Как не судить, чтобы не быть судимыми. №4(4) июнь 2007г.

Тонкая, ранимая душа человеческая, а в процессе жизни ей приходится претерпевать различные житейские невзгоды и потрясения.  И чтобы обезвредить психологически травмирующие моменты, сохранить целостность личности и психическое здоровье,  человек научился использовать различные защитные способы поведения (защитные механизмы).

Кто-то из светлых умов нашего времени  сказал, что  совесть – это реакция нервной системы на противоречие между поступком и убеждением. Именно механизмы психологической защиты позволяют сохранить привычное о себе мнение, отторгнуть или специфически  истолковать  неприятные сведения, свести до минимума чувство тревоги, возникающее из-за угрызений совести, нейтрализовать болезненные переживания.

Однако, у защитного поведения есть и отрицательные стороны: уход от решения проблем, препятствие духовному росту, создание искаженной действительности, искаженного образа себя, искаженного внешнего мира. Защитные механизмы как бы "сковывают" внутреннюю энергию, обессиливают душу. В итоге, приспосабливаемость человека снижается, он становится уязвимым, ранимым и слабым, увеличивается вероятность нервно-психического срыва.

Рассмотрим некоторые защитные механизмы (варианты поведения), наиболее часто используемые и носящие явно деструктивный (разрушительный) характер. Возможно, это кому-нибудь поможет лучше подготовиться к исповеди, разобраться в себе, в своих вольных и невольных, ведомых и неведомых грехах, а так же в отношениях с людьми.

Начнём с проекции – приписывания кому-либо  нежеланных нам собственных чувств, мотивов и черт, в которых мы не хотим себе сознаться. Подмечено: каждый видит в ближнем прежде всего то,  что развито в нём самом. Скупой склонен отмечать в людях жадность, агрессивный – жестокость, склонный к воровству – нечестность и так далее по тому же принципу.

. При этом восприятие собственного греха искажается.  Реально грех присутствует  в нас, но мы усматриваем его в других людях, но не в себе. Суждение о чужих грехах быстро перерастает в  осуждение самого человека. И, может быть, скупой зря подозревает ближнего в жадности, а блудник – в прелюбодеянии? Ведь, обвиняя ближнего в своих собственных немощах, мы грешим ещё и клеветой.

Тот, кто постоянно наделяет других своими неблаговидными свойствами, зорко видит "сучок"в чужом глазу, зато не чувствует  "бревна" в своём (Мф. 7:3). Мало того. Нередко он пытается вынуть этот противный "сучок", мешающий ему жить, с помощью своего "бревна"!

Вот характерный случай.  Человек испытывает сильные враждебные чувства к кому-либо без повода с его стороны, но  стыдится себе в этом признаться. Тогда он рисует в своём воображении образ врага, присваивает эти чувства вымышленному «недругу» и думает, будто тот действительно враждует с ним.  Выход  весьма прост: чтобы   реабилитироваться   в   глазах   окружающих    и  не  обличать  себя  в беспочвенной злонамеренности и мстительности, надо выдумать себе врага и всю свою  душевную "грязь" свалить на него!

Приписывая кому-либо наши отрицательные личные качества и намерения, мы  не замечаем, фактически игнорируем их в себе. Например, за фразой: "Никогда нельзя верить людям", - как правило, скрывается потаённый смысл:"Я сам не чураюсь обмануть, поэтому не верю никому. Все люди одинаковы".

 Чем острее мы видим чужие грехи, тем хуже замечаем собственные.  И чем менее объективно мы оцениваем себя, тем больше находим своих недостатков в других. Тогда "свет, который в тебе", становится тьмой (Мф. 6:23). Она парадоксально освещает яркое и очевидное в окружающих и одновременно окутывает густым мраком то же самое в нас.

Помимо дурных, приписываются и положительные качества, что делает нас пристрастными и побуждает оценивать людей завышено хорошо. Мы используем проекцию, когда в своём сознании кого-то незаслуженно "награждаем" силой, привлекательностью, умом и т.д., не признавая этих качеств в себе, чтобы избежать ответственности за свои поступки, ведь "кому много вверено, с того больше взыщут". (Лк. 12:48). А люди иной раз охотно и с удовольствием играют не свойственные, чуждые им роли, которые от них ждёт благодарная и обманутая публика.

Недаром Христос призывал быть духовно бдительными и внимательными:  
" Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные…"(Мф. 7:15).

Итак,  " Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 

Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь. Как вынуть сучок из глаза брата твоего". (Мф. 7:1-3, 5).                  

Аминь.

 


Назад к списку