От избытка сердца говорят уста. №11(21), ноябрь 2008г.

В прошлом выпуске «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ» мы обратили внимание на то, что злоречивые, стоящие в одном ряду с идолослужителями, мужеложниками и пьяницами, Царствия Божия не наследуют. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, какие же помыслы сердечные озвучивает наш язык, независимо от того, осознаём мы это или нет.

Апостол Иаков об этом говорит так: «…всякое естество зверей и птиц укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по  подобию Божию… (Иак. 3, 7 – 9).  Смертоносным ядом называет он злословие. И оно поистине смертоносно. Сколько судеб, сколько авторитетов и даже жизней погубила сплетня, злоречие. Иногда несколько слов могут расстроить свадьбу, разрушить семейный покой, лишить кого-то доверия начальника, сорвать какое-то дело. А сколько огорчений приносим мы своим злоречием! Этот смертоносный яд может привести к болезни, а потом и к смерти человека.

 «Всякий, ненавидящий брата своего,  есть человекоубийца (I Ин. 3: 15)». Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать  чужие вести, клеветать, обесславливать ближнего.  Но разве, сказав нечто порочащее другого человека, мы сами от этого сможем стать или хотя бы выглядеть лучше? «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выноси доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выноси злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45), - эти слова Спасителя обличают злословящего. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36 – 37), - предупреждает нас Спаситель.
А преподобный Ефрем Сирин объясняет: «Плохой отзыв о другом – праздное слово».

Эти словесные, почти бесплотные грехи, считающиеся у нас лёгкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже «больших злодейств» смогут привести нас к гибели.  «Злословие есть смерть души», учат нас отцы Церкви. Под бесчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, «за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадём сами, иначе не бывает» (преп. Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. «Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой», - учит преп. Антоний Великий.

В сегодняшней нашей беседе мы коснёмся и такого печального явления, как сквернословие. Печально и неприятно оно и само по себе, как всякий грех, но особенно печально то, что по своей обыденности и распространённости многими и за грех не считается. Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» (Еф. 4: 29). 

Есть тропическое растение, скопелия, цветы его – само совершенство формы и цвета. Но невероятно! От палево-оранжевых светящихся лепестков исходит запах гниющего, разлагающегося мяса. Так и сквернословящий человек похож на прекрасный цветок, распространяющий вокруг себя зловоние. Не случайно апостол назвал эти слова «гнилыми». Святые отцы говорят, что блудные грехи смердят. Сквернословие же по своей тематике относится к блуду. И смердит.

Мистические корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь  от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией силы своего непотребства, то есть, разговаривали с ним на его языке. Таким образом, так называемый мат был языком общения с демоническими силами. Таковым он и остался. Не случайно в филологии (науке о языке как выразителе человеческой культуры) это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальный – значит адский, из преисподней.

Сквернословы топчут священное для каждого человека слово «мать» не задумываясь, что при этом они поносят срамными словами и своих родных матерей, и нашу небесную Мать - Пресвятую Богородицу.

Но силы зла – силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов – погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком-грешником.
И если человек, матерясь, сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и сам отдаёт себя в руки дьявола. «…От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься» (Мф. 12: 37), - предупреждает Спаситель.

В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной парализации речи, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, произносить целые выражения, состоящие из непечатной брани. Явление странное, но не одиночное, и говорит оно о многом. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое «благодеяние», демонстрируя свою власть над частично омертвелым телом? А что же будет после смерти? Власть демона станет полной и окончательной.

Древние демонические культы Ближнего Востока, от которых к нам пришли эти слова, использовали их в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. И как раньше таким образом призывали демонов, так и сегодня человек, произносящий их, призывает на свою голову беса.

Однако, в человеческой речи, кроме «гнилых», существуют и так называемые  бранные слова, которые стали привычными, и  которые мы произносим не задумываясь о том, какую силу, какую энергию они несут. Попытаемся понять  мистический смысл бранных слов и увидим, что они далеко не так безобидны, как принято считать.

Возьмём слово «сволочь». Оно означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Для христианина духовный дом – это храм, а вечное жилище – Царство Небесное. Поэтому слово «сволочь» - пожелание, чтобы человек был лишен своего дома, выкинут из вечного жилища, как му­сор и отрепье, подобно тому, как в евангельской притче хозяин приказывает своим рабам вы­бросить недостойного гостя за порог дома в ноч­ную тьму. Итак, в мистическом значении «сво­лочь» означает недостойный спасения, осужденный, выброшенный, изгнанный.

Возьмем следующее слово, которое мы слышим очень часто, — «мерзавец». Это слово означает мерзлый, замерзший, холодный, безжизненный. Святые отцы говорили, что Бог есть огонь, ко­торый согревает сердце, а сатана — вечный холод, леденящий душу.  «Мерзавец» — человек, в котором нет Бога, который потерял лю­бовь.
В теле змей нет теплоты, поэтому «мерза­вец» -  то же самое, что и потерявший любовь демон и гад, ползающий по земле. Здесь поже­лание, чтобы человек потерял Бога и любовь и уподобился демону, который холоден, безжало­стен и жесток.

Слово «стерва» означает падаль, гниющее мя­со. Христианство — это учение о воскресении мертвых. Слово «стерва» в мистическом смысле означает: «останься гнилью, не воскресни».

Слово «негодяй», которое прочно вошло в че­ловеческий лексикон, означает негодный, непри­годный, не соответствующий своему назначению, испорченный. Назначение человека — вечная жизнь.   Святитель   Василий   Великий   сказал: «Человек — это тварь, которая получила пове­ление стать Богом». Духовная жизнь, в том числе аскеза, — это работа над собой, чтобы стать год­ным для Небесного Царства. Слово «негодяй» в мистическом плане означает: «пусть не испол­нится цель его жизни, пусть он будет неспосо­бен воспринять то, для чего сотворен человек — Божественную благодать». Здесь слово «него­дяй» выступает синонимом слова «отверженный».

Слово «дурак» означает бурный, неспокой­ный, бушующий. Слово «мир» было приветстви­ем Ветхого и Нового Заветов: Мир оставляю вам (Ин. 14, 27), — говорит Господь; присут­ствие Божества приносит душе мир, даже по­чившим мы желаем вечного покоя. Демон — мятежный дух, он в непрестанном волнении и смятении; будучи духом зла, он не испытывает покоя ни на мгновение. Поэтому слово «дурак» означает: «будь лишенным мира в этой и бу­дущей   жизни».

Слово «подлец» означает низкий, ползающий, находящийся под ногами; это образ демона, кото­рый в преисподней, под всеми, и образ змея, кото­рый «подлез» к нашим праотцам. Здесь — ми­стическое обращение к дьяволу и проклятие «будь подобен змею, будь под ногами, упади в глубину преисподней, которая под всеми».

Слово «паршивый» означает человека, забо­левшего болезнью, от которой выпадают волосы на голове и появляются струпы на теле.  Пар­шивую овцу отделяют от других овец, чтобы она не заражала их. Духовная парша — это грех, который, как заразу, легко распространяет вокруг себя развращенный и потерявший совесть человек. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее про­тивно есть, ее просто выгоняют палкой из
ста­да. А ведь Господь Своим стадом назвал хрис­тиан (см.:Лк.12,32)...  В мистическом смысле слово «паршивый» означает пожелание, чтобы человек был покинут своими друзьями, отлучен от своих близких, а самое главное — умер нераскаянным в грехах, как бы не излеченным от духовной парши, и был изгнан навеки из стада Христова.

Таким образом, сквернослов призывает демона усердно губить его братьев, то есть сам становится одним духом с сатаной.  Потому-то и чувствует сквернослов после бра­ни какое-то облегчение. Это тоже приманка са­таны, который шепчет грешнику на ухо:  «выру­гайся еще раз и получишь силу от моей силы, и глотнешь напиток из чаши, которую я дер­жу в своих руках».

В сатанинских оргиях богохульство и самое изощренное сквер­нословие входят в ритуал: чтобы дьявол явился к своим приверженцам, им необходимо как можно больше осквернить место, где они собраны. Слова не исчезают бесследно, поэтому квартира, где постоянно слышится брань и сквернословие, в духовном отношении становится похожей на общественный туалет, который никогда не уби­рается. Но самое страшное то, что привычка к зловонию делает свое дело, и для сквернослова брань звучит как  бодрящая  музыка, зловоние становится благоуханием. А душа задыхается.

 


Назад к списку