За что мне это? №5(27), май 2009 г.

Кого Бог хочет возвести в рай, того сначала наводит на путь к нему – на крест.

Один святой аскетический писатель сказал, что признак  избрания Божия – когда человеку посылаются непрестанные скорби.

Мы живём на сей земле, как во второй утробе материнской, чтобы родиться для Неба. Младенцы, сформировавшись совершенно в утробе, рождаются  на  этот свет, а праведники, совершенствуясь здесь трудами при помощи благодати Божией, переходят на небеса. Грешники же, как младенцы, умершие во чреве, переходят из мрака во мрак. Они умирают на земле от яда греховного, и по смерти низвергаются
в тёмные преисподние места.

Скорби людей последнего времени утончены, т.е. при поверхностном взгляде их даже нельзя признать скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего… Искушения явные, грубые и жестокие, возбуждают в человеке пламенную ревность и мужество к перенесению их…. Враг заменил грубые искушения слабыми, но утончёнными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возбуждают на подвиг, но держат человека в каком-то нерешённом положении, а ум – в недоумении. Они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, бездействия и уныния.

Это выражается в том, что люди всё время ожидают чего-то, говорят: вот тогда и будем поститься и молиться…. Но Господь обещал, что если мы покаемся, то будут прощены грехи наши, а о том, что мы доживём до завтрашнего дня
нам не обещано.

Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит их.… Один и тот же факт может причинять страдания в разной степени. Это зависит от того, принимает ли это человек как волю Божию, или сопротивляется,  по своему неразумию сам себе причиняя боль.

В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимая их от нас, а подавая силу их переносить и даже не замечать.

В какой мере душа не имеет достаточных сил для великих искушений, в такой же мере она недостаточна и для великих дарований, и как возбранён к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не даёт великого дарования без великого искушения (сравни: 2Кор. 1: 5). Ибо по мере печали бывает и утешение.

Искушения при преуспеянии и возрастании доброго жития отличаются от искушений, попускаемых для вразумления за гордыню сердца.

Преподобный Исаак Сирин так говорит об этом в «Азбуке духовной».

ИСКУШЕНИЯ СМИРЕННОМУДРЫХ ДРУЗЕЙ БОЖИИХ

Искушения, какие бывают от духовного жезла к преуспеянию и возрастанию души, и которыми она обучается, испытывается и вводится в подвиг, суть следующие:

  •     Леность, тяжесть в теле, расслабление членов;
  •     Уныние, смущение ума, мысль о телесной немощи;
  •      Временное пресечение надежды, омрачение помыслов;
  •      Оскудение человеческой помощи;
  •      Недостаток потребного для тела и тому подобное.

От сих искушений человек приобретает душу уединённую и сиротствующую, сердце сокрушенное и смиренное. Это означает, что человек начал вожделевать Создателя.

Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями приемлющих оное. С ними срастворены утешения и нашествия, свет и тьма, брани и помощь, короче сказать – теснота и пространство. И это служит знаком того, что человек при помощи Божией преуспевает духовно.

ИСКУШЕНИЯ ГОРДЫХ ВРАГОВ БОЖИИХ

Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, в мыслях своих превозносящихся пред благостиею Божиею, не ощущают своей зависимости от Бога, не ищут в Нём утешения и  тем оскорбляют Божию благость, суть следующие:

  •    Явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил;
  •   Отъятие силы мудрости, какую обычно имеют люди;
  •   Жгучее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения;
  •   Скорая раздражительность, нетерпимость, желание поставить всё по своей воле;
  •    Желание препираться на словах (спорить), всё порицать (всё не так,,,);
  •    Презрение сердца ко всем и всему;
  •    Совершенное заблуждение ума: хулы на имя Божие, глупые мысли, достойные смеха, а лучше сказать – слёз (хотя сам заблудший этой глупости не видит);
  •     Людское пренебрежение и то, что в ничто обращается честь их, тайно и явно разными способами наносится им срам и поругание от бесов;
  •    Желание постоянно быть в центре внимания, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и лжепророчества, обещать многое сверх сил своих.

И это суть искушения душевные. К числу искушений телесных принадлежат:

  •    Постоянные болезненные, запутанные и неудоборазрешимые происшествия;
  •     Постоянные встречи и общение с порочными и злыми  людьми;
  •    Частые и всегда бывающие без причины приступы страха, вечное «боюсь, что…»;
  •     Частое попадание в различные травматические ситуации: падения, ушибы, переломы, отравления и тому подобное;
  •      Потеря надежды на утешение и искание её в пьянстве, блуде и этому подобном.

Короче сказать, всё невозможное и превышающее силы постигает и их самих,
 и близких им.
Всё это принадлежит к числу искушений гордости.

Начало же этих искушений появляется в человеке, когда он начинает в собственных глазах казаться мудрым (Я смог!, Я сделал!, Я сказал!). И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости.

Итак, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же увидишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что, сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня.

Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и не найдёшь себя неизменным. Так и во всём испытывай себя.

Как скоро благодать усмотрит, что в помысле человека начало проявляться некоторое самомнение и стал он высоко о себе думать, тогда попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает человек свою немощь, не прибегнет к Богу и не прилепится к Нему со смирением и сердечным воплем о помощи.

 


Назад к списку