Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В Библии сказано: "И создал Господь-Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7). Как известно, слово "психология" означает "наука о душе", поэтому понятие "психологический" означает "душевный, то есть, зависящий от состояния души человека", а слово "духовный" означает "зависящий от духа Божия".
Аскеты древней Христовой Церкви по преимуществу были носителями пастырского духа.
Подвиг аскетизма приближал этих ангелоподобных людей к Богу, с одной стороны, и к ближним, ищущим Бога, с другой. Уединение и весь подвиг христианского аскетизма, внимание к себе и духовное трезвение при помощи благодати Божией давали им способность глубочайшего понимания человеческой души, а любовь к ближним делала их лучшими нравственными руководителями и духовными врачами общества.
Исходным пунктом древнехристианского аскетизма всегда было горькое осознание несоответствия имеющейся общественной жизни идеалу нравственного совершенства христианина. Естественным следствием этого осознания было покаянное стремление очистить свою душу, исполнить ее совершенствами и через это приблизиться к Богу.
Подвижники-аскеты ясно видели, что причина мировых страданий, несомненно, внутренняя, психологическая: человечество страдает оттого, что в нем грех: не будь греха, оно благоденствовало бы. Это означает, что приблизить христианскую жизнь к ее желательной норме возможно лишь путем очищения души от греха, путем духовной выработки человека по слову Христову, то есть, нужно прежде очистить внутренность чаши и блюда, и тогда внешность сама собой очистится (Мф. 23: 26).
Вообще подвижники древней Церкви не считали честным предлагать в правило другому то, чего сами не могли исполнить делом, "ибо величайшее из всех безобразий - заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь". Как тот, кто не видал своими глазами солнца, не может кому-либо описать его свет по одному слуху, так и не вкусивший своей душой сладости духовных дел не может возбудить других к добродетели. Поэтому практическое приложение аскетами результатов своего духовного опыта к духовному врачеванию ближних, свидетельствуют нам об их пастырском значении.
Аскеты глубоко понимали, что причина мирового зла всецело душевная, а не материальная, и что, следовательно, борьба со злом должна быть направлена именно против неё, к возрождению и созиданию в природе человека новых психологических условий, при которых в тайниках души возникает и укрепляется царство добра. Отсюда их наука о душе слагается из двух элементов, которые мы можем кратко обозначить, как психология добра и психология зла.
Осуществление в жизни принципов борьбы со злом и созидания добра практически невозможно для человека в его имеющемся положении. Печальное состояние внутреннего разлада в человеке выражается, практически, как совершенная невозможность для него совершенствоваться в добре своими силами.
Вот перед нами печальная, но яркими красками изображенная картина духовного состояния человека, находящегося в состоянии духовного расслабления. Утратив чувствительность, человек стал почти неразумным автоматом, производящим добро и зло по влиянию двух действующих в нем начал: он рассуждает о заживлении язвы и не перестает бередить ее; жалуется на болезнь и тотчас принимается за то, что её производит; вздыхает о разлучении души с телом, а сам ни о чем не радит, как будто он вечен; восхваляет молитву и тотчас бежит от нее как от бича; хвалит беспристрастных и не стыдится быть злопамятным и враждовать; пресытившись раскаивается, а затем снова предается пресыщению; пробудившись от страсти, вздыхает и тут же опять предается страсти. "Худо я делаю", - вопиет грешник и усердно продолжает делать. Уста жалуются на болезнь, а тело трудится удержать ее в себе. (Рим. 7: 15 – 25).
С одной стороны - тяжелый разлад в естественном состоянии души человека делает его бессильным для добра. С другой стороны - этот внутренний разлад вносится и в общественную жизнь в виде гордости, соперничества, зависти, осуждения ближних и в виде других пороков, так что нравственное бессилие отдельного человека творить добро приводит к нравственному бессилию всего человечества.
Но и с Божественной помощью доброделание возможно для человека, как плод великой внутренней борьбы со злом, гнездящимся в самых сокровенных тайниках человеческой души.
Таким образом, борьба человека со злом и насаждение в душе добра освещается для нас как взаимодействие в одном направлении двух сил: человеческой воли и Божественной благодати, а вопрос о сущности добра и зла сводится для нас к вопросу о том, являются ли добро и зло фактом внешним для человека или внутренним, и как эти духовные явления проявляются в нашей жизни.
При некоторой доле христианского самонаблюдения для нас всегда ясно, что, с одной стороны, причина греха лежит в нас самих, в злом направлении нашей воли (на сознательном уровне); с другой - грех, как восстание против добра, зарождается и получает свою греховную силу в тайниках человеческой души (на уровне бессознательном). Грех, как греховное дело, есть лишь проявление вовне нашего внутреннего греховного состояния. Аскеты-подвижники имели возможность не только определить сферу проявления греха, как психическую, но и проследить весь ход духовной жизни как в ее положительных, так и в отрицательных сторонах.
В самом деле, мирская оценка человека исключительно со стороны его внешних проявлений, без отношения к его внутреннему состоянию, имеет крайне формальный характер. Как нельзя назвать истинно религиозным человека на основании одних только внешних признаков благочестия, так и вообще внешнее поведение человека представляет еще слишком мало данных для решительного приговора о его нравственном характере в целом. Но этого мало: и сам человек, чуждый духовной жизни, не может дать себе отчета в том, каким образом в нем зародилась и развилась страсть, произведшая падение.
Аскеты-подвижники достигли удивительного понимания человеческой души. Грех исследован ими от зарождения до окончательного развития и превращения в страсть, а затем и до полного искоренения из души человека, до покаяния, сокрушения о содеянном и полного восстановления образа и подобия Божия.
Первичный импульс греховного направления души называется у аскетов помыслом, точнее - злым помыслом. Это, так сказать, зерно греха. Постепенно развиваясь и укрепляясь в душе человека, помысел переходит в греховное направление, а оно, в свою очередь, завершается во внешнем проявлении. Всякий грех, говорит Ефрем Сирин, приводится в исполнение страстным помыслом. Основные греховные помыслы он сводит к следующим восьми: первый помысел - чревоугодия, второй - блуда, третий - сребролюбия, четвертый - гнева, пятый - печали, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости.
Различаясь по предмету и содержанию, греховные помыслы в своем возникновении и развитии следуют одному порядку и проходят, по учению святых аскетов, одни и те же необходимые ступени. Первичное возникновение греховных помыслов происходит без участия нашей личности: они появляются независимо от того, имеет или нет воля человека согласие с ними. Но переход помысла в личное настроение души, а затем и в поступок, ни в каком случае не может совершиться без участия нашей воли, то есть, без нашего согласия.
(Продолжение в следующем выпуске).