Тяжкие оковы души. №8(8) октябрь 2007г.

О том, что происходит вокруг нас в физическом мире, нам рассказывают пять органов чувств: обоняние, осязание, вкус, слух, зрение.  Обо всём, что находится за пределами их возможностей, мы можем только догадываться и верить, что оно существует. О том, что из "запредельного" хорошо, а что плохо, рассказывает Библия.     И от того, насколько мы поверим сказанному и всеми силами души устремимся  к Богу, зависит весь ход нашей жизни.

В прошлом выпуске листка "ГОЛОС ОБИТЕЛИ" мы говорили о том, почему в нашей жизни не всё идет так, как хочется. Почему человек, как правило, не удовлетворён тем, что имеет, даже если имеет немало.

Сами по себе материальный успех и земное богатство, конечно же, не греховны. Но Евангелие предупреждает: "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк. 12: 15).  И тот, кто "собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12:21),перед лицом смерти ощущает себя нищим и внутренне одиноким.  Нередко человек достигает всего, становится на пороге самых заманчивых перспектив,  а Бог говорит: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут  у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12:20).

Как известно, у погребального савана карманов нет. Час кончины, ставя грешника перед лицом смерти, обнаруживает  темноту его внутреннего мира, показывает правду и огромное психотерапевтическое значение апостольского наставления: не высоко думать о себе; уповать не на богатство, но на Бога  (см.: 1 Тим. 6:17-19).

С православной точки зрения, мы находимся "вне себя", доколе живём "вне Бога". Потеряв или не найдя Истинного Бога, мы не в силах отыскать подлинный смысл жизни, а значит, разрушаем собственную душу и утрачиваем себя, своё духовное "я". Иными словами, потеря  Бога неизбежно ведёт к потере человека.

Потеря себя – страшный духовный недуг современного человечества, кара за отступление от Бога. Ложные идеалы и ценности жизни  (погоня за наживой, славой, наслаждением и т. д.) в христианстве классифицируются как грехи: "Дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4:4). Все формы поведения потерявшей себя, духовно больной личности имеют единый знаменатель: она легкомысленно  "прожигает" свою земную жизнь в ущерб жизни вечной. Отсюда – своего рода наркотическая зависимость от грехов, а значит, духовно-нравственная деградация человека.

"Потеря себя" – чрезвычайно многогранный процесс. Среди его признаков абсолютное погружение в материально-денежные проблемы, внутренняя пустота, скука и прочее.  Это -  почва для многих других духовных болезней.
Потребовались столетия, чтобы психология пришла к пониманию  слов апостола Павла:

"А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, многие уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям".

Психологи утверждают, что если стремление к деньгам берёт верх, то стремление к смыслу заменяется стремлением к средству. Деньги из средства становятся самодостаточной целью и опутывают людей, охваченных жаждой наживы. Таким образом, большинство людей, владеющих большими деньгами, сами находятся во власти денег.  Любостяжание  -- вид идолослужения (Кол. 3:5).  Культ "золотого тельца" заточает в кабалу: искушение сребролюбием (Мф. 4:8-9)  легко перерастает  в обольщение богатством (Мк. 4:19),  вплоть до пытки роскошью (Лк. 12; 16; 19).

Повторим: христианство считает грехом не само богатство, а пристрастие к нему: "Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца" (Пс. 61, 11; ср. Мк. 10:23-24).

Богатые чувствуют себя бедными не из-за отсутствия денег, а из-за ненасытности запросов (см. "ГОЛОС ОБИТЕЛИ" №7). . Не случайно русская пословица гласит: "Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало". Поэтому нередко складывается парадоксальная ситуация: когда с деньгами нет проблем, это тоже проблема, гигантский стресс, не меньший, чем развод.

 Американские психологи ввели специальный медицинский термин -- синдром внезапного богатства. Им страдает человек, который стремительно разбогател, сбросил с плеч бремя докучливых житейских проблем и не в состоянии разумно справиться с тем, что на него "свалилось". Это заболевание не характерно для людей, достигших высокого уровня благосостояния долгим и добросовестным трудом. Такое, неизвестное ранее, психическое, а точнее – духовное, расстройство – порождение цивилизации.

По данным зарубежной печати,  "скороспелые" миллионеры зачастую становятся по-настоящему несчастными людьми.  Именно поэтому в США, в пригороде  Сан-Франциско, создано учреждение с крайне необычным названием – Институт по проблемам денег, смысла бытия и жизненного выбора. Типичный пациент этого центра -- бизнесмен, который в придачу к большим деньгам получил стойкое чувство внутренней изолированности, одиночества и покинутости, неуверенности и шаткости собственного бытия.  Он ощущает себя словно перенесённым в какой-то инопланетный мир. Там много приятного и заманчивого, но буквально всё – чужое.

Поступки внезапно разбогатевших людей до странности схожи. Первый их порыв – тратить деньги.  Новоявленные богачи заводят роскошные виллы с видом на океанский берег, целый штат обслуживающего персонала, гаражи для самых дорогих автомобилей, покупают изысканные безделушки, выезжают на шикарные курорты мира и т. п.

Но затем наступает гнетущее опасение, что деньги могут исчезнуть так же быстро, как и появились. Вдобавок, выясняется, что не осталось общих тем для разговоров  со старыми друзьями. И богач вдруг с болью осознаёт потрясающую вещь: насколько ему не хватает того, чем он раньше тяготился, от чего прежде впору было бы сойти с ума. Человек неожиданно с ужасом понимает, что лишился работы, ибо в ней больше нет нужды. Он лихорадочно ищет новое поле приложения своих сил. Недавние развлечения и отдых кажутся теперь скучными и пресными. Жизнь теряет вкус (в одной современной песне есть слова:  "их дети сходят с ума, потому что им нечего больше хотеть"). И если спросить богача, то он первый скажет, что счастье не в деньгах и даже не в их количестве.

Психологи свидетельствуют, что проблемы их пациентов подтверждают очевидную истину: деньги не делают людей счастливыми, то есть, не являются основой повышения удовлетворённости  жизнью. Появляются новые, неизвестные ранее, проблемы: окружающее довольно быстро начинают воспринимать "счастливчиков" как "ходячие кошельки", появляются зависть, враждебность, лицемерие, неприятие и отторжение со стороны  других, прежде близких, людей. Поэтому  "Больше всего ищите Царствия Божия, и всё это (богатство) приложится вам (Лк. 12:31).                   .

АМИНЬ.

 

 


Назад к списку