Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Главная мысль предыдущего выпуска «Голоса обители»:
«Для человека не существует того, на чём не останавливалось его внимание». Подвиг постоянной внимательности ко всем движениям души называется трезвением (или бодрствованием).
С чего же начать этот крайне необходимый труд над собой (в православной терминологии – делание)?
Общеизвестным является факт, что человек состоит из тела, чувств и эмоций (в совокупности называемых душой), и разума. По крайней мере, эти три составляющие он в себе осознаёт. Вот на них и нужно научиться удерживать внимание постоянно. И если наблюдать за телом, как правило, умеют все, то душа и разум, оставленные без присмотра, всё время попадают в «ловушки», описанные в выпусках «голоса обители» №№ 4 - 6
за 2007год.
Известный подвижник современности Паисий Афонский очень много внимания уделял вопросу исправления неправильных помыслов приходящих к нему посетителей, в которых (помыслах) видел основную причину всех проблем. Старец говорил: «Если не будет у вас в голове хороших помыслов, то и молчания внутри вас не будет».
В святоотеческом лексиконе слово «помысл» может означать как простую мысль, возникающую в уме, так и душевное движение, направленное к добру или злу. Кроме этого, под «помыслом» может пониматься доброе или злое влечение, приобретённое с помощью ума, совести, чувства и воли. Любому делу предшествуют помыслы, поэтому для того, чтобы духовная борьба была правильной, она должна быть обращена в первую очередь на рассмотрение помыслов, с тем, чтобы возделывать из них добрые и изгонять злые. Этим делом должны заниматься все христиане, а не только монахи.
Продолжаем слушать слова Паисия Афонского, обращённые к современникам: «Страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает своё доброе состояние твёрдым, устойчивым («чувства навыком приучены к различению добра и зла», Евр. 5:14), его страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть, благочестивый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть. Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой.
Сейчас есть такие противоракетные системы, которые поражают ракету противника ещё на старте, не давая ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлёт злых помыслов с дьявольских «аэродромов» и не дают им подняться в воздух. Потому, насколько можете, постарайтесь не дать дьяволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца.
Если человек держит в себе хотя бы «немного левый», то есть недобрый помысл о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал – посты, бдение или что-то ещё, - всё пойдёт насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, а принимает их? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным? Один чистый, добрый помысл обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг.
Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет благодать от Бога.
А посредством злых осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной благодати. А потом приходит дьявол и терзает этого человека.
Именно добрый помысл возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть всё чистым («Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть», - Тит. 1:15). Это и есть то, о чём сказал Христос: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанн, 7:24). А потом человек приходит в такое состояние, что видит всё не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в добром смысле этого слова.
Самая тяжёлая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей. У них может быть всё, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. Например, едет человек в машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысл, опоздавший скажет так: «Видимо, Господь притормозил меня не случайно. Кто знает: может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберёг меня от опасности!». И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесётся к происшедшему недуховно и начнет роптать, обвинять и хулить бога.
Принимая то, что с ним случается, с добрым помыслом, человек получает помощь.
А работая «налево», ко злу, он мучается, изводится, выходит из равновесия.
Однажды ко мне пришёл один человек и хотел остаться у меня послушником, но я ему сказал: «Я не возьму тебя, потому что ты не имеешь духовного здоровья». «А что значит «духовное здоровье?», спросил он. «У тебя нет добрых помыслов», - пояснил я.
- Как у человека у меня могут быть недостатки, а как у старого монаха – могут найтись и какие-нибудь добродетели. Но если у тебя нет доброго помысла, то и мои недостатки, и мои добродетели пойдут тебе во вред».
Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро. Даже если кто-то его несправедливо ударит, он скажет: «Бог попустил это, чтобы я искупил свои прежние грехи. Слава Богу!». Если же добрых помыслов у человека нет, то, даже если ты захочешь его ласково погладить, он подумает, будто ты замахиваешься, желая нанести ему удар. Поглядите на пьяных: человек злой в пьяном угаре крушит всё подряд. Если же у пьяного добрая душа, он плачет и всех прощает.
Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит, что не знает. А вот навоза, нечистот, гнилья во-он в той канаве предостаточно. И муха начнёт перечислять тебе все помойки, на которых побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». И пчёлка начнёт перечислять тебе множество разных цветов – садовых и полевых».
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чём они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всём. Человек повреждённый и мыслит повреждено. Ко всему он относится с предубеждением, всё видит наизнанку, тогда как тот, у кого добрые помыслы, - что бы ни увидел, что бы ни услышал – включает в работу добрый помысл.
Исследование себя – это самое полезное из всех прочих исследований. В этом случае поступки человека утончаются – что бы он ни делал. а относясь к себе невнимательно, он совершает грубые шибки и не понимает этого».