Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Кого Бог хочет возвести в рай, того сначала наводит на путь к нему – на крест.
Один святой аскетический писатель сказал, что признак избрания Божия – когда человеку посылаются непрестанные скорби.
Мы живём на сей земле, как во второй утробе материнской, чтобы родиться для Неба. Младенцы, сформировавшись совершенно в утробе, рождаются на этот свет, а праведники, совершенствуясь здесь трудами при помощи благодати Божией, переходят на небеса. Грешники же, как младенцы, умершие во чреве, переходят из мрака во мрак. Они умирают на земле от яда греховного, и по смерти низвергаются
в тёмные преисподние места.
Скорби людей последнего времени утончены, т.е. при поверхностном взгляде их даже нельзя признать скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего… Искушения явные, грубые и жестокие, возбуждают в человеке пламенную ревность и мужество к перенесению их…. Враг заменил грубые искушения слабыми, но утончёнными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возбуждают на подвиг, но держат человека в каком-то нерешённом положении, а ум – в недоумении. Они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, бездействия и уныния.
Это выражается в том, что люди всё время ожидают чего-то, говорят: вот тогда и будем поститься и молиться…. Но Господь обещал, что если мы покаемся, то будут прощены грехи наши, а о том, что мы доживём до завтрашнего дня
нам не обещано.
Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит их.… Один и тот же факт может причинять страдания в разной степени. Это зависит от того, принимает ли это человек как волю Божию, или сопротивляется, по своему неразумию сам себе причиняя боль.
В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимая их от нас, а подавая силу их переносить и даже не замечать.
В какой мере душа не имеет достаточных сил для великих искушений, в такой же мере она недостаточна и для великих дарований, и как возбранён к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не даёт великого дарования без великого искушения (сравни: 2Кор. 1: 5). Ибо по мере печали бывает и утешение.
Искушения при преуспеянии и возрастании доброго жития отличаются от искушений, попускаемых для вразумления за гордыню сердца.
Преподобный Исаак Сирин так говорит об этом в «Азбуке духовной».
ИСКУШЕНИЯ СМИРЕННОМУДРЫХ ДРУЗЕЙ БОЖИИХ
Искушения, какие бывают от духовного жезла к преуспеянию и возрастанию души, и которыми она обучается, испытывается и вводится в подвиг, суть следующие:
От сих искушений человек приобретает душу уединённую и сиротствующую, сердце сокрушенное и смиренное. Это означает, что человек начал вожделевать Создателя.
Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями приемлющих оное. С ними срастворены утешения и нашествия, свет и тьма, брани и помощь, короче сказать – теснота и пространство. И это служит знаком того, что человек при помощи Божией преуспевает духовно.
ИСКУШЕНИЯ ГОРДЫХ ВРАГОВ БОЖИИХ
Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, в мыслях своих превозносящихся пред благостиею Божиею, не ощущают своей зависимости от Бога, не ищут в Нём утешения и тем оскорбляют Божию благость, суть следующие:
И это суть искушения душевные. К числу искушений телесных принадлежат:
Короче сказать, всё невозможное и превышающее силы постигает и их самих,
и близких им. Всё это принадлежит к числу искушений гордости.
Начало же этих искушений появляется в человеке, когда он начинает в собственных глазах казаться мудрым (Я смог!, Я сделал!, Я сказал!). И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости.
Итак, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же увидишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что, сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня.
Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и не найдёшь себя неизменным. Так и во всём испытывай себя.
Как скоро благодать усмотрит, что в помысле человека начало проявляться некоторое самомнение и стал он высоко о себе думать, тогда попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает человек свою немощь, не прибегнет к Богу и не прилепится к Нему со смирением и сердечным воплем о помощи.