Христос рождается - славьте, Христос с небес - встречайте! №12(46), декабрь 2010 г.

Рождество Христово даже в сердце неверующего человека вызывает какой-то трепет, желание приобщиться пусть хотя бы только к обрядовой стороне праздника. И даже если человек будет праздновать Новый Год 1-го января, то все равно 7-го он и свечку зажжет, и елочку до этого дня додержит.

Отчего это так? Потому что этот праздник понятен всем и связан с тайной жизни. Каждый из нас был ребенком, каждый, приходя в этот мир, получил от Бога веру. Одни эту веру растеряли, другие приумножили. Но даже в тех, кто ее растерял, живут остатки и веры, и чистого восприятия мира. Это и есть основа доброго отношения к празднику Рождества Христова.

Человеческая душа, по природе своей христианка, поэтому она изначально благорасположена к церковной жизни и к церковным праздникам. Это неистребимо и не зависит от рационалистических воззрений, идеологических установок человека или от его привычек. Елку стали ставить на Новый год в безбожные пятилетки, тогда же стали поклоняться каким-то временным отрезкам, а главное событие решили предать забвению. Произошла подмена ценностей, и всё равно, именно Рождество Христово ассоциируется с домашней ёлкой.

Действительно, у этих двух праздников совершенно разный смысл.

С одной стороны - отмечается начало календарного года, придуманного людьми условного отрезка времени. С другой - празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совершенно иной значимости - рождение Иисуса Христа, явление Спасителя миру. Это ведь поворотный момент в истории человечества. И совершенно различные значения традиций.

К советской традиции Нового года можно отнести разве что салат оливье, шампанское и "Голубой огонёк". Традиция православного Рождества имеет глубочайшие корни и символику. Сам праздник Рождества начинается с ожидания. И главное в этом ожидании - пост, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост предуготавливает дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Это очень важно - ожидание праздника.

Подобно тому, как восточные мудрецы, когда шли в Вифлеем, ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь. Потому что пост ведь не ради поста, это не диета ради похудения. Пост - это орудие стяжания любви Господа, средство для очищения человеческого духа. Пост - это еще и покаяние. Это отвращение от зла для того, чтобы человек был чист пред Богом, как ребенок, чтобы он мог правильно воспринять все то, что Бог посылает нам. Это ожидание чуда, ожидание Таинства.

Накануне, 6 января, совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво (кутья) - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей восточным мудрецам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. В этом есть искушение - готовишь рождественскую трапезу, но сам не ешь, не пробуешь даже сочиво до первой звезды. Это и есть, пусть маленькая, но жертва. При настоящей подготовке и дух, и тело участвует в празднике.

Сам праздник начинается с вечернего Богослужения, когда поют тропарь (главную молитву) Рождеству Христову. Продолжается Божественной Литургией, где люди слушают евангельское повествование о рождении Спасителя.

Рождество - это семейный праздник. Во многих домах на окно ставиться зажженная свеча и в этом глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом, горит и освещает путь другим, путь к Христу в наших душах. Когда наступило время Богоматери родить, была перепись и Марии пришлось предпринять в ее положении, трудный и опасный путь из Назарета в Вифлеем, откуда она родом, но места среди людей ни в одном из домов города Ей так и не нашлось. Христос родился в яслях в пещере, куда в плохую погоду загоняли скот. Свеча, зажженная на окне, говорит о том, что в своём доме мы ждем Христа. Но самое главное, чтобы человеческая душа стала теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос и праздник этот для нас - рождение Христа, внутри нас, возвращение и обращение человека к Богу.

Позже, когда люди отдохнут и семейно отпразднуют Рождество, они начинают этой радостью делиться. Ходят друг к другу в гости и Христославят. Не колядуют, как говорят, не скоморошничают, а именно Христославят. Разница в смешении понятий.

Когда колядуют, говорят о зиме, о каких-то природных явлениях, а Христославят - это когда приходят в дом и поют тропарь и кондак Рождества Христова. Христианские колядки – это те народные песнопения, которые раскрывают сущность праздника. Это все входит в сам праздничный процесс и не случайно, что сразу после Рождества наступают святки (святые дни) - особый период радости и поздравлений.

Само Рождество Христово - это начало, начало года, начало нового отсчета времени. От Рождества ведется новая эра и лично для каждого она начинается тогда, когда он очищает душу свою от всякой скверны и чистый, как младенец, предстает пред Богом. Тогда он - действительно чистый лист, на котором Господь напишет Свой промысел, который  и явит через его жизнь.

Множество мыслей посещает нас в этот праздник. Когда родился Христос, люди по разному отнеслись к этому событию, одни, как мудрецы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Божию Матерь переночевать в свой дом. Им было всё равно. При молчаливом согласии таких людей совершается зло. И те, и другие, и третьи есть среди нас. И каждый из нас каждодневно стоит перед проблемой выбора:
с кем он? Как он может в той или иной ситуации относиться к Христу?

Время подготовки к Рождеству должно стать временем  преображение человека, когда наше сердце, принимая Христа, становится Вифлеемским яслями, Спаситель приходит в сердца тех кто Его ждет, но для того чтобы Он туда пришел, надо все злое, лишнее убрать из своего сердца. Для этого и существует Рождественский пост. Важно понять, что за внешней стороной каждого действия в храме Божием стоит глубочайший смысл, традиция, а самое главное - духовная защита человека. Защита от злобы этого мира, от рассеяния, от беспринципности и слабости человеческой. Человек, входя в соприкосновение с Церковью, с Церковной традицией, концентрируется на своих духовных потребностях.

Все эти праздничные и наступающие дни праздника, заботясь о временном, земном, не будем забывать о жизни будущего века, о вечном. И пусть будет не только внешнее присутствие наше на празднике, а присутствие праздника во всех нас!

 

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ВАС,


ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

 


Назад к списку