Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
О том, что происходит вокруг нас в физическом мире, нам рассказывают пять органов чувств: обоняние, осязание, вкус, слух, зрение. Обо всём, что находится за пределами их возможностей, мы можем только догадываться и верить, что оно существует. О том, что из "запредельного" хорошо, а что плохо, рассказывает Библия. И от того, насколько мы поверим сказанному и всеми силами души устремимся к Богу, зависит весь ход нашей жизни.
В прошлом выпуске листка "ГОЛОС ОБИТЕЛИ" мы говорили о том, почему в нашей жизни не всё идет так, как хочется. Почему человек, как правило, не удовлетворён тем, что имеет, даже если имеет немало.
Сами по себе материальный успех и земное богатство, конечно же, не греховны. Но Евангелие предупреждает: "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк. 12: 15). И тот, кто "собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12:21),перед лицом смерти ощущает себя нищим и внутренне одиноким. Нередко человек достигает всего, становится на пороге самых заманчивых перспектив, а Бог говорит: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12:20).
Как известно, у погребального савана карманов нет. Час кончины, ставя грешника перед лицом смерти, обнаруживает темноту его внутреннего мира, показывает правду и огромное психотерапевтическое значение апостольского наставления: не высоко думать о себе; уповать не на богатство, но на Бога (см.: 1 Тим. 6:17-19).
С православной точки зрения, мы находимся "вне себя", доколе живём "вне Бога". Потеряв или не найдя Истинного Бога, мы не в силах отыскать подлинный смысл жизни, а значит, разрушаем собственную душу и утрачиваем себя, своё духовное "я". Иными словами, потеря Бога неизбежно ведёт к потере человека.
Потеря себя – страшный духовный недуг современного человечества, кара за отступление от Бога. Ложные идеалы и ценности жизни (погоня за наживой, славой, наслаждением и т. д.) в христианстве классифицируются как грехи: "Дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4:4). Все формы поведения потерявшей себя, духовно больной личности имеют единый знаменатель: она легкомысленно "прожигает" свою земную жизнь в ущерб жизни вечной. Отсюда – своего рода наркотическая зависимость от грехов, а значит, духовно-нравственная деградация человека.
"Потеря себя" – чрезвычайно многогранный процесс. Среди его признаков абсолютное погружение в материально-денежные проблемы, внутренняя пустота, скука и прочее. Это - почва для многих других духовных болезней.
Потребовались столетия, чтобы психология пришла к пониманию слов апостола Павла:
"А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, многие уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям".
Психологи утверждают, что если стремление к деньгам берёт верх, то стремление к смыслу заменяется стремлением к средству. Деньги из средства становятся самодостаточной целью и опутывают людей, охваченных жаждой наживы. Таким образом, большинство людей, владеющих большими деньгами, сами находятся во власти денег. Любостяжание -- вид идолослужения (Кол. 3:5). Культ "золотого тельца" заточает в кабалу: искушение сребролюбием (Мф. 4:8-9) легко перерастает в обольщение богатством (Мк. 4:19), вплоть до пытки роскошью (Лк. 12; 16; 19).
Повторим: христианство считает грехом не само богатство, а пристрастие к нему: "Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца" (Пс. 61, 11; ср. Мк. 10:23-24).
Богатые чувствуют себя бедными не из-за отсутствия денег, а из-за ненасытности запросов (см. "ГОЛОС ОБИТЕЛИ" №7). . Не случайно русская пословица гласит: "Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало". Поэтому нередко складывается парадоксальная ситуация: когда с деньгами нет проблем, это тоже проблема, гигантский стресс, не меньший, чем развод.
Американские психологи ввели специальный медицинский термин -- синдром внезапного богатства. Им страдает человек, который стремительно разбогател, сбросил с плеч бремя докучливых житейских проблем и не в состоянии разумно справиться с тем, что на него "свалилось". Это заболевание не характерно для людей, достигших высокого уровня благосостояния долгим и добросовестным трудом. Такое, неизвестное ранее, психическое, а точнее – духовное, расстройство – порождение цивилизации.
По данным зарубежной печати, "скороспелые" миллионеры зачастую становятся по-настоящему несчастными людьми. Именно поэтому в США, в пригороде Сан-Франциско, создано учреждение с крайне необычным названием – Институт по проблемам денег, смысла бытия и жизненного выбора. Типичный пациент этого центра -- бизнесмен, который в придачу к большим деньгам получил стойкое чувство внутренней изолированности, одиночества и покинутости, неуверенности и шаткости собственного бытия. Он ощущает себя словно перенесённым в какой-то инопланетный мир. Там много приятного и заманчивого, но буквально всё – чужое.
Поступки внезапно разбогатевших людей до странности схожи. Первый их порыв – тратить деньги. Новоявленные богачи заводят роскошные виллы с видом на океанский берег, целый штат обслуживающего персонала, гаражи для самых дорогих автомобилей, покупают изысканные безделушки, выезжают на шикарные курорты мира и т. п.
Но затем наступает гнетущее опасение, что деньги могут исчезнуть так же быстро, как и появились. Вдобавок, выясняется, что не осталось общих тем для разговоров со старыми друзьями. И богач вдруг с болью осознаёт потрясающую вещь: насколько ему не хватает того, чем он раньше тяготился, от чего прежде впору было бы сойти с ума. Человек неожиданно с ужасом понимает, что лишился работы, ибо в ней больше нет нужды. Он лихорадочно ищет новое поле приложения своих сил. Недавние развлечения и отдых кажутся теперь скучными и пресными. Жизнь теряет вкус (в одной современной песне есть слова: "их дети сходят с ума, потому что им нечего больше хотеть"). И если спросить богача, то он первый скажет, что счастье не в деньгах и даже не в их количестве.
Психологи свидетельствуют, что проблемы их пациентов подтверждают очевидную истину: деньги не делают людей счастливыми, то есть, не являются основой повышения удовлетворённости жизнью. Появляются новые, неизвестные ранее, проблемы: окружающее довольно быстро начинают воспринимать "счастливчиков" как "ходячие кошельки", появляются зависть, враждебность, лицемерие, неприятие и отторжение со стороны других, прежде близких, людей. Поэтому "Больше всего ищите Царствия Божия, и всё это (богатство) приложится вам (Лк. 12:31). .
АМИНЬ.