве трех распространенных предрассудков.
Первый: «Все курят, и ничего».
Второй: «Подумаешь, мелочь: ведь не смертный же грех».
Третий: «Да это просто человеческая немощь и к духовности отношения не имеет».
В опровержение этой троекратной лжи призовем свидетельства церковного опыта, изучим мнения Святых Отцов и пастырей Церкви.
Преподобный Амвросий Оптинский:
«Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией: только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска это следствие болезненности души от табакокурения.
Архиепископ Иоанн (Шаховской):
«Духовный смысл курения и всех мелких "оправдываемых" противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих "нервов", как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы - плотское зеркало души)." «Успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения духа. Это успокоение - мираж. Сейчас - пока есть тело – его надо возобновлять постоянно. После это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души". Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу. Перед входом в храм Божий откидывается папироса... Но храм Божий ведь - это мы. Кто хочет каждую минуту быть храмом Божиим, откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое
нечистое чувство....Останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, «разрешит» себе мелкие грехи. Такой человек,
«усыпляющий» свою совесть, делается неспособен переступить грань
подлинной жизни духа. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко
Христу и сейчас же отходящему от Него с печалию, или даже иногда без печали, а просто, чтобы... «покурить»!
Преподобный Силуан Афонский.
В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто
посещая монастыри.
В одно из таких путешествий в поезде железной дороги
он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом
раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.
Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету.
Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь,
что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни,
хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно
при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе
жизни...». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он
продолжал говорить в пользу курения.
Тогда отец Силуан сказал: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: "Отче наш"». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как
курить, как-то не идет». Силуан в ответ заметил: «И так всякое дело,
перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».
Святой Никодим Святогорец:
«Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм
приличия и благовоспитанности, то пусть послушают, хотя бы современных
этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения,
справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и
благовоспитанность? Курение - страсть духовная: по природе курить человеку
несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное,
можно сказать, что курение - некий антипод молитвы. Молитва называется
у Святых Отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в
Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца,
ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела,
вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы - курение
благовонного фимиама - весьма наглядно выражает противоположность
благоухания ладана употреблению зловонного диавольского зелья».
Правильный помысл в помощь бросающему курить.
Один недавно крестившийся студент умеренно покуривал
и вовсе не собирался оставлять это «невинное удовольствие, к духовности
отношения не имеющее». Ведь главное - знать меру, не так ли? А суждения
о том, что курение - грех, «каждение бесам», «бесов ладан», он относил к
суеверному фанатизму отдельных не очень грамотных верующих.
Однажды, гуляя по улицам Москвы, вздумалось ему зайти в Донской
монастырь. Сигаретка, дополнявшая удовольствие прогулки, перед святыми
вратами была культурно выброшена в урну. Первое, что подобает сделать
паломнику, - это войти в храм и поклониться святыням. И вот,
перекрестившись, он собрался было уже приложиться к храмовой иконе,
которая по обычаю стоит на аналое посреди собора, как вдруг ум пронзает
мысль... Мысль эта была о том, что лобзание иконы после сигареты,
обкуренными устами есть мистическое поругание святыни. Сразу и без
доказательств стало понятно, что табакокурение и святыня в принципе
несовместимы, что курение богопротивно.
Лукавить и оправдываться перед ней стало просто немыслимо: своей
бытийной реальностью она мгновенно обесценила все «за» курения,
обозначив дилемму: либо с Богом, либо с табаком. На этом табакокурение
для студента закончилось раз и навсегда. Потом были и искушения, и
приражения «переубеждающих» бесовских помыслов, и «до свиданья»
компаньонам-курильщикам, и удивительно яркие сны о «сладостном» куреве
(замечательно, что даже во сне совесть отзывалась на эти сюжеты очень
остро, как на тяжелое грехопадение). Но по мере воцерковления все
расточилось и исчезло, «яко исчезает дым» (Пс. 67. 2).
Бросать курить надо только ради Христа, осознавая табакокурение
как грех, прогневляющий Самого Господа. В противном случае, греховная природа человека найдёт множество оправданий, чтобы не позволить этого сделать.