Кого я называю словом «Я»? №6 (16), июнь 2008г.

В прошлом номере «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ» мы начали поиски ответа на вопрос: «Кто же на самом деле этот  Я?», и выяснили, что тот, кого мы называем собой – только маленький осколочек чего-то явно большего, только часть целого. Рассмотрим этот «осколочек» повнимательнее.

Для достижения целостности (исцеления) своей души мы не должны подавлять (отрицать в себе) ничего, ведь подавляя, мы исключаем из сознания то, что нам кажется неприемлемым, тем самым, делая его недостижимым для покаяния и прощения, то есть, делая для себя невозможным освобождение от тяжкого груза на душе. Ведь при этом всё, что заставляло нас поступить именно так, а не иначе, осталось при нас. То есть, все движущие мотивы никуда не исчезли, но мы не имеем к ним доступа, потому что вытесняем их за порог осознания.  В жизни это называется: «Если бы подумал – то не сделал бы!»; о том же самом  свидетельствует поговорка: «Семь раз отмерь - один  отрежь».  Поэтому каждая эмоция должна быть в своё время признана, ей нужно позволить проявиться, чтобы в покаянии из глубины души возопить: «Господи, прости мне немощь мою!».  В этом случае мы перестаём думать об этих состояниях сознания как о «себе» и начинаем открываться неосуждающей, несудящей, исключительно сострадательной милости Божией.

Мы так привыкли  к тому, чтобы смотреть на себя со стороны (ведь, создавая образ себя, мы ориентируемся исключительно на мнение окружающих), что забыли спросить, кто смотрит.

Мы осознаём естественную полноту своего бытия так редко (или не осознаём никогда), что начинаем верить, что зависимы от проявлений своего сознания. Отождествляясь со своим ущербным представлением о себе, мы теряем свою целостность.  Другими словами, мы теряем пространство своего безусловного (т.е. без условностей) существования, пространство чистого «Я есть».  

Если внимательнее присмотреться к себе, то можно заметить, что всякий раз, когда мы говорим «Я есть это», или «Я есть то», в какой-то мере нами движет иллюзия. Когда безусловное «Я есть» привязывается к одному или другому проявлению жизни, появляется чувство искусственности, незавершённости и искажения истины.

 Когда мы говорим «Я счастлив» или «Мне грустно», «Я красив» или «Я справедлив», мы видим, что то, к чему мы привязываем своё «Я есть», постоянно меняется; что в одно мгновение мы можем быть счастливы, в следующее – горды, в следующее – рассуждать о своей гордыне, затем – смутиться, затем – снова, вспомнив  о себе, вернуться к своему безусловному «Я есть». 

«Я есть это» и «Я есть то» - в этих высказываниях есть что-то неискреннее. Поскольку в этой изменчивой вселенной нет ничего, что я мог бы достаточно долго считать собой, во мне нет ни одного проявления, которое я мог бы по праву называть собой. Фактически, большую часть  времени мы притворяемся кем-то просто потому, что мы привыкли притворяться.

Православная аскетика учит нас считать себя хуже всякой твари, ибо всякая тварь, кроме человека, не мнит о себе ничего, она просто существует. Человек же постоянно примеряет на себя одну личину за другой (отсюда и слово «лицемерие»), не являясь по своей  сути ни одной из них.

Подлинное «Я» всех людей едино. Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь,  в молитве к Отцу Своему просил: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (от Иоанна, 17: 20-21). И если бы не произошло грехопадения Адама и Евы, это единство никогда бы не нарушилось. А после отступления от воли Божией, вкушения запретного плода, люди почувствовали свою отделённость друг от друга и от Бога (сделали себе опоясания и стали скрываться среди деревьев). Когда мы говорим «Я есть это», всеединство бытия оказывается потерянным. Когда мы говорим «Я есть эта радость, этот страх, этот ум или это тело», истина рассыпается на кусочки, как вдребезги разбитое зеркало. Единство уступает место изменчивой  множественности. Мы постоянно пытаемся стать кем-то или чем-то. «Я есть это» даёт нам понять, что «Я не есть то». Однако, если в вашем уме есть зависть, страх, чувство вины и т.д., как вам включить эти качества в свой имидж?

Что же делать, чтобы, когда приходит ревность или зависть, не закрыть своего сердца, а позволить себе увидеть, насколько изолирующими могут быть эти  тяжёлые эмоции и как быстро они возвращают нас к представлению о «своём Я»? Мы настолько подавлены, так много аспектов нас были признаны неприемлемыми и пугающими, что когда эти качества проявляются, мы старательно подминаем их под себя, но всё же не можем избавиться от ощущения, что это хитросплетение страстей является «нашим тайным обликом».

Поскольку нежелательные состояния сознания очень плохо согласуются с нашими представлениями, они становятся новыми прутьями в решётке нашей клетки. После каждого подавления наша клетка становится всё теснее.

Мы погружаемся во тьму неведения, когда не  позволяем осознанию соприкоснуться с тем, что лежит в глубине нашей «индустриальной свалки». Православно-аскетическое делание учит именно тому, как разгрести имеющиеся «завалы» и не создавать новые.

Чтобы быть целостным, жить полной жизнью и умереть смертью праведника, мы не должны ничего в себе отрицать. Для этого в период расцвета старчества на Руси в монастырях существовало исповедание помыслов. 

Итак, то, что мы называем собой, своим «Я», своей жизнью, есть всего лишь последовательность состояний сознания. Как же надо распорядиться этой последовательностью для того, чтобы она не привела нас к погибели, а привела к вечной жизни в Боге? Как разгрести «свалку» с пользой для себя и без вреда для окружающих? Как пролить свет осознания на тайные недуги нашей души?

Об этом мы поговорим в следующих выпусках «ГОЛОСА ОБИТЕЛИ».

 


Назад к списку