Что такое время? №1(35), январь 2010 г.

“Что такое время? Кто способен коротко и ясно определить его? А ведь в наших беседах мы ни о чем не говорим с такой уверенностью и столь часто, как о времени, и когда мы говорим о нем, мы, несомненно, понимаем, о чем говорим, и понимаем, о чем идет речь, когда слышим это слово в разговоре. Так что же такое время? Когда меня не спрашивают, я знаю ответ, но если меня попросят объяснить это кому-нибудь, я понимаю, что ничего не знаю“, — писал еще в конце IV века блаженный Августин
епископ  Иппонийский — один из отцов и учителей Церкви.

Природа времени недоступна нашему пониманию. Время подобно ветру — мы не видим его, но судим о нем лишь по его делам. Человек, пытаясь постичь тайну времени, еще в древние времена убеждался, что “все течет, все изменяется“. Бог сотворил время прежде человека, которого создал святым, бессмертным “по образу Своему и подобию“.

Мудрецы и философы всех времён не могут вырваться из-под власти времени,  не могут разгадать его загадок, не могут защититься от него силой своего ума, которым они поражали и пленяли весь мир. И потому разделяют одну участь с невеждами, умирают, так и не получив ответов на свои вопросы, так и не узнав: откуда, куда и зачем. Ибо это может открыть людям только Тот, Кто выше времени.

Древние не смогли раскрыть тайну времени, тайну вечности. Этой тайной владеет только Церковь. И тайна эта проста. Бог создал время как приготовление к вечности. Время не безначально и не бесконечно, оно протекает на фоне вечности. Время – это состояние подготовки и выбора, перекрёсток дорог, где решается главный вопрос человеческого существования: с кем человек – с Богом или без Бога.  Время – это возможность изменения, становления человеческой личности, проявления или утраты богоподобия, приобретения того, что раскроется в вечности.

Здесь, на земле – пребывание. В вечности – истиннное бытие. Время – поле испытания человека, а вечность - принадлежность Самого Бога, поэтому для христианина вечность открывается во времени, через приобщение души к предвечной благодати. Образно говоря, вечность – это как бы дыхание Бога, которое душа может ощутить во время молитвы. Для неверующего время – лишь преддверие смерти, период крушения человеческих надежд. Поэтому у неверующих остаётся только один способ бороться со временем и смертью – постараться забыть о них.

 Для христианина время – это великий Божий дар и, вместе с тем, огромная ответственность: ведь вечность может стать для нас и вечной потерей Бога.       

Время – в постоянном самоуничтожении. Во времени нет прошлого: оно безвозвратно исчезло; во времени нет будущего: оно только предполагается; во времени нет настоящего. Пока наши органы чувств пытаются зафиксировать время как настоящее, оно уже прошло, превратилось в прошлое, эта волна пронеслась мимо нас. Значит, настоящее – лишь воспоминание о недавнем прошлом, косность органов наших чувств, доносящих до нас мгновение, которого уже нет. Таким образом, настоящее – это только след прошлого и ожидание будущего.

Сама смерть – это не выход из времени; просто душа человека переходит в состояние нового восприятия времени, недоступное нам сейчас. Время исчезнет тогда, когда небо и земля сгорят в космическом пламени, которое не уничтожит, а преобразит мир. Помните, как в Евангелии сказано: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят  (2Пет. 3: 10). До Страшного Суда время царит не только на земле, но и на небе, и в преисподней. Души святых ждут воскресения тел, души грешников – милости Божией по молитвам живых.

Время – это перемена; перемена связана с потерей, когда на смену одному приходит другое. В вечности – новое без потерь. Время не переходит в вечность, и вечность не переходит во время.  Время – это подготовительный этап вечности. В Апокалипсисе говорится, что после страшного суда времени уже не будет: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия  (Откр. 10: 5 – 7).

Человек создан был бессмертным, время не имело над ним власти. Но ему была дана заповедь и наказание Божие за непослушание: “смертью умрешь“ (Быт. 2:17). Значит, жизнь зависела не от времени, а от жития, от исполнения заповеди Божией. Но по преслушании Адам, согрешив, впал во власть времени, т.е. стал тленным и смертным: он всю жизнь каялся и плакал, но своими силами сам не мог вновь уподобиться Богу.

После Воскресения Христова наступило “время исправления“ (Евр. 9:10), время исправления благодатию. Бог обновляет человека, но теперь уже вместе с самим человеком, так чтобы его воля  через познание истины и исполнения заповедей Божиих, сливаясь с волей Божией, была свята

“Если потеряешь деньги, то можешь приобрести вновь, но если погубишь время в суете, не можешь воротить его, а ведь Бог дал время для того, чтобы мы научились благочестию“, — писал свят. Иоанн Златоуст.

 Поэтому Апостол Павел взывает к “искуплению времени“ (Еф. 5:16), ибо мы часто теряем или тратим его даром, впустую, или еще хуже, “убиваем время“.

Любовь к Богу и людям возводит к вечности, становится истинным высшим благом человека, сокровищем всей его жизни, истинным содержанием и исполнением (т.е. наполнением) каждого мгновения. Из святоотеческих писаний узнаём, что душа, достигшая любви, находится вне времени и пространства.

Поэтому без Господа у человека нет ни будущего, ни вечного. Во Христе миру открывается вечность через любовь и Церковь исполнена живым непрестанным воспоминанием о Господе, и втором славном Его пришествии.

Наша жизнь во времени - это цепочка незавершенных дел. Время идет, а мы отстаем от него. Мы все больше работаем и все меньше радуемся жизни. И проблема заключена не в недостатке времени, а в нашей иерархии ценности. Тирания неотложных дел возникает не из природы времени; напряжение и разочарование нарастают оттого, что мы ставим себе неверные задачи, постоянно разрываемся между срочным и необходимым. Срочные, хотя куда менее важные дела, требуют немедленного ответа, пожирая все наше время. И на фоне этой суеты всё труднее, а то и вообще невозможно, найти время для молитвы, для разговора с Богом. Будучи постоянно с головой погруженным в конечное, невозможно прикоснуться к бесконечному. Но взгляните на эти хлопоты с точки зрения вечности — и их сиюминутная значимость тут же померкнет.

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную (Гал. 6: 7 – 8).

 


Назад к списку