Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Ход развития помысла в нашей душе отмечается в аскетических творениях в следующих шести моментах.
Первый шаг: на поверхности сознания человека появляется представление о каком-нибудь злом деле: это есть простое напоминание нам со стороны духа злобы о существовании какого-то преступного явления. Это попытка духа злобы склонить человека на грех, нарушить ровное состояние его души введением в область сознания греховного представления. На языке аскетов это первое движение помысла называется приражением, или прилогом: на чистом и ясном поле сознания появляется прилог, или греховное представление. Прилог может появиться извне, но часто бывает и внутренним. Воля человека в первом моменте помысла совершенно бездействует, поэтому этот момент у аскетов не считается грехом (то есть, не подлежит нравственному вменению).
Второй шаг: вслед за приражением, или прилогом, наступает сдружение, или сочетание - это принятие помысла, внушаемого врагом, появление заинтересованности, соединенное с удовольствием собеседование с ним, которое происходит уже по произволению человека. Помыслы человеческие и помыслы демонские в этот момент одинаково появляются в пределах нашего сознания, но без активного влияния на волю. В этот момент воля вступает в свое действие, но оно еще не имеет определенного содержания и характера, то есть, не конкретизировано. Когда в сознании является представление греховного прилога, воля как бы спускается в тайники человеческой души на внутренний совет. Она приводит в сознание человека два новых представления: с одной стороны - показывает насколько демонский прилог созвучен гнездящемуся в душе первородному злу; с другой - напоминает высшие нормы нравственной жизни, то есть, Заповеди Господни. Воля как бы наводит справки о том, сколько в душе данных за и против согласия с грехом, но еще не склоняется ни на сторону добра, ни на сторону греховного прилога. Полного нравственного вменения духовное состояние человека в этом случае иметь еще не может в силу своей неопределенности, но обличает уже некоторое несовершенство воли, выражающееся в ее колебании между добром и злом.
Вслед за этим наступает третий шаг, который прп. Ефрем Сирин обозначает термином "страсть" в смысле "навыка к помыслу", а не в обычном смысле страстей, как определенных порочных состояний души. Зло в душе человека склонением воли соединяется с прилогом и осложняется направлением к злу. Душа уже соуслаждается с демонским прилогом, склоняется к совершению злого дела, но своего полного согласия еще не дала. Этот момент - как бы начало духовной болезни, то есть, первые её симптомы, которые могут перерасти в болезнь, а могут и нет.
Наступает четвертый момент (четвертый шаг) - внутренняя борьба представлений добра и зла. Этот момент может быть более или менее продолжительным, смотря по тому, насколько наша душа привязана к добру и готова противостоять этому прилогу. Это именно то состояние, о котором апостол Павел сказал: "Плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся" (Гал. 5, 17).
Пятый шаг - это внутренняя борьба добра со злом, которая заканчивается пленением, т. е. решительным склонением воли в сторону зла.
Наконец, когда воля сделала выбор между добром и злом, наступает время шестого шага: дается согласие души на приведение помысла в действие. В данном случае, при склонении воли ко злу, душа дает согласие на совершение греха.
греховность помысла, приводящего ко греху, В том именно и состоит, что он является результатом сопоставления (сравнения) добра со злом и сознательного выбора зла после борьбы между ними. Другими словами, грех совершается тогда, когда человек САМ принимает решение отдать победу злу.
"Когда благодать Божия приходит посетить нас, то встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно; и разве только светоносной своей сладостью производит впечатление на сердце, чтобы ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, и чтобы, таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее" (прп. Ефрем Сирин).
Ввиду постоянной готовности со стороны Божественной благодати озарить сердце человека, просветить его внутреннее око, возродить помышление, человек не имеет никакого нравственного права ссылаться на свою беспомощность, на непроизвольное пленение грехом. Напротив, сознательность в процессе развития греховного помысла обличает его перед вечной правдой в том, что он, зная доброе, выбрал злое; влекомый благодатию Божией, уклонился все-таки вослед диавола. В этом весь ужас нравственного положения человека: ему помогает благодать Божия, к добру влечет его прирожденный ему образ Божий, тем не менее, ему самому предоставлен выбор на распутии добра и зла. Но здесь же и противоядие от нравственного ужаса - сознание того, что человек все-таки не одинок среди обуревающего его греха, милость Божия его не оставляет ни на минуту.
Говоря о помысле, мы до сих пор исследовали лишь общий ход его возникновения и развития. Но помысел всегда имеет определенный характер: он или греховный, или добрый, в этом его значение для духовной жизни. Но греховный помысел сам по себе имеет всегда определенное содержание: грех известен нам как событие с определенным греховным состоянием, но не как грех вообще. Элементарных греховных помыслов у всех святых аскетов указывается восемь. Выше мы перечислили их по Ефрему Сирину (см. "Голос обители" №2(24), 2009 г.). Сообразно этим восьми помыслам в душе человека образуются страсти того или другого рода. Страсть понимается у святых аскетов как порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе (то есть, поработившее) волю человека.