Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
В прошлом номере нашего листка мы рассмотрели тему денег и пришли к выводу, что у малосостоятельных людей проблемы чаще всего реально разрешимы, а у более обеспеченных – нет. Высокие доходы, бесспорно, облегчают материальную жизнь, зато в духовном плане они создают тягостные личные и межличностные ситуации, не решаемые с помощью денег.
Современные психологи утверждают, что одна из главных проблем человека, возникших с середины ХХ века – опустошенность души. "Человек не может слишком долго жить в состоянии пустоты. Если он не стремится к чему-либо, то не просто наступает застой, но сами заблокированные потенции (т.е. неиспользуемые силы души), превращаются в болезни и отчаяние, а, может быть, и в разрушительную деятельность".
Во всём мире растёт число психотерапевтов самых разных направлений, которые жалуются на преобладание у пациентов "принципа удовольствия" с "одновременным забвением и подавлением духовных и религиозных начал". Многие неврозы и физические заболевания, некоторые формы наркомании и алкоголизма проистекают от утраты смысла жизни.
Психиатры и психотерапевты с огромной тревогой отмечают у пациентов всё возрастающее чувство внутренней пустоты (экзистенциальный вакуум), вспышки депрессий, страха (фобий), истерических и маниакальных реакций.
Особую группу неврозов (до 20% от общего числа) составляют, так называемые, "ноогенные". Они проистекают из нерешенных, либо неправильно решенных, духовных проблем, когда человек поступает вопреки велениям совести (вспомним выпуск №4 "Голоса обители": "…совесть – это реакция нервной системы на противоречие между поступком и убеждением"). Эта форма неврозов отличается от всех остальных. При ноогенных неврозах наблюдается иная диагностическая и клиническая картина, которая не вмещается в рамки традиционной психиатрии.
Совесть напоминает о жгучих внутренних проблемах особенно по ночам, порождая, своего рода, ноогенную бессонницу. Болезнь не щадит никого. Простые смертные, гении, молодые, пожилые, бедные, богатые – все подвержены ей. Душа скорбит, словно "у бездны на краю", и пытается забыть (а ещё лучше – зачеркнуть) своё нежеланное прошлое. Обида и боль мгновенно заслоняют всё хорошее и приятное. Человек отчаянно, но абсолютно безуспешно пытается убежать от мучительного переживания собственных ошибок и опустошенности души.
Бессонница, как и сон, - чуткий духовный барометр. Она напрямую зависит от состояния нашего внутреннего мира. Не случайно святые отцы советуют тщательно готовиться ко сну: покаяться в грехах прожитого дня, со всеми примириться, прочитать вечерние молитвы и хотя бы одну главу Евангелия.
Необходимо регулярно пить святую воду и окроплять ею жилище; воздерживаться от азартных игр, суетных разговоров и выяснения отношений путём ссор и конфликтов.
Страдающие ноогенной бессонницей вынуждены часто прибегать к снотворным, чтобы забыться и заснуть. И хотя сон наступает, но дорогой ценой: путём самоустранения от важнейших духовных проблем. Поэтому многие люди намеренно (например, с помощью лекарственных препаратов) заглушают голос совести, признавая его психотравмирующим фактором, источником душевного кризиса. Вот и получается: грешник, а спит как младенец.
По мере роста преклонения перед материальным благосостоянием, увеличения числа психических расстройств и психологических аномалий, всё более актуальной, особенно для молодёжи, становится проблема скуки. Заметное сокращение трудового времени, безработица (вынужденная или добровольная), и т.д. ведут к тому, что большинство людей не знают, как распорядиться своим досугом. Чтобы занять себя и "убить" время, человек "с головой" погружается в любую деятельность: в пустые никчемные хобби, увеселения, алкоголь, компьютерные игры и т.п., которые не питают душу и не созвучны её истинным чаяниям. Это способ бегства от себя и от Бога. В любом случае, скука – это безблагодатное состояние, которое легко перерастает в греховное, те в праздность, леность, уныние, депрессию.
Проистекает скука из пустого, бездуховного досуга, от непонимания смысла свободы и рождает злоупотребление свободой. Мифы и миражи о свободе отстраняют человека от подлинного источника свободы – от Бога. Поэтому из внутренней опустошенности и скуки возникает сначала внутренняя дезориентация, затем – внутренний протест, а потом бунт против порядков окружающей действительности. Постепенно человек впадает в иллюзию нравственной вседозволенности, ложно понятой как "свобода", снимает с себя "тормоза" ответственности, заглушает голос совести и смело окунается в духовный омут. Скука – это путь в капкан псевдосвободы. Человек думает, что сам распоряжается своими желаниями, потребностями, интересами и т. д. На самом же деле, он внутренне связан. В конечном счёте, дурные привычки становятся его "второй натурой" и вытесняют "первую", что чревато разладом психики, душевным дискомфортом и гибельными попытками избавиться от этой тяжести с помощью алкоголя, наркотиков, сексуальных извращений, асоциального поведения. Порочный круг замыкается.
Христианские авторы исстари подчёркивали значение телесного труда в борьбе со скукой. В православном аскетическом богословии труд рассматривается как эффективный приём для господства не только над внешней природой, но и над страстями. Труд помогает противостоять греху. Знаменитый афоризм апостола Павла гласит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». (2Фес. 3:10).
Симптомом утраты смыслы жизни служит и, так называемый, "онтологический шок" – страх, отчаяние, безнадёжность, связанные с осознанием бессмысленности существования. Изначально человеку присуща потребность верить в закономерность и неслучайность развития Вселенной. Утрачивая эту веру, он испытывает чувство безысходности, потерянности, отчуждения от того, что придаёт жизни высшую ценность и смысл. Архимандрит Платон (Игумнов) полагает, что отчуждённость от Бога переживается как состояние покинутости, необъяснимой тоски, внутреннего одиночества, обречённости и бессмысленности личного существования. Это – одно из самых драматических последствий греха. "Поляризованная (духовно расколотая) личность постоянно мечется в своих противоречиях, обнаруживает в себе утерю чего-то важного и жизненно необходимого, отсутствие "жизненного стержня". Такая личность внутренне надломлена и одинока, чужда для всех. Её жизнь лишена нравственного смысла и цели".
Святоотеческий взгляд на отчуждение (говоря современным языком) свидетельствует, что в той или иной мере каждый из нас ищет себя, находится на пути к своему идеалу, стремится исполнить своё назначение на земле (реализовать план Божий). Человек открыт будущему (наличие жизненной цели – это и есть устремлённость в будущее). Отчуждение же состоит в том, что он заслоняется от этого будущего. А поскольку абсолютным будущим является Бог – Источник жизни вечной, то отчуждение оказывается разобщенностью, замкнутостью, закрытостью по отношению к Богу.
Такое состояние христианство врачует молитвой, покаянием, надеждой на Бога, учением о бессмертии души, о "воскресении мертвых и жизни будущего века".
АМИНЬ.