Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В православии различается УМ и РАССУДОК.
Рассудок действует в мозгу, а ум в своём естественном состоянии должен быть соединён с сердцем. В святом человеке рассудок работает и осознаёт окружающий мир, в то время, как ум пребывает в сердце, творя непрерывную молитву. Отделение ума от рассудка есть признак духовного здоровья человека, что и является целью православной духовности.
Согласно Григорию Паламе, умом называется так же и душа человека. Но умом называется как сущность души, то есть сердце, так и её энергия.
Рассмотрим этот момент подробнее.
Подобно тому, как Бог имеет сущность и энергию (благодать), душа, как образ Божий, так же имеет сущность и энергию. Только у Бога они нетварны, а у души – тварны. Так, например, сущность солнца – вне атмосферы земли, тогда как его энергия освещает и обогревает нас. Сущность души сконцентрирована в сердце, но не как в сосуде, а как в действующем органе, а энергия души проявляется через помыслы.
ПОМЫСЛЫ – это мысли (возникающие в мозгу), которые соединяются с образами (порождаемыми воображением) и различными раздражениями, происходящими от чувств.
Воображение – это «кожаная риза» разумной части души, которая покрывает ум и помрачает его, ослепляя душу, так как образы, порождаемые воображением черпаются из рассудка, то есть, из окружающей среды. Таким образом, благодаря воображению, человек перестал душой ощущать Бога, а начал головой думать о Нём. В православии это называется прелестью. Аскетическая брань состоит в очищении ума от действия воображения. Помыслы называются так потому, что действуют, прежде всего, в рассудке. Из худого помысла проистекает грех, то есть, возникают желание, действие и страсть.
Итак, выделяем три момента в нашем повествовании: 1). Словом УМ в православной аскетике называется как душа в целом, так и её составные части, то есть, сущность и энергия. 2). Сущность души расположена в сердце. 3). Энергия души («свет души»,
«око души») проявляется через помыслы.
Когда ум входит в сердце и действует в нём, то достигается единство между умом (энергией) и сердцем (сущностью) души, то есть, происходит то, что мы называем ИСЦЕЛЕНИЕМ ДУШИ.
Другими словами, сердце и ум (но НЕ рассудок, не то, с помощью чего мы мыслим!) человека являются средоточием православной духовности. Именно это средоточие должен уврачевать человек, чтобы исцелиться душой и телом, так как не тело содержит в себе душу, а душа содержит в себе тело, с которым соединена. Душа животворит всё тело человека и каждую его часть своими промыслительными силами.
Отсюда следует вывод, что худые помыслы снижают качество энергии души, и свидетельствуют о том, что душа человека больна, а значит, болеет и тело. Вспомните выражения: ослеп от ненависти; пожелтел от злости; почернел от зависти и так далее. А ведь всё начиналось с помыслов! Вот почему полная и подробная исповедь поднимает даже со смертного одра. И если человек сознательно культивирует в себе худые помыслы (по терминологии Паисия Афонского – является мухой, см. «ГОЛОС ОБИТЕЛИ» № 4(14) за апрель 2008 г.), не спешит избавиться от них, заменив добрыми, то он тем самым усугубляет болезненное состоянии души, что ведёт к её гибели.
Когда мы говорим о прародительском грехе и его последствиях, то подразумеваем три вещи: 1). Ухудшение работоспособности ума (энергии души), поскольку произошло извращение его функций; 2). Отождествление ума с рассудком, то есть, душа перестала ощущать Бога, а вместо этого стала думать о нём; 3). Порабощение ума (то есть души) страстям, страху, обстоятельствам окружающей среды. Это и есть настоящая смерть человека. Он претерпел полный распад, его внутреннее сознание ослаблено, ум объят мраком, то есть, очи души ослеплены. Теперь ум не в состоянии восходить к Богу, и это пытается сделать рассудок. По-святоотечески, ум – это око души. Его естественное место в сердце, чтобы быть соединённым с сущностью души и иметь непрестанное памятование о Боге. Он совершает противоестественное движение, когда оказывается порабощён твари и страстям. В результате создаются идолопоклонничество, еретические уклонения от истины, происходит подмена религии культурой (Рим. 1: 22-23).
ГРЕХ – фактически есть отделение энергии души от её сущности (отделение ума от сердца) и рассеяние энергии (силы) души на тварное, на суету житейскую (переориентация от Источника Жизни на потребителя), а если при этом ещё и нарушаются заповеди Господни, то путь к гибели души значительно сокращается.
И снова о помыслах. Обратите внимание на то, что пишет апостол Павел в 1 Кор. 5: 9-10: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Здесь злоречивые стоят в одном ряду с блудниками, ворами и прочими обладателями погибельных пороков. А ведь наипервейшим выразителем наших помыслов является наш язык. Недаром Спаситель, обличая фарисеев, сказал: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Поэтому наблюдение за своими помыслами надо начинать с наблюдения за своей речью.
И далее апостол продолжает: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». То есть, раскол человеческой души, отделение её энергии от сущности, не является необратимым. Душе оставлена возможность исцеления во Христе через покаяние и нет такого человеческого греха, который превзошёл бы милость Божию.
Итак, смысл человеческой жизни в восхождении к совершенству, то есть, обожению (см. «ГОЛОС ОБИТЕЛИ» № 1(11), январь 2008 г.) путём непрерывного подвига, чем является жизнь строго по заповедям.
Ступени духовного совершенства:
1. Благодатью очистить своё сердце от страстей, которые начинаются с худых помыслов (см. выше) и препятствуют соединению энергии души с её сущностью;
2. Достичь просвещения ума, что означает «просветление» энергии души (не путать с наполнением рассудка знаниями!), то есть, состояния Адама до грехопадения;
3. Возвыситься до обожения, которое есть общение и единение человека с Богом, и которое отождествляется со спасением.
Худые же помыслы через грех приводят к усилению рассеяния сил души, то есть, ускоряют её гибель. А человек, исцеливший свою душу, одновременно решает все свои житейские и социальные проблемы.