А что сверх этого…? №1(23), январь 2009г.

В этом году мы продолжим рассмотрение темы о том, почему и как худые помыслы приводят к гибели души.

В 10(20) выпуске «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ» говорилось о том, что душа содержит в себе тело, а не наоборот; что из худого помысла проистекает грех, который и приводит к гибели души. А если душа мертва, то может ли здравствовать тело?

В 11(21) выпуске был рассмотрен вопрос о том, какие же помыслы озвучивает наш язык.  Продолжая эту тему, сегодня мы поговорим о клятве и божбе.

В Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 34 – 37) сказано: «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом…; ни землёй…; ни головой своей…  Но да будет слово ваше : «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». 

Что такое клятва? — это обещание верности в каком-либо деле, ут­вержденное именем Божиим. Клятва дается только в важных случаях жизни человека — таких как Таинство Кре­щения, Таинство исповеди, Таинство брака и др. Подкрепленная великим и страшным име­нем Бога Вседержителя, она не должна быть нарушена ни при каких обстоятельствах — ни добровольно, ни невольно. Если дашь обет Гос­поду Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех — говорит Господь (Втор. 23,21). Но, возводя человека к совершенству и желая ви­деть в нем честного и во всем поступающего справедливо ученика своего, Иисус Христос запретил какую бы то ни было клятву в де­лах житейских. Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ном Его; ни Иеруса­лимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34—37).

Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием в Таин­стве Крещения, отрицаясь сатаны и всех дел его и обещаясь служить Христу всей своей жизнью?  При Таинстве исповеди сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки и не сдерживали своего слова?  

В повседневной жизни клятва обычно употребляется для подтверждения правдиво­сти чьих-либо слов и честности намерений и поступков, особенно в делах сомнительных, а также для прикрытия лжи и обмана. Мно­гие не только не считают это грехом, но и со­вершенно без всякой нужды, бесстрашно и легкомысленно произносят различные клят­вы: "ей Богу,'' "Бог свидетель'', "клянусь Бо­гом" и проч., не понимая, что этими словами они произносят страшные клятвы, призывая в свидетели и поручители Самого Бога.

Некоторые сетуют на то, что им без этого не верят. Как правило, мы сами являемся тому причиной. И то, что нам не верят, есть след­ствие нашей далеко не благопорядочной жиз­ни. Поэтому надлежало бы нам себя вести так, чтобы искренность наша видна была в одном нашем "да" или "нет" и чтобы никто не имел повода обвинить нас во лжи. Не клятва открывает доверие человеку, а его непорочное поведение и добрая о нем молва. От челове­ка добродетельного никогда не требуют клят­вы, а довольствуются одним его словом, по­тому что оно так же нерушимо, как и клятва.

Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего (Лев. 19,12). Эти­ми словами Господь запрещает ложную клятву утверждение того, чего не было или нет. А не является ли ложной клятвой любая клевета или сплетня, произнесённая с уверенностью?

Итак, не должен верный сын Церкви Хри­стовой давать клятву в том деле, в правоте которого он не уверен, а тем более — в заве­домо неправом деле.

Что такое божба? — это употребление имени Божия без всякой нужды и без долж­ного благоговения в разговорах частных лиц между собой.

Третья заповедь гласит: Не произноси име­ни Господа Бога твоего напрасно (Исх. 20, 7).

Что же это означает? Напрасно мы про­износим имя Божие, когда используем его в бытовых разговорах в качестве междометий, для придания фразе большей эмоционально­сти, выразительности: "Бог с ним", "Ах, ты, Господи!",  "Все у нас — не слава Богу", "Ради Бога", "Боже мой", или просто: "Боже...", "Гос­поди..." и проч. Такие божбы — не что иное как сатанинский вымысел, изобре­тенный на бесчестие име­ни Божия и погибель человеческую. Напрасно произносят имя Господне и те из нищенствующих, которые испрашивае­мую "Христа ради" милостыню употребляют не по-христиански или пользуются именем Божиим для прикрытия своей лености и празд­ности. Добрые христиане никогда не отверг­нут просьбы от имени Христова, но горе тому, кто этим спасительным именем пользуется для удовлетворения своих страстей.

Конечно, это есть следствие общего охлаж­дения к имени Божию, безразличное и легко­мысленное употребление которого в обыкно­венных разговорах и поговорках постепенно охлаждает нас и ко всему священному, — и тогда кощунство становится для нас обыкно­венным праздным словом. Так люди, не даю­щие оценки своему слову и уже привыкшие равнодушно относиться ко всему священно­му, сравнивают блаженство рая, царство не­бесное, с утехами здешнего мира, говоря: "Хо­рошо, как в раю! Не надо и царства небесно­го"! Или шуточно приводят слова Священно­го Писания в подтверждение обычного праз­днословия или злоречия. Подобные грубые, циничные выражения, потрясающие ужасом благоговейно мыслящую душу, называются кощунством.

Благочестивому христианину следует из­бегать того сообщества, где священные пред­меты обращаются в грубую шут­ку, в нечестивый смех и поругание. Всё, чем славится имя Божие, что относится к Богопочтению: Слово Божие, святые таинства Церкви, все священные вещи, богослужебные действия, в которые как бы облекается Гос­подь и таинственно приближается к нам, дол­жно возбуждать в нас глубокое благоговение. И где нет этого благоговения, там является дерзость, отваживающаяся на богохульство.  

О благоговейном отношении к имени Божию также говорится в молитве Господ­ней "Отче наш", которую мы часто произно­сим без внимания. В первом прошении мы взываем: "Да святится имя Твое". (Мф. 6, 9). Странно, что мы, так часто повторяя это про­шение, поступаем против того, о чем сами просим.

Бог есть Дух, бесконечный, вечный, неиз­менный по Своему существу, по Своей пре­мудрости, святости, благости, истине, по Сво­ему правосудию и всемогуществу. И вот об этом-то преславном и достойном поклонения Существе мы говорим так легкомысленно! О Существе, естество которого так величествен­но, что оно достойно всякого благословения и хвалы: Встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! (Неем. 9, 5). О Господе, перед Которым святые с трепетом восклица­ют на небесах: "Свят, Свят, Свят Господь Все­держитель!" О Боге, Который вездесущ и, следовательно, слышит все слова наши, ви­дит все наши действия и знает все наши по­мышления.

Господь предвидел, что этот грех станет всеобщим и люди всячески будут стараться его оправдать, ссылаясь на то, что все так го­ворят, что всегда видели перед собой дурные примеры. Но мы должны больше на самих себя обращать внимание, нежели на других.

Бог не примет от нас в оправдание того, что мы не видели хороших примеров. В Священ­ном Писании ясно и безусловно сказано: Гос­подь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

Закон Божественной правды непреложен. Грех всегда влечет за собой наказание. Но Господь протягивает нам Свою руку помощи. Не сразу наказывая нас, Он дает нам время, чтобы мы очистились покаянием, а когда мы медлим — посылает наконец наказание.

В заключение хочется вспомнить слова святителя Тихона Задонского: "Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай — и то лишь там и тогда, где и когда надобно поминать, ибо имя Божие свято и страшно, и поминающий Его с непочтением тяжко грешит. Итак, отдавай всякое почте­ние имени Божию, как самому Богу.

 


Назад к списку