Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В Евангелии, беседуя со Своим тайным учеником Никодимом, одним из иудейских старейшин, Господь сказал: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Что значат эти слова?
Священное Писание говорит о небе в различных смыслах. Первое небо – это то воздушное пространство, которое окружает Землю. Второе небо – это космические просторы, где находятся небесные светила. Третье небо – это мир духовный.
Духовный центр сотворённого мира – Земля; хотя она в масштабах всего мироздания представляет лишь малую частицу, почти пылинку, но здесь, на Земле, произошли самые великие события в истории Вселенной. Сюда сошел Господь, и на Земле Он принял человеческую плоть, на Земле пролил Он Свою Кровь, поэтому Земля стала духовным сердцем всей Вселенной: так малый алмаз драгоценнее огромных каменных глыб.
Бывает, что люди спрашивают: зачем же тогда Господь создал эти миллиарды звезд, если они мертвы и необитаемы? Но это все равно, что спросить художника: зачем он нарисовал великолепную и величественную картину? Для Господа одинаково легко сотворить миллионы галактик и одну песчинку.
Как сошел Господь с небес? Ведь Господь – это Дух бесконечный. Он сошел с небес в том смысле, что здесь, на Земле, принял человеческую плоть; но написано также в Евангелии: Сущий на Небесах (Мф. 6, 9), – то есть Он пребывает Духом Своим везде, все содержит силою Своею, пребывает Весь во всем, и в то же время Весь превыше всего.
Некоторые спрашивают: «Когда будет конец мира?» Господь отказался ответить на этот вопрос потому, что знать день и час неполезно для нас, но можно сказать, что мир погибнет тогда, когда иссякнет на земле любовь.
Господь сказал о том, что Он пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы мир спасти (Ин. 12, 47). Евангелие говорит, что Свет пришел в мир, но мир не познал Свет, не принял Его (Ин. 1, 9–11). Люди возненавидели Свет потому, что дела их были злы. Господь говорит, что Он пришел, дабы все верующие в Него спаслись, но мы знаем, сколько христиан погибает. Святые Отцы учат нас, что верующие будут судимы более строго, чем неверующие. Преподобный Макарий Великий указывал, что в самом страшном месте ада будут находиться священники, недостойно литургисающие, и монахи, нарушающие свои обеты... (но не забываем, что иной суд человеческий, и иной суд Божий). И все же Господь говорит, что те, кто верует в Него – спасутся. Как же это совместить?
Вера у людей бывает разная. Есть вера от ума, она холодная и мертвая, как свет луны. Эта вера не согревает нашего сердца, не определяет наших поступков. Мы верим, что есть Бог, а живем так, как будто Его нет. Эта вера не спасет никого, она будет человеку только в осуждение.
Господь говорит о другой вере, которая подобна солнечному свету, изливающемуся на всех; солнечному свету, который греет и животворит, под лучами которого всё расцветает. Это вера, соединенная с любовью, которая проявляется и свидетельствуется всей жизнью человека.
Господь говорит о том, что Свет пришел в мир, но мир Его не познал, потому что возлюбил больше тьму. Мы в Символе веры читаем: «Распятого при Понтийстем Пилате», – однако, распятие Христа продолжается. Оно продолжается как в истории человечества, так и в наших собственных душах. Мир, который возлюбил зло больше, чем Свет, сразу же ополчился против Христа и Его учеников.
В наших собственных сердцах Господь распинается, когда мы выбираем грех. Когда мы выбираем тьму страстей, а не свет Богопознания, то мы становимся
и предателями, и убийцами Христа Спасителя.
Почему многие из нас говорят, что они не чувствуют духовной радости, ведь Свет пришел в мир! Мы должны внутренне радоваться и торжествовать. Почему сердца наши мертвы и холодны? Потому что мы не любим Бога. Но почему мы не любим Бога? Ведь естественно детям любить своего отца, тем более людям – любить своего Небесного Отца и Создателя! Не любим лишь потому, что нельзя одновременно любить Христа и грех, Бога и демона.
Некоторые говорят: мы ходим в храм, мы каемся, мы причащаемся, значит, мы любим Бога больше, чем грех. Но, братья и сестры, почти у каждого из нас есть какой-то тайный грех, с которым трудно расстаться и которому всегда находится оправдание. Человек готов бороться со всеми остальными пороками, но этот, столь сладостный для него, сохранить в тайне. И поэтому благодать не может проникнуть в душу такого человека. У одних это – сребролюбие, у других – осуждение людей, у третьих – плотские похоти, гордыня и так далее. Помните: когда человек не борется со своим грехом, он далек от Христа.
Авва Дорофей рассказывал, как однажды к нему пришел некто из братии и покаялся, что ворует пищу. Авва с любовью спросил: «Почему ты делаешь это?» Тот ответил: «Я голоден, и мне не хватает пищи за трапезой». Тогда Преподобный сказал: «Я благословляю тебя есть сколько ты хочешь, только не воруй».
Через некоторое время оказалось, что этот человек ворует снова. Авва Дорофей опять спросил его: «Почему ты делаешь это, ведь я благословил тебя есть сколько ты хочешь?» Тот ответил: «Мне стыдно братии». Тогда Дорофей говорит: «Приходи ко мне, ты ведь не стыдишься меня, и у меня ешь, что хочешь, пока ты не насытишься, только не воруй».
И вот, снова оказалось, что этот несчастный брат ворует. И снова спросил его Преподобный: «Зачем ты это делаешь, неужели ты стесняешься и меня, своего отца?» Тот сказал: «Нет, отче, я не стесняюсь тебя, но я не могу не воровать, я привык, и поэтому я испытываю мучение, если не украду что-нибудь».
Тогда авва захотел узнать: «А что же ты делаешь с тем, что крадешь, всё поедаешь?» Брат ответил: «Нет, отче, я насыщаюсь и в трапезе. То, что я ворую, я несу в свою келлию и прячу, а затем, когда пища начинает гнить, я потихоньку выношу ее и кормлю осла».
Да, братья и сестры! Иногда и у нас бывает грех совершенно бессмысленный, грех дикий, однако в этом грехе мы находим какое-то тайное наслаждение.
Итак, для того чтобы в душе у нас была духовная радость, для того чтобы мы любили Бога и видели очами сердца Свет, Христа Спасителя, мы должны бороться со своими грехами; отыскивать и каяться, а не оправдывать их, ибо солнце сияет для всех, но мрачные тучи наших страстей закрывают его от нас.