Грех табакокурения № 8(54), август 2011 г.

В православном сознании как совершенно очевидное содержится понятие о
несовместимости табакокурения и христианства. Дух Истины, живущий в
Церкви, свидетельствует и научает об этом. Однако человек, не вполне
еще воцерковившийся, бывает склонен прислушиваться к нашептыванию лукавых помыслов, «оправдывающих» табакокурение при посредстве трех распространенных предрассудков. 

Первый: «Все курят, и ничего».

Второй: «Подумаешь, мелочь: ведь не смертный же грех».

Третий: «Да это просто человеческая немощь и к духовности отношения не имеет». 
В опровержение этой троекратной лжи призовем свидетельства церковного опыта, изучим мнения Святых Отцов и пастырей Церкви.

 

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией: только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска это следствие болезненности души от табакокурения.

 

Архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Духовный смысл курения и всех мелких "оправдываемых" противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих "нервов", как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы - плотское зеркало души)." «Успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения духа. Это успокоение - мираж. Сейчас - пока есть тело – его надо возобновлять постоянно. После это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души". Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу. Перед входом в храм Божий откидывается папироса... Но храм Божий ведь - это мы. Кто хочет каждую минуту быть храмом Божиим, откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое
нечистое чувство....Останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, «разрешит» себе мелкие грехи. Такой человек,
«усыпляющий» свою совесть, делается неспособен переступить грань
подлинной жизни духа
. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко
Христу и сейчас же отходящему от Него с печалию, или даже иногда без печали, а просто, чтобы... «покурить»!

 

Преподобный Силуан Афонский.

В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто
посещая монастыри.

В одно из таких путешествий в поезде железной дороги
он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом
раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.
Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету.
Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь,
что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни,
хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно
при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе
жизни...». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он
продолжал говорить в пользу курения.

Тогда отец Силуан сказал: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: "Отче наш"». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как
курить, как-то не идет». Силуан в ответ заметил: «И так всякое дело,
перед  которым  не  идет  несмущенная  молитва,  лучше  не  делать
».

 

Святой Никодим Святогорец:

«Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм
приличия и благовоспитанности, то пусть послушают, хотя бы современных
этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения,
справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и
благовоспитанность? Курение - страсть духовная: по природе курить человеку
несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное,
можно сказать, что курение - некий антипод молитвы. Молитва называется
у Святых Отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в
Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца,
ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела,
вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы - курение
благовонного фимиама - весьма наглядно выражает противоположность
благоухания ладана употреблению зловонного диавольского зелья».

 

Правильный помысл в помощь бросающему курить.

Один недавно крестившийся студент умеренно покуривал
и вовсе не собирался оставлять это «невинное удовольствие, к духовности
отношения не имеющее». Ведь главное - знать меру, не так ли? А суждения
о том, что курение - грех, «каждение бесам», «бесов ладан», он относил к
суеверному фанатизму отдельных не очень грамотных верующих.

Однажды, гуляя по улицам Москвы, вздумалось ему зайти в Донской
монастырь. Сигаретка, дополнявшая удовольствие прогулки, перед святыми
вратами была культурно выброшена в урну. Первое, что подобает сделать
паломнику, - это войти в храм и поклониться святыням. И вот,
перекрестившись, он собрался было уже приложиться к храмовой иконе,
которая по обычаю стоит на аналое посреди собора, как вдруг ум пронзает
мысль... Мысль эта была о том, что лобзание иконы после сигареты,
обкуренными устами есть мистическое поругание святыни
. Сразу и без
доказательств стало понятно, что табакокурение и святыня в принципе
несовместимы
,
что курение богопротивно.

Лукавить и оправдываться перед ней стало просто немыслимо: своей
бытийной реальностью она мгновенно обесценила все «за» курения,
обозначив дилемму: либо с Богом, либо с табаком. На этом табакокурение
для студента закончилось раз и навсегда. Потом были и искушения, и
приражения «переубеждающих» бесовских помыслов, и «до свиданья»
компаньонам-курильщикам, и удивительно яркие сны о «сладостном» куреве
(замечательно, что даже во сне совесть отзывалась на эти сюжеты очень
остро, как на тяжелое грехопадение). Но по мере воцерковления все
расточилось и исчезло, «яко исчезает дым» (Пс. 67. 2).

Бросать курить надо только ради Христа, осознавая табакокурение
как грех, прогневляющий Самого Господа. В противном случае, греховная природа человека найдёт множество оправданий, чтобы не позволить этого сделать.

 


Назад к списку