О необходимости наблюдения за собой и познания себя. №7 (17), июль 2008г.

В сегодняшнем выпуске «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ» мы снова предоставим слово греческому наставнику современников старцу Паисию Афонскому.

«Всякому человеку  следует наблюдать за своими помыслами и действиями, чтобы видеть, согласны ли они с заповедями Евангелия.  Надо замечать свои ошибки, трудиться ради их исправления. Ведь тот, кто позволяет своей ошибке проскальзывать незамеченной или не задумывается о своих недостатках, когда другие говорят ему о них, не может духовно преуспеть. 

Исследование себя – это самое полезное из всех прочих исследований. Человек может читать много книг,  однако, если он не следит за собой, всё прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого. Когда ко мне в каливу приходят посетители, то я приношу им пеньки для сидения с другого конца двора. И я заметил, что уходя, люди даже не задумываются о том,  кто отнесёт эти пеньки обратно на своё место. Или, видя как я несу им один пенёк, и понимая, что его не хватит всем, посетители всё равно ждут, пока я принесу им другие. Но если бы эти люди хоть немножко задумались, то, взяв каждый по пеньку, быстро перенесли бы их на нужное место».

На вопрос были ли у него самого в начале монашеского поприща помыслы «слева», падения и прочие искушения,  старец отвечал: «Когда в моей борьбе происходило  что-то подобное или когда меня ругали, то я не давал всему этому «беспошлинных прав». Давать своим ошибкам и прегрешениям «беспошлинные права»  - это значит относиться к  ним с равнодушием, то есть стараться, чтобы осознание ошибки не касалось души, а «пролетало» мимо неё (см. «ГОЛОС ОБИТЕЛИ» №№ 4 – 6 за 2007 год).  Если земля окаменеет, сделается жёсткой, то сколько бы дождя на неё ни лилось, она не впитывает в себя воду. То же самое происходит и с человеком, который даёт своим ошибкам и прегрешениям «беспошлинные права». Нива сердца такого человека ожесточается от равнодушия, и что бы ему ни сказали, что бы с ним ни случилось,  его это не трогает, то есть он не чувствует своей вины и не кается (см. «ГОЛОС ОБИТЕЛИ» №№ 5,6 за 2008 год).  

Когда я (будучи ещё новоначальным) узнавал, что кто-то назвал меня, к примеру, лицемером, я не говорил: «Да чтоб ему пусто было, раз он говорит такие вещи», но старался найти причину, побудившую его так про меня сказать.  «Что-то здесь неладно, - говорил я, - этот человек не виноват, это сам я был в чём-то невнимателен, дал ему повод, и он неправильно истолковал моё поведение. Ни с того, ни с сего сказать такое он не мог.
 Если бы я был внимателен и вёл себя разумно, он не истолковал бы моё поведение превратно. Я навредил своему ближнему и дам за это ответ Богу. И сразу же я старался найти в чём моя ошибка  и исправить её. То есть, я не исследовал, почему человек сказал обо мне такое: от ревности ли, от зависти или потому, что понял превратно услышанное от других. Этот вопрос меня не занимал. И сейчас во всех подобных случаях я поступаю таким же образом. Если, к примеру, кто-то скажет мне жёсткое слово, я не могу даже уснуть. И если дело действительно обстоит так, как он говорит, то я огорчусь и постараюсь себя исправить. Но даже если дело обстоит и не так, как подумал и сказал этот человек, то я всё равно огорчусь, буду думать о том, что я в чём-то виноват, потому что был невнимателен и соблазнил своего ближнего. Я не валю всю вину на ближнего. Я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не о том, какими они покажутся людям.

Если человек не будет исследовать происходящее подобным образом, то ему ничто не принесёт пользы. Часто говорят: «Такой-то человек потерял контроль над собой».  Знаете, когда человек теряет над собой контроль? Когда он за собой не следит. Если у человека не всё в порядке с головой, и он поэтому не контролирует себя, то у него есть смягчающие вину обстоятельства. Однако смягчающих вину обстоятельств нет  у того,  кто, не имея никаких проблем с головой, не контролирует свои действия, поскольку не следит за собой.

В исследовании самих себя вам будет очень полезно время от времени рассматривать свою жизнь: шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где вы находились раньше, где вы находитесь сейчас и где вы должны находиться. Не сравнивая прошедшего с настоящим, вы не поймёте, что, даже будучи в сравнительно  неплохом состоянии, вы всё равно находитесь не там, где вам следовало бы находиться. Вы не поймёте того, что огорчаете Бога. Когда человек молод, у него  есть оправдание в том, что он находится в не слишком-то хорошем состоянии. Однако у него нет оправдания, если и выйдя из юности, он пребывает в том же состоянии или исправляется недостаточно.

Чем больше проходит лет, тем духовно более зрелым должен становиться человек. А, используя во благо  опыт своего прошлого, мы идём вперёд более уверенно и более смиренно. Часто даже переменчивые взлёты и падения в духовной борьбе помогают человеку в том, чтобы он плодотворно и уверенно совершал свой духовный путь к Горнему».

Сколько ни говори ребёнку, что чайник горячий, он не поймёт, что означает это таинственное слово «горячий», пока не обожжётся.  В дальнейшем приобретённый опыт поможет ему избежать новой боли. «Так же и в нашей духовной борьбе: внимательно следя за всем происходящим и используя всё во благо, мы приобретаем опыт, используя который получаем немалую помощь».

Одна инокиня пожаловалась старцу, что она ещё не полюбила смирение, жертвенность, принятие несправедливости. На это старец ей ответил так: «Я за тебя не тревожусь, потому что вижу, что в тебе появилась добрая обеспокоенность. Ты быстро избавишься от страстей, потому что начала «ловить себя на месте преступления». А это помогает больше, чем любой другой подвиг. Тот, кто «ловит себя на месте преступления», совлекается своего ветхого человека и выходит на правильную духовную дорогу. Наш ветхий человек расхищает то, что делает человек новый.  Выучившись ловить нашего ветхого вора, мы тем самым сохраняем своё духовное богатство. Однако, переживая о совершённых ошибках, важно не переборщить и не выйти за границы разумной печали. Испытывая огорчение, надо испытывать и радость, что тебе была дана возможность заметить свою вылезшую наружу болезнь и исцелить её. Падения помогают тебе познать саму себя. Всё выходит наружу и постепенно совершается полезная работа над собой.

В духовной борьбе необходимо определить «координаты» слабых мест нашего характера – наши недостатки – и после этого стараться наносить удары в эти места. Ведь, зная в каких местах находится враг, можно двигаться с уверенностью.

Хорошо, если человек находит свои недостатки сам, однако, и в том случае, когда о них говорят другие, тоже не стоит возражать. Надо принимать обличения от других с радостью. Ведь можно видеть себя таким, каким тебе хочется себя видеть, а не таким, каков ты в действительности. Хотя, очень захотев, можно увидеть себя лучше, чем видят нас наши ближние. То есть, самому человеку удобнее выявить свою реакцию на что-то, какую-то ошибку и определить её причину, тогда как сторонний наблюдатель приходит к заключению о своём ближнем на основании собственных предположений (см.»ГОЛОС ОБИТЕЛИ» №4 за 2007 год).

Однако, если в человеке присутствует гордость, то он не может увидеть себя таким, каков он есть в действительности.

Продолжение в следующем номере.

 


Назад к списку