Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В этом выпуске, последнем перед Праздником Праздников – Светлым Христовым Воскресением, мы завершаем рассмотрение темы превращения помысла в грех. А о том, что такое покаяние и чем оно отличается от простого рассказа о себе, мы говорили в «Голосе обители» № 2 за 2007 год.
Напомним, что по св. Ефрему Сирину основные греховные помыслы сводится к следующим восьми: первый помысел - чревоугодия, второй - блуда, третий - сребролюбия, четвертый - гнева, пятый - печали, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой – гордости (см. «ГОЛОС ОБИТЕЛИ» №2(24), 20009 г.).
Вся восьмерица страстей разделяется (по Иоанну Кассиану) на плотские и душевные: плотские страсти зарождаются в теле и его же питают и услаждают, а душевные исходят из душевных склонностей и питают душу, на тело же действуют разрушительно. Можно встретить и другое разделение.
Но какое бы деление мы ни взяли, мы нигде не найдем страсти, как исключительно внешнего проявления, везде центр тяжести будет в душе. Даже самые вроде бы телесные страсти являются, выражаясь языком науки, состояниями психофизическими. Так, страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, но обязательно влекут за собой и душу по ее связи с телом.
Данное психологическое наблюдение святых. подвижников идет против весьма расхожего воззрения, по которому эти страсти оправдываются с медицинской и гигиенической точки зрения, как совершенно естественные и притом не вредящие душе, а напротив, обеспечивающие успех и целесообразность психической жизни. По наблюдению святых. аскетов выходит, однако, иначе.
В ходе духовной жизни одно душевное состояние тесно связано с другим, одно составляет необходимое условие для возникновения другого. Одна добродетель рождает и воспитывает другую, точно так же и грех неизбежно влечет за собой другой грех. Все восемь указанных основных страстей имеют между собой тесную связь. Так, чревоугодие влечет за собой блудную похоть, от блуда происходит сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние. Поэтому и борьба с ними должна идти в том же порядке. Остальные две страсти - тщеславие и гордость - таким же способом соединяются между собой, т. е. усиление первой дает начало второй, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости. Но и с первыми шестью страстями две последние тесно связаны. Весьма часто тщеславие и гордость служат ступенями духовного падения, но самое печальное то, что они появляются иногда по истреблении первых шести.
Сила страстей чревоугодия и блуда объясняется тем, что они происходят из естественных, хотя и извращенных потребностей человека. Поэтому существует мнение, что чревоугодие и разврат не касаются души, а только тела, что эти страсти вполне естественны и законны, потому что исходят из естественных потребностей природы и направляются к поддержанию ее отправлений. Отсюда порицание христианских постов. Греховная же сущность страстей чревоугодия и блуда состоит, в перенесении центра тяжести жизни на плоть и предпочтении плотских интересов жизни духовным.
Перенесение центра тяжести на плоть, естественно, ослабляет душу. Нормальными отношениями между телом и душой должны быть такие, при которых они сохраняют совершенную гармонию, т. е. тело всегда готово быть для души служебным органом. Именно этому способствует телесное воздержание от чревоугодия и блуда. Но когда мы уступаем этим страстям, то тем самым решительно выбираем служение плоти и ослабляем духовную жизнь.
Нравственному вменению блуд и чревоугодие подлежат не как естественные отправления организма, а как добровольное предпочтение плоти духу. Грех, как нечто исключительно физическое, есть дело невозможное. Само приписывание греха только телу есть тяжелый нравственный грех
Между греховным настроением и его практическим осуществлением лежит великая пропасть. На краю этой пропасти человек может при помощи благодати Божией вести победоносную борьбу против греха, может выйти из этой борьбы нравственно чистым, как, например, св. Иоанн Многострадальный. Физическое же совершение греха есть завершение духовного падения и совершенное отвержение Божественной благодати.
Вторую пару страстей составляют сребролюбие и гнев. На языке святых подвижников сребролюбие называется страстью, гнуснейшей чревоугодия. Его смысл, как страсти, состоит в том, что оно совершенно овладевает душой человека, привязывает ее к земле и совершенно препятствует ровному ходу духовной жизни. Человек настолько привязывается к стяжаниям, что в них полагает цель своей жизни, к ним направляет всю свою деятельность и вследствие этого неизбежно создает из жизни мертвое море пресловутой борьбы за существование; не той борьбы со злом, которая нам завещана Христом, но борьбы против Бога, и ближних, и против своих собственных духовных интересов.
Отсюда совершенно понятна психологическая связь между сребролюбием и гневом. Поставление себя, своего материального блага целью всей жизни по необходимости влечет за собой гнев, как сознание невозможности полного удовлетворения своих желаний и недовольство другими людьми, как "виновниками" этой невозможности.
Гнев в своей резкой форме проявляется нередко, но гораздо чаще он наблюдается в форме лжи и осуждения. К сожалению, эти формы гнева в мирской жизни признаются самыми обычными и естественными формами человеческих отношений.
Но христианские подвижники духа рассуждают иначе. Ложь есть уничтожение любви. Прп, авва Дорофей указывает три рода лжи. Один лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей. Ложь словом означает говорить одно, а думать другое. Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным, или, будучи корыстолюбивым, хвалит милосердие, или будучи надменен, восхваляет смиренномудрие и так далее.
Осуждение практически выражается в следующих трех формах: злословие, собственно осуждение и уничижение. «Злословить значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или что-нибудь подобное" (авва Дорофей). Таким образом, злословие есть выражение нашего мнения о греховном поступке ближних, простое констатирование греховного факта. Осуждение ближних, гнев на них, лживость в отношениях - всё это есть тяжелая болезнь, которая в себе самой исхода не находит. При отсутствии или недостатке у человека любви кризис этой болезни разрешается в страсти печали, которая в своем дальнейшем развитии проявляется в форме уныния. Наконец, последней стадией является отчаяние, как состояние совершенного духовного угнетения и безнадежности. Тогда человек решает «взять бразды правления в свои руки» и на развалинах плотских страстей вырастает древо тщеславия и гордости. Тщеславие и гордость сопровождают все страсти, сопутствуют каждой из них. Все прочие страсти могут быть истреблены добродетелями: например, чревоугодие постом, и т. п., но тщеславие и гордости сопровождают и сами добродетели, и губят их. Гордость есть совершенно развившееся в душе тщеславие.
В своем развитии гордость бывает двух родов. Первый род гордости состоит в оскудении любви к ближним и превозношении над ними. Если человек не следит за своим духовным развитием, не борется против самомнения, то за первым периодом скоро наступает второй: гордость на Самого Бога. В первом периоде гордящийся считает себя во всём лучше своего ближнего и его уничижает, во втором - приписывает свои подвиги и добродетели себе самому, а не Богу. Сознание своих достоинств при мнимом отсутствии недостатков есть первая ступень в развитии тщеславия. Это сознание влечет за собой критическое отношение к ближним, замечание и осуждение их недостатков, имеющее целью отчасти оттенить и выставить на вид свои достоинства, отчасти оградить себя, свое "я" от всякого притязания со стороны ближних. Потому-то самолюбивый и гордый человек всегда подозрителен и склонен видеть во всех попытки свергнуть его с сатанинского пьедестала гордости.
С тщеславия именно и нужно начинать искоренение страстей, борьба с ним должна составить первый акт победной борьбы христианина против греха и диавола. "Гордость есть отречение от Бога. Начало гордости - конец тщеславия, середина же - уничижение ближнего, бесстыдное разглашение о своих трудах, самохвальство в сердце, возненавидение обличения, а конец - отречение от Божией помощи, превозношение собою, демонский нрав" (Лествица).
Заканчивая изучение воззрений святых. подвижников на духовную жизнь, мы скажем несколько слов об общем характере этих воззрений. Духовная жизнь человека имеет только два исхода, два пути: путь добра и путь зла. Шествующий по пространному пути зла подвергается различным духовным болезням, именуемым страстями в смысле патологических состояний духа.
Например, в страсти чревоугодия не в том грех, что я употреблю в пищу те или другие продукты или что принимаю скоромную пищу в пост, само по себе принятие пищи известного рода в какое то бы ни было время - дело безразличное. Но потому чрезмерное употребление пищи или ядение скоромного в пост становится грехом, что я поставляю свое себялюбивое материальное благо выше всего и что делаю предпочтение плоти перед духом. Ядение скоромной пищи в пост греховно не по самому качеству снедей, но по решимости человека противостоять Божественным уставам Церкви, по предпочтению своего "я" перед Богом, низших интересов своей природы перед высшими, идеальными. Тот же смысл закона нравственного вменения остается в полной силе и по отношению к другим страстям.