Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
(Начало в №4(4), июнь 2007).
В этом выпуске мы продолжим знакомство с темой психологической защиты от душевного дискомфорта. Рассмотренные ранее защитные способы поведения ("защитные механизмы") проекция, рационализация и отрицание относятся к так называемым "низшим защитам". Наряду с ними существуют и "высшие", несомненно, полезные и необходимые любому человеку, помогающие выжить в стрессовых ситуациях, нейтрализовать болезненные переживания, повысить сопротивляемость организма. Однако их мы рассматривать не будем, так как они не являются способами бегства от осознания нами нарушений Заповедей. Мы продолжим знакомство с теми "увёртками", которые сознательно или неосознанно используем для избегания ответственности за свои грехи, избегания дискомфорта от угрызений совести. С позиций христианской психологии, такое поведение носит деструктивный, то есть разрушительный характер, так как при этом поддерживаются иллюзорные (выдуманные) представления о себе, игнорируется критика в свой адрес и заглушается самокритика. Такие "увёртки" лишают нас воли и мужества, ослепляют наши "очи сердечные", препятствуют покаянию.
Общепризнанно: если человек всегда пользуется одними и теми же защитными способами поведения в однотипных ситуациях, его способность к адаптации снижается.
В тех случаях, когда защита не срабатывает, он становится ранимым, внутренне не приспособленным, уязвимым и слабым. Уровень тревожности (внутреннего напряжения) возрастает до того, что происходит нервно-психический срыв.
Как же узнать, "правильную" (высшую), или "неправильную" (низшую) защиту применяет человек в конкретных случаях? В Библии сказано: "По плодам их узнаете их" (Мф. 7, 20).
Итак, рассмотрим четвёртый способ защиты, так называемый, механизм подавления.
Такой способ поведения просто удаляет и удерживает на расстоянии от сознания какое-либо тревожное событие, воспоминание, идею. "Задавливая" проблему внутри себя, человек уподобляется кипящему котлу с плотно закрытой крышкой. Однако, рано или поздно "котёл взрывается и ошпаривает всё вокруг". Не находя "разрядки", затаённая враждебность, непрощённая обида, загнанные вглубь души месть, страх и печаль, сдерживаемый гнев буквально разъедают личность и становятся "миной замедленного действия". Следствием этого могут быть различные сексуальные нарушения, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, ревматоидный артрит, язвенная и гипертоническая болезни, стенокардия и многие другие заболевания), истерия, вялость (нехватка сил), различные страхи.
Часто бывает, что язва желудка и 12-перстной кишки возникает, например, тогда, когда не даётся разумного выхода агрессивным эмоциям.
Своё внутреннее предболезненное состояние человек описывает таким образом: "Я бы охотно разделался с обидчиком"; "Я хочу отомстить"; "Меня оскорбили и я отвечу тем же"; "Я делаю это назло ему (ей)", "Я хочу поставить его (её) на место" и тому подобное.
По данным психосоматической медицины (изучающей зависимость болезней тела от состояния души), в происхождении лейкемии, рака бронхов, толстой кишки, молочных желез и шейки матки большую роль играет неспособность разумно проявлять свои чувства, в частности гнев.
На подавление отрицательных эмоций как фактор риска опухолей указывал и прозорливый афонский старец Порфирий. На его взгляд, рак поражает, прежде всего, "подавленного человека, измученного и притесняемого различными обстоятельствами". Онкологическим больным старец советовал полностью отдаться любви Божией, примириться со всеми и успокоиться. "И когда освятится душа твоя, -- подчёркивал подвижник, -- когда она прилепится к Богу, станет спокойная и безмятежная и успокоятся все системы твоего организма, тогда рак, если и не излечится, то останется там, где находится…".
Старец Паисий Святогорец тоже рекомендовал онкологическим больным
"не замыкаться в себе", но просить Бога за других людей. И Господь, видя веру страждущего, бескорыстную любовь и заботу о ближних, исполнит его просьбы. Можно и нужно, конечно, молиться и о собственном выздоровлении, особенно святителю Нектарию Эгинскому.
В отличие от подавления, пятый из рассматриваемых нами защитный механизм регрессии побуждает взрослого человека прикидываться ребёнком.
Для того, чтобы уменьшить груз нерешённых проблем, снять внутреннюю тревогу, заглушить угрызения совести, "расслабиться", нужно "выпустить пар". Чаще всего это делается с помощью курения, выпивки, обжорства, непомерного поедания сладостей, сексуальных извращений, драк, сквернословия, азартных игр и т.п. Но иногда ради избавления от стресса и внутреннего конфликта люди неожиданно для себя "впадают в детство": кусают ногти, ковыряют пальцем в носу, лепечут, капризничают, привирают, плюются и так далее. Взрослые нарочито демонстрируют свою зависимость и беспомощность, ведут себя настолько инфантильно, что "опускаются" до уровня детей. Отсюда же и склонность к простудным заболеваниям.
Так же незаметно усыпляет совесть шестой защитный способ поведения -- упорное вытеснение из сознания какой-либо нелицеприятной или мучительной информации. Ущемлённое самолюбие, задетая гордость нередко маскируются под натянутую, вымученную улыбку. Обида устраняется путём рассуждений о своих достоинствах и достижениях ("я не то, что обо мне думают!"). Неудобные или горькие факты легко забываются. Порой люди действительно не помнят о своих денежных долгах или об огорчениях, которые причинили другим. И если им об этом напомнить, то они скорее просто поверят рассказчику, чем вспомнят. Отсюда – жалобы на плохую память, рассеянное внимание, трудности в восприятии новой информации, не связанные с возрастными изменениями.
Итак, осознание своих грехов сопряжено с серьёзными психическими потрясениями, ведь "очная ставка с собой" психологически трудна. Человек, который боится себя, не хочет встречаться с собой. В этом одна из причин нашей неискренности, лживости перед судом совести, желания скрыть собственные пороки не только от других, но и от себя. Таким образом, низшие механизмы психологической защиты – это бессознательные способы бегства от себя путём искажения действительности.
В самом деле, если факты нельзя изменить, но они не устраивают нас, то остаётся два выхода: либо измениться самому, либо отгородиться неким барьером. Защитные механизмы как раз и играют роль такого барьера. Они смягчают натиск психотравмирующих ситуаций: помогают их зачеркнуть, забыть, перетолковать, наконец, уйти от них.
Однако, прячась от горьких для самолюбия фактов, мы, по сути, закрываем перед Богом двери своего сердца и убегаем от самих себя. "Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?", - предостерегает пророк Исаия (Ис. 29, 15).
Радикальный путь борьбы с низшими защитами – осознание их пагубных последствий и чистосердечное признание своих недостатков, то есть покаяние, исповедь, Причастие и МОЛИТВА, МОЛИТВА, МОЛИТВА…
АМИНЬ.