Церковь и политика. №10(44), октябрь 2010г.

Мне часто приходится слышать, что политика – грязное дело. Неужели всегда так и невозможно проводить честную политику? Как на это смотрит церковь, которая тоже строит свою политику?

Прежде всего, давайте выясним для себя: а что такое политика? Политика – это действие, это дело.  Это дело может быть большим или маленьким, личным, семейным, коллективным, государственным, общенациональным, международным. Это действие, которое совершают люди.

Поскольку цена политического действия общенационального масштаба или международного масштаба слишком велика, то велик соблазн достичь цели любыми средствами. Вот почему в политике, особенно в международной политике, а иногда и в общегосударственной политике, употребляются средства недостойные, безнравственные. Наверное, тот факт, что в течение всей истории политические цели достигались без особого отношения к средствам, и привело к созданию вот этого образа, этой идеи: политика – грязное дело. А на самом деле, не должно так быть.

Если политика – грязное дело, и если допустимо употреблять в политике безнравственные цели, то почему же тогда нельзя употреблять такие же цели в семейной политике, или в коллективной политике, или на районном уровне, или на областном? Нигде нельзя употреблять негодные средства для достижения целей, особенно благих целей. А ведь политика-то и декларирует чаще всего благие цели: благо народа, благо общества, благо государства. Ну как же можно стремиться достигать этих благих целей при помощи негодных средств?

В социальной концепции русской православной церкви очень хорошо сказано по этому поводу, какой должна быть политика. И сказано не очень уж мудрёно, просто, слова заимствованы из Священного Писания. В основе политики должен лежать общехристианский принцип: не делай другому того, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. Не хочешь, чтобы тебе делали зла, не делай другим. Не хочешь, чтобы тебя обманывали, не обманывай других. Этот принцип действительно является универсальным и покрывает любую ситуацию, будь то личную, семейную, общественную, государственную или международную.

Ну, а что происходит, когда человек достигает своих целей при помощи негодных средств? Разбогател при помощи воровства, карьеру сделал, переступая через трупы, расталкивая всех руками и локтями, укрепил своё политическое положение, принеся невероятные страдания другим. Что в таких случаях происходит?

А происходит следующее: Господь наказывает, и в этой жизни, и в  будущей. И ни одна ещё политика, преследующая добрые цели дурными средствами, не увенчалась успехом. Как обман на уровне межличностного общения всегда будет выявлен (шила в мешке не утаишь!), так и обман в государственном или международном масштабе тоже всегда будет выявлен, люди будут знать  правду. Вот почему сегодня, как впрочем, и всегда, призывы делать политику правильными, методами, способами и  средствами являются очень важными, потому что совершенно очевидно, что в современном обществе, таком уязвимом и становящемся всё более и более уязвимым  сточки зрения технологической, техногенной, экологической, требуется высочайший уровень самоорганизации. Только самоорганизованное общество способно справиться с вызовами современной цивилизации. А самоорганизация не может покоиться на лжи, на пороке, на грязи. Всё это разрушается. Система становится нежизнеспособной.

Поэтому, сегодня требование к политикам – опираться на правильные и нравственные средства, является непременным. Сегодня, как никогда.

Мне кажется, что история нашего отечества даёт всем нам очень яркие и убедительные примеры того, как разрушается политика, основанная на плохих средствах.

Мудрость – это  способность усваивать опыт других, и особенно, усваивать опыт предыдущих поколений, учиться на истории. Мне кажется, что история даёт огромное количество сильных и ярких примеров, свидетельствующих о том, что политика, основанная на дурных средствах, нежизнеспособна.

Будем надеяться, что в нашем городе наступит время, когда и политики, и общество, и народ всё больше и больше будут осознавать эту внутреннюю нерасторжимую связь между средствами и целью. Хотя осознания недостаточно. Должна быть решимость, должно быть понимание того, что в современном мире и в современной цивилизации, всякое действие, которое затрагивает общество, народ,  людей, должно быть нравственным. Безнравственная политика – это путь в никуда.

 


Назад к списку