Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Обычный храм на обычной городской улице. Идет Божественная Литургия. Прихожане сосредоточенно молятся.
…Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один лет трех, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своем детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, то громко вскрикивает, затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: "Как же, Христос сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне; а вы что, гоните меня с детьми из храма?" У всех взвинчены нервы. Молитвенное сосредоточение разрушено. Литургия обессмысливается…
…Выносится Чаша. К ней две женщины - мама и бабушка - подносят кричащего ребенка. Он орет: "Не хочу!!!", выгибается дугой, бьет воздух руками и ногами. Мама скручивает ему руки и ноги, бабушка фиксирует голову, сюсюкая: "Ням-ням, Мишенька, дядя тебе сейчас конфетку даст". Священник, проявляя чудеса ловкости, с третьей или четвертой попытки умудряется вставить лжицу в рот ребенка. На лицах мамаши и бабушки счастливая улыбка: причастили! Дитя продолжает кричать и биться…
… Вот дети постарше. Всенощное бдение. Мамаши в умилении молятся, стоя у солеи. Их дети, сбившись в стаю, с визгом возятся в приделе. Порой детский шум заглушает хор. Попытки церковных служительниц урезонить ребят не имеют никакого успеха. В ответ на свои замечания они видят раскрасневшиеся лица и бессмысленные глаза. На секунду одергиваемый ребенок останавливается - и тут же опять вливается в обезличенную, бесчинную детскую общность. Родители этого упорно не видят и не слышат, они «молятся».
…Вот дети еще старше. Воскресенье. Мама трясет Ваню за плечо. "Вставай, сынок, пора уже на раннюю, а потом - воскресная школа". Ваня, продирая глаза, жалобно стонет: "Мама, можно я не пойду. Я так устал в школе за неделю…" Взгляд мамы становится жестким. "Иван! Вставай! Разве можно пропускать Литургию! Да и в воскресной школе сегодня опрос!" Бедный Ваня чуть не плачет…, но ничего не поделаешь. Через полчаса мальчик понуро бредет рядом с мамой в предрассветной зимней мгле. "Господи, за что?.." - не по-детски думает он.
Вот, наконец, церковь. Исповедь. В руки сына мама сует написанную ею бумажку с надписью "грехи Вани" и подталкивает его в спину по направлению к аналою. Ваня дает бумажку батюшке. Тот пробегает ее глазами и, накладывая епитрахиль на Ванину голову, читает разрешительную молитву, одновременно глядя усталым взором еще человек на сто, желающих исповедаться.
На Литургии Ваня дремлет, прислонившись к стене. В воскресной школе клюет носом и получает двойку за то, что не знает, каким именно образом соединяются во Христе Божественная и человеческая природа. Вечером мама отчитывает сына за двойку, а еще математику надо делать, завтра в школе контрольная. "Кончится это когда-нибудь?" - обреченно думает Ваня.
...Но, наконец, все и кончается. Дети вырастают, становятся юношами и девушками. Мама горько жалуется подруге, которая только вчера вернулась из длительной паломнической поездки по монастырям: "Сына как подменили. Ничего не понимаю. Был помладше - такой был хороший: и молитвы читал, и в церковь ходил…, а сейчас - курит, домой приходит ночью, хамит, даже богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю что-то, а он мне: "Мама, ты достала меня со своей церковью! Я никогда больше не пойду в нее!" На мамины глаза наворачиваются слезы…
Знакомые картины, не правда ли?
В чем же причины всего этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений: изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их…, а они, вырастая, отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат?
Давайте попробуем разобраться в этом.
В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки.
Первая - подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая - перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь.
Да, Христос сказал: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19, 14). Но что значат эти слова Христа? Ведь, наверное, нельзя понимать их исключительно в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения в храме (и бесчинствовать на них).
Здесь нужно сказать, что очень многие из православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую жизнь исключительно с участием в храмовом богослужении.
Так было в Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной религиозной обязанностью членов ветхозаветной Церкви было ежегодное его посещение.
Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное. Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 21-24).
Совместная церковная молитва, безусловно, очень важна в духовной жизни, но она вовсе не покрывает весь её объем, а является лишь одним из элементов этой жизни, частью - необходимой, но не главной. Самое главное совершается в сердце человека - поклонение Богу в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжать Духа Истины, это - цель духовной жизни; все же внешнее является только средством для достижения этой цели. Такова иерархия христианских ценностей; если она искривляется, если, например, посещение Богослужений из средства становится целью, становится самым главным в религиозной жизни, - тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем духовного плода.
Итак, нельзя всю жизнь души сводить только к "хождению в церковь"; тем более не получается это по отношению к детям. Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме. Между тем это совсем не так.
Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым "примитивизировать" себя, опускаться до уровня детей. Апостол Павел говорит: не будьте детьми умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними (1 Кор. 14, 20).
Быть как дети – означает уподобиться им в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающем их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но во всей полноте дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их.
И тут-то вся "загвоздка": такая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье должен быть мир, совместная молитва; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге на "птичьем языке" (типа: смотри, Боженька-то тебя накажет), а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источник мира, добра и любви, которые есть в семье.
Но очень редки такие семьи. Чаще бывает - шум, скандалы, капризная неуступчивость родителей друг другу вплоть до мелочей, а главное - несоответствие веры, которую исповедуешь, и собственной жизни. Причем, сами родители вполне могут это осознавать, но часто не бывает у них ни сил, ни желания, ни умения организовать свою семейную жизнь так, чтобы в основе ее лежали поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью. Причина этих неумения и нежелания состоит в том, что духовная жизнь воспринимается поверхностно, а не всей глубиной души; внешне-формально, авторитарно, книжно, схематически. В таких условиях вполне логично желание переложить религиозное воспитание только на Церковь. А так как и она понимается формально-автоматиче?ски, почти магически, то и церковность эта становится исключительно внешней: посещение богослужений, воскресной школы и т.д.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отвергать важность и нужность внешней стороны религиозной жизни, важно лишь подчеркнуть, что все должно быть на своем месте.
Начинается религиозное воспитание с того, что семья всеми силами должна стараться достичь такого состояния, чтобы Бог был не просто некоей доктриной, служение которой отнимает время и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи. Никакое "напичкивание" внешней церковностью этого не даст. Должен присутствовать целенаправленный и осмысленный нравственный труд семьи, ориентированный прежде всего не на соблюдение "буквы", а на создание настоящей домашней Церкви.
Необходимо учитывать и психологические особенности детей. Большинство сегодняшних православных родителей воцерковились сами в зрелом возрасте, через чтение книг, посещение храмов и монастырей, через "взрослое", по сути, осмысление жизни. У нас нет опыта собственного церковного детства, поэтому мы и детей хотим воцерковить, как маленьких взрослых. Но это ошибка, потому что дети воспринимают мир по-другому. Их стихия - движение, игра и непосредственное восприятие мира, и духовного в том числе. Детям трудно сосредоточиться на длительное время, тяжело несколько часов неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому богослужению у них совсем другое отношение, чем у взрослых. Многие взрослые не понимают того, что происходит в церкви, а дети - подавно; они не могут воспринимать богослужение интеллектуально, как это требуется по сути его; а для непосредственного восприятия душой, а не умом, им достаточно небольшого отрезка времени.
То же самое относится и к домашней молитве. Многие родители требуют от своих детей заучивания ими молитвенных текстов; и вот дети стоят перед иконами и бубнят их, а мама слушает и поправляет. Дети знают и любят молитву, склонны к ней, только у них она занимает несколько минут, больше они не могут сосредоточиться. И нужно научить детей, чтобы они в эти несколько минут именно молились, то есть обращали свое чистое сердце к Богу, а не механически читали детские молитвословы или ковыряли в носу, пока мама не прочтет свое полуторачасовое правило.
Итак, как нам приобщать детей к церковности?
Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир и т.д.
Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности - чуть меньше, чем "по силам"; а все внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для них праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой.
Как-то батюшка спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи:
"А как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь ли ты Его любовь - вот как бы, например, Он был твоим лучшим Другом?" Мальчик пожал плечами: он не понял, о чем его спрашивают.
Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели, например, причастить ребенка - мама и папа готовятся и всей семьей причащаются. А не превращать Причастие в какую-то дежурную процедуру типа визита в поликлинику или принятия таблеток.
Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание и социальная адаптация. Существует ложное, псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де она отвлекает от молитвы и всего церковного. Плоды цивилизационного развития общества объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход антихриста и т.д. В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками (а то "растлят"), не подпускают их к компьютеру ("зомбирует") и прочее. А результат - дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как ни старайся, а из этого мира никуда не деться. Не найдя своего места в обществе, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своей неустроенности Церковь, которая в этом совершенно не виновата. Апостол Павел говорит: все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21); все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).
От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на духовном, но и на культурном и социальном уровнях. А для этого нужно вооружить детей соответствующим "багажом": развивать в них художественный, эстетический вкус, приобщать к классическому искусству - музыке, литературе, развивать творческие задатки ребенка, чтобы, столкнувшись с преобладающей сегодня агрессивно-попсовой средой, наши дети имели некое культурное "противоядие", которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно неотделима от культуры: не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно во всей полноте воспринять ни то же Богослужение, ни церковные историю, письменность, искусство.
Но и тут все упирается в семью. Если для мамы и папы предел их музыкального развития - "Радио Ретро", если всё чтение в семье - желтые газеты и Маринина с Донцовой, если все культурные потребности удовлетворяются телевидением ("Поле Чудес", "Окна", «Дом-2» и прочее подобное) или, наоборот, в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно "православное", а от всего остального шарахаются, то откуда детям взять культурное воспитание?
Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф. 5, 13), чтобы они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не только на уровне церковности (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни различать добро и зло, противостоять греху и свидетельствовать о Христе. Чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного (Мф. 5, 16). Этому всему тоже учатся в семье, но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь все это, быть примером для детей, чтобы воспитание порядочности, здравомыслия и активная христианская жизненная позиция не ограничивались руганием на кухне Америки и видением во всем заговора мировой закулисы.
Итак, подведем итоги. Как нам воспитывать наших детей?
Прежде всего, надо их любить, заниматься с ними, уделять им время, молиться с ними. Нужно во всем быть примером для детей: самим родителям учиться жизни и культуре, не "закисать" в быту, сводя всю жизнь только к материальному благополучию, учиться быть христианами во всем, воспринимать церковность не начетнически-узко, а такой, какая она есть - охватывающей все богатство человеческого бытия; быть открытыми, "незашоренными", порядочными и здравомыслящими людьми.