Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В этом году мы продолжим рассмотрение темы о том, почему и как худые помыслы приводят к гибели души.
В 10(20) выпуске «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ» говорилось о том, что душа содержит в себе тело, а не наоборот; что из худого помысла проистекает грех, который и приводит к гибели души. А если душа мертва, то может ли здравствовать тело?
В 11(21) выпуске был рассмотрен вопрос о том, какие же помыслы озвучивает наш язык. Продолжая эту тему, сегодня мы поговорим о клятве и божбе.
В Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 34 – 37) сказано: «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом…; ни землёй…; ни головой своей… Но да будет слово ваше : «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».
Что такое клятва? — это обещание верности в каком-либо деле, утвержденное именем Божиим. Клятва дается только в важных случаях жизни человека — таких как Таинство Крещения, Таинство исповеди, Таинство брака и др. Подкрепленная великим и страшным именем Бога Вседержителя, она не должна быть нарушена ни при каких обстоятельствах — ни добровольно, ни невольно. Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех — говорит Господь (Втор. 23,21). Но, возводя человека к совершенству и желая видеть в нем честного и во всем поступающего справедливо ученика своего, Иисус Христос запретил какую бы то ни было клятву в делах житейских. Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ном Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34—37).
Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием в Таинстве Крещения, отрицаясь сатаны и всех дел его и обещаясь служить Христу всей своей жизнью? При Таинстве исповеди сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки и не сдерживали своего слова?
В повседневной жизни клятва обычно употребляется для подтверждения правдивости чьих-либо слов и честности намерений и поступков, особенно в делах сомнительных, а также для прикрытия лжи и обмана. Многие не только не считают это грехом, но и совершенно без всякой нужды, бесстрашно и легкомысленно произносят различные клятвы: "ей Богу,'' "Бог свидетель'', "клянусь Богом" и проч., не понимая, что этими словами они произносят страшные клятвы, призывая в свидетели и поручители Самого Бога.
Некоторые сетуют на то, что им без этого не верят. Как правило, мы сами являемся тому причиной. И то, что нам не верят, есть следствие нашей далеко не благопорядочной жизни. Поэтому надлежало бы нам себя вести так, чтобы искренность наша видна была в одном нашем "да" или "нет" и чтобы никто не имел повода обвинить нас во лжи. Не клятва открывает доверие человеку, а его непорочное поведение и добрая о нем молва. От человека добродетельного никогда не требуют клятвы, а довольствуются одним его словом, потому что оно так же нерушимо, как и клятва.
Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего (Лев. 19,12). Этими словами Господь запрещает ложную клятву — утверждение того, чего не было или нет. А не является ли ложной клятвой любая клевета или сплетня, произнесённая с уверенностью?
Итак, не должен верный сын Церкви Христовой давать клятву в том деле, в правоте которого он не уверен, а тем более — в заведомо неправом деле.
Что такое божба? — это употребление имени Божия без всякой нужды и без должного благоговения в разговорах частных лиц между собой.
Третья заповедь гласит: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх. 20, 7).
Что же это означает? Напрасно мы произносим имя Божие, когда используем его в бытовых разговорах в качестве междометий, для придания фразе большей эмоциональности, выразительности: "Бог с ним", "Ах, ты, Господи!", "Все у нас — не слава Богу", "Ради Бога", "Боже мой", или просто: "Боже...", "Господи..." и проч. Такие божбы — не что иное как сатанинский вымысел, изобретенный на бесчестие имени Божия и погибель человеческую. Напрасно произносят имя Господне и те из нищенствующих, которые испрашиваемую "Христа ради" милостыню употребляют не по-христиански или пользуются именем Божиим для прикрытия своей лености и праздности. Добрые христиане никогда не отвергнут просьбы от имени Христова, но горе тому, кто этим спасительным именем пользуется для удовлетворения своих страстей.
Конечно, это есть следствие общего охлаждения к имени Божию, безразличное и легкомысленное употребление которого в обыкновенных разговорах и поговорках постепенно охлаждает нас и ко всему священному, — и тогда кощунство становится для нас обыкновенным праздным словом. Так люди, не дающие оценки своему слову и уже привыкшие равнодушно относиться ко всему священному, сравнивают блаженство рая, царство небесное, с утехами здешнего мира, говоря: "Хорошо, как в раю! Не надо и царства небесного"! Или шуточно приводят слова Священного Писания в подтверждение обычного празднословия или злоречия. Подобные грубые, циничные выражения, потрясающие ужасом благоговейно мыслящую душу, называются кощунством.
Благочестивому христианину следует избегать того сообщества, где священные предметы обращаются в грубую шутку, в нечестивый смех и поругание. Всё, чем славится имя Божие, что относится к Богопочтению: Слово Божие, святые таинства Церкви, все священные вещи, богослужебные действия, в которые как бы облекается Господь и таинственно приближается к нам, должно возбуждать в нас глубокое благоговение. И где нет этого благоговения, там является дерзость, отваживающаяся на богохульство.
О благоговейном отношении к имени Божию также говорится в молитве Господней "Отче наш", которую мы часто произносим без внимания. В первом прошении мы взываем: "Да святится имя Твое". (Мф. 6, 9). Странно, что мы, так часто повторяя это прошение, поступаем против того, о чем сами просим.
Бог есть Дух, бесконечный, вечный, неизменный по Своему существу, по Своей премудрости, святости, благости, истине, по Своему правосудию и всемогуществу. И вот об этом-то преславном и достойном поклонения Существе мы говорим так легкомысленно! О Существе, естество которого так величественно, что оно достойно всякого благословения и хвалы: Встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! (Неем. 9, 5). О Господе, перед Которым святые с трепетом восклицают на небесах: "Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель!" О Боге, Который вездесущ и, следовательно, слышит все слова наши, видит все наши действия и знает все наши помышления.
Господь предвидел, что этот грех станет всеобщим и люди всячески будут стараться его оправдать, ссылаясь на то, что все так говорят, что всегда видели перед собой дурные примеры. Но мы должны больше на самих себя обращать внимание, нежели на других.
Бог не примет от нас в оправдание того, что мы не видели хороших примеров. В Священном Писании ясно и безусловно сказано: Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).
Закон Божественной правды непреложен. Грех всегда влечет за собой наказание. Но Господь протягивает нам Свою руку помощи. Не сразу наказывая нас, Он дает нам время, чтобы мы очистились покаянием, а когда мы медлим — посылает наконец наказание.
В заключение хочется вспомнить слова святителя Тихона Задонского: "Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай — и то лишь там и тогда, где и когда надобно поминать, ибо имя Божие свято и страшно, и поминающий Его с непочтением тяжко грешит. Итак, отдавай всякое почтение имени Божию, как самому Богу.