Я ХОЧУ. ДРУГОГО НЕ БУДЕТ. ПРАВДА И ПОЛУПРАВДА. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВЕРУ В ХРАМЕ – ВОЗЬМИТЕ ЕЕ НА РАБОТУ. НЕ БОЙСЯ! СКАЗКА или …? ТРУСЛИВОЕ ОПРАВДАНИЕ. ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ? КОГО СЧИТАТЬ УМНЫМ № 10 - 12 (176-178), октябрь - декабрь 2021 г.

«Если положения веры и оспариваются, то не потому, что истины сомнительны, а потому, что разум слаб».
(Фома Аквинский).

Я ХОЧУ… (прот. Сергий Филимонов)

Когда я принимаю в храме людей, приходящих со своими бедами и скорбями, я спрашиваю каждого: «В чем твой вопрос?» И мне нередко отвечают: «Я хочу… Я хочу того… Я хочу этого… Я думаю так… Почему все делают так, если я хочу другого?..»

«Я хочу» звучит из уст многих, кто приходит в храм со своей переломанной жизнью; оно слышно на каждом шагу. Вот оно-то и является той проблемой, той причиной, которая привела к скорбным последствиям. Человек не задается вопросом: «Господи, что ты хочешь от меня? Куда я должен направить путь свой? Как мне построить свою жизнь по воле Твоей?» Вместо этого он говорит: «Я хочу, чтобы у меня была хорошая работа. Я хочу, чтобы у меня была хорошая семья. Я хочу, чтобы у меня были послушные дети. Я хочу найти выгодное для себя направление жизни. Я хочу…»

 Я  говорю в ответ на такое «хочу»: «Пока ты не переломаешь себя, пока не изгонишь из души своей злобного «яшку», который ставит собственное «я» превыше всего, в твоей душе не будет места Богу, твоя жизнь не наладится, у тебя ничего не получится. Ты не увидишь просвета во мраке, в котором пребываешь со своими скорбями и заботами, потому что твои жизненные проблемы порождены твоим собственным «яшкой», твоим своехотением, самолюбием, твоим неисканием воли Божией, а исполнением воли своей».

ДРУГОГО НЕ БУДЕТ… (инет)

С некоторых пор мне кажется, что единственная вещь, о которой стоит помнить это то, что никакого будущего нет. Нет никакого "завтра".

Просыпаешься сегодня и понимаешь, что вот этот день - это все, что у тебя есть. Другого не будет.

Так что хотел бегать по утрам - иди и бегай, хотел признаться в любви человеку - иди и признавайся, хотел быть счастливым сегодня, не смотря ни на что, - иди и будь. Другого шанса не будет. Завтра - это иллюзия.

Время нелинейно, понимаете? Нет никакого "завтра". Есть только Сейчас. Всегда только cейчас. И если в этом ceйчас ты не делаешь то, что любишь, не идёшь, туда, куда хочешь, и не говоришь о том, что для тебя важно.. значит так оно и будет. Всегда.

Мы непрерывно творим свое настоящее, не отдавая себе отчёта в том, что оно же и есть будущее, и происходит...  вот прямо CЕЙЧАС.

ПРАВДА И ПОЛУПРАВДА (притча). (Феликс Кривин)

Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за нее три дурацких вопроса, да еще два тумака сдачи получил, и пошел.

 Но легко сказать — пошел. С Правдой-то ходить не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

 Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за нее заплачено.

 Добрался домой еле живой.

 — Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.

 Объяснил ей Дурак все, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, зачем нужна, как ею пользоваться.

 Лежит Правда посреди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как приспособить в хозяйстве.

 Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Что ты будешь делать — некуда Правду деть.

 — Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай, сколько дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.

 Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:

 — Правда! Правда! Кому Правду — налетай!

 Но никто на него не налетает.

 — Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешево отдам!

 — Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя Правда ни к чему. У нас своя есть, некупленная.

 Но вот к Дураку один Умник подошел. Покрутился возле Правды, спрашивает:

 — Что, парень, Правду продаешь? А много ли просишь?

 — Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.

 — За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня дороговато.

 Но тут подоспел еще один Умник и тоже стал прицениваться. Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.

 Разрезали Правду на две части. Получилось две полуправды, каждая и полегче и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.

 Идут Умники по базару, и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.

 Режут Умники правду, полуправдой запасаются.

 Теперь им куда легче разговаривать между собой.

 Там, где надо бы сказать: “Вы подлец!” — можно сказать: “У Вас трудный характер”. Нахала можно назвать шалуном, лжеца — фантазером…

 И даже нашего Дурака теперь никто дураком на называет! О дураке скажут: “Человек, по-своему мыслящий”.

ТРУСЛИВОЕ ОПРАВДАНИЕ (архидиакон Венедикт.)

Есть черное и есть белое, а серое — это трусливое оправдание путаницы наших желаний с нашими потребностями.

ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ? (Преподобный Антоний Великий)

Один мужик хотел помочь своей жене, у которой, как он подозревал, были проблемы со слухом.

Однажды вечером он стал у нее за спиной на противоположном конце комнаты и шепотом сказал:

— Ты меня слышишь?

Ответа не последовало, он подошел поближе и повторил:

— А сейчас слышишь? — Результат тот же.

Он подошел еще ближе и спросил: — Ты меня слышишь?

Так и не услышав ответа, он, наконец, повторил свой вопрос, стоя у нее прямо за спиной. Она повернулась к нему и сказала:

— В четвертый раз говорю: Да!

Бывает так: мы думаем, что с другими что-то не так, а оказывается... с нами самими..

КОГО СЧИТАТЬ УМНЫМ С ХРИСТИАНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

(Свящ. Валерий Духанин)

Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют.

* * * * * * *

Умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни

 – Еще со студенческих лет мне запомнилась мысль, высказанная античным философом Гераклитом: «Многознание уму не научает». Осведомленность, насыщенность различными знаниями хотя и, несомненно, нужна, но еще не делает человека умным. Кто-то может сыпать информацией из самых разных сфер, рассуждает о науке, политике, проблемах общества и т.д., но в собственной жизни поступает крайне неразумно.

 Разве назовешь умным человека, который с легкостью разрушил свою семью? Ему не помогло его образование. Разумен ли тот, кто соглашается на сомнительную сделку, идет на компромисс с совестью, поступает подло в отношении других людей? Такое поведение – крайне неразумно, и подобного человека, даже если он эрудит, вряд ли назовешь умным.

 Вот царь Соломон просил у Бога: Даруй же рабу  Твоему сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9). Это умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни. Оно помогло бы избежать очень многих ошибок. Но такое умение не приходит само по себе, оно – Божий дар и подается лишь тем, кто терпеливо проходит путь духовной жизни, кто становится близок Богу.

 По мере очищения сердца проясняется взгляд на смысл происходящих в жизни событий. И вот объяснение почему, например, к преподобному Паисию Святогорцу обращались за советом многие высокообразованные люди. Они были многоучеными, но не могли понять сути своих жизненных проблем, не знали, как их разрешить. Преподобный старец Паисий, хотя в свое время учился лишь в начальной школе, обладал самым главным знанием – духовной рассудительностью.

 Умный человек – это не просто человек с развитым рассудком, не тот, кто сыплет информацией и всюду выскажет свое мнение, а человек с цельной душой. В такой душе неразрывны друг от друга знание, нравственные ценности, культура поведения и много еще чего. Но, прежде всего, умный человек – это человек рассудительный, который мыслит трезво и здраво, на пользу душе и не в угоду страстям. Рассудительность не приходит сама по себе. Она – дар Божий. Поэтому быть человеком умным возможно лишь в общности с Тем, от Кого нам и дан ум, в Ком сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2: 3).

КУДА УХОДИТ РАДОСТЬ?

(Из книги «Адам, Ева и Рязань. Записки о русском пространстве»)

После ночной рождественской службы прихожане прихлынули с поздравлениями. Когда волна восторга сошла, начались краткие политинформации. Всем хотелось вместить в свою речь так много тревог о себе, родных, стране, Церкви, Патриархе и даже Боге, что слова не вставить.

Напор был так силен, что у меня закружилось в голове. Я понял, что надо остановить этот залп. И понял почему. Уходит радость.

Только что благодать праздника наполнила нас на службе — как вдруг она стала хлестать наружу, словно воздух из накачанного шарика.

Думаю, что задача святок не в выпуске пара и слов, накопившихся за время поста, а в том, что в это время человек пожинает духовные плоды поста. Святки — это упражнение в нашей святости.

Возьмут человека в Рай, а он откроет рот и давай молотить: выборы-невыборы, пенсии-непенсии, тёщи-нетёщи, католики-некатолики.

Ангелы закроют уши крыльями и скажут:

— Брат, что с тобой? Куда девать тебя?

Есть две недели, которые нам предлагается в качестве упражнения или экзамена на жизнь в Раю с Богом, святыми и ангелами: Пасхальная и Рождественская. Две недели поживи как ангел. Всего две недели в году!

В эти дни вполне можно на волне благодати не произнести ни одного худого слова, не принять в душу ни одной худой мысли, не совершить ни одного сомнительного поступка.

Мысли сыплются в голову разные. Надо ловить худые мысли, как мусор. Наша голова не должна быть мусорным ведром. Ей лучше быть вазой для цветов!

В общем, положил я руку на грудь оратора, которого никак не удавалось остановить, и сказал:

— Дим, кончай. Помолчи. Тебя дома жена ждет с горячи пирогом, не спит. Войди тихо и скажи: «Стоял на службе и благодарил Бога за то, что дал мне такое сокровище, как ты. Благодарю и тебя за любовь. Какая же ты у меня красавица!»

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВЕРУ В ХРАМЕ – ВОЗЬМИТЕ ЕЕ НА РАБОТУ.

Любая светская профессия (только если она сама по себе не греховна) может получить помощь Божию, если делается с верой и молитвой. Не направит ли Господь скальпель в руках верующего хирурга? Не поможет ли Господь молящемуся парикмахеру сделать прическу клиентке так, что у нее настроение улучшится и она с мужем помирится вечером? Разве не поможет вера строителю класть кирпич качественно, чтобы возведенные им стены не обрушились? Разве не заставит милиционера его вера не брать взяток? Вера может и должна родить не только причастника Божественного естества, но и честного журналиста, неподкупного чиновника, законопослушного гражданина и просто хорошего специалиста, не терпящего халтуры, – если только человек будет работать по мере веры, то есть согласно уровню своих взаимоотношений с Богом.

В Церкви с вопросом веры нам все более-менее понятно – мы знаем, что в церковном мире все должно делаться по вере. Но в том, что касается нашей внецерковной деятельности, нашей работы, мы часто абстрагируемся от нашей веры и становимся совсем другими людьми – и это очень неправильно. Потому и живем дрянно и некрасиво, что вера наша остается в стенах храма, мы забываем ее там до следующего воскресенья. Но веру Христову непременно нужно брать с собой – и домой и на работу.

НЕ БОЙСЯ! (инет)

Мама и папа часто возили сына на лето к бабушке. Когда он подрос, то сказал родителям: "Я уже большой, что вы со мной как с маленьким? Я и сам могу к бабушке доехать!"

После недолгих споров родители согласились. Вот стоят они на перроне, провожают, дают последние советы, а сын всё твердит: "Да знаю я, знаю, 100 раз уже говорили...!" Тогда отец говорит: "Сынок, если вдруг тебе станет плохо или страшно, то вот тебе это..." и сунул что-то ребенку в карман.   

И вот мальчик сидит в вагоне, едет, разглядывает, что то в окне... А вокруг люди... чужие... толкаются, шумят, заходят, выходят, проводник недовольно сделал ему замечание, кто то тоже недовольно на него посмотрел и... парню становится не по себе... и с каждой разом все неприятнее и тяжелее...

Скоро ему становится страшно. Он понурился, забился в угол, подкатились слёзы. Тут он вспоминает про то, что у него что то в кармане от отца. Дрожащей рукой нащупывает бумажку, разворачивает, а там записка: "Сынок, я в соседнем вагоне..."

 Так наш Творец, как любящий Отец, всегда знает, когда нам плохо, и всегда даёт понять, что Он рядом, и не для того, что б упрекнуть, а что бы помочь!    Исаия 41:10  "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей."

СКАЗКА или ……? (Симеон Афонский).

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.

Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:

«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»

Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл источник.

Вода перестала наполнять криницу. Криница засохла.

Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.

На дубе перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.

Замолкла соловьиная песня. Грустно стало на лугу.

Много лет миновало. Мальчишка стало дедом.

 Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.

Не стал ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.

«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.

ЕСЛИ... (инет).

Если одежда промокает — не сетуй на дождь, а возьми зонт.

Если руки мерзнут — не вини мороз, а надень рукавицы.

Если обидно слушать о себе плохое — не сетуй на людей, а постарайся исправиться.

Если кажется, что все вокруг плохо — вини себя, что не видишь вокруг хорошего.

ПОРТРЕТ СЫНА (притча).

    Жил-был богатый человек, у которого был любимый сын. Отец с сыном увлеченно собирали коллекцию редких произведений искусства. Но вот началась война, сына призвали в армию.  Он оказался смелым солдатом и погиб, спасая жизнь товарища.

Отец сильно горевал о потере сына. И вот как-то в дверь его дома постучали. На пороге стоял молодой человек с длинным свертком в руках.

— Я тот самый солдат, которого спас ваш сын, – проговорил юноша. — Он часто рассказывал мне о вас и о вашей любви к искусству. Меня нельзя назвать великим художником, но я нарисовал портрет вашего сына.

    Отец был тронут подарком. Он повесил картину на самом видном месте. Когда в его дом приходили гости, он сначала показывал им портрет сына, а потом уже всю остальную коллекцию.

    Но отец умер. Свою коллекцию он завещал продать с аукциона. Собралось огромное количество богатых и влиятельных людей. Приобретение картин сулило им хорошую выгоду. И первым лотом был выставлен портрет сына.

— Кто назовёт свою цену? – спросил аукционер.

    Тишину в зале нарушил голос: — Мы ждем картины знаменитых мастеров, а эта картина никому не нужна.

Но аукционер настаивал на своем: — «Сын»! «Сын»! Кто возьмет «Сына»?

    Наконец с последнего ряда раздался голос садовника, который долгие годы прослужил в доме богача и его сына.

— Я дам десять монет за портрет. – Это было все, что он мог предложить. — Первое предложение десять монет. Кто даст двадцать? – спросил ведущий. — Отдайте ему портрет за десять и перейдем к серьезным мастерам! – зашумели в зале. — Десять монет — раз, десять монет — два, десять монет — три. Продано за десять монет! — Ну, а теперь выставляйте на торги остальные картины! – торопили коллекционеры.

    Однако, ведущий отложил молоток и сказал: "Мне очень жаль, но в соответствии с распоряжением владельца коллекции все картины получает купивший «Сына».

    Так и в жизни. Часто мы игнорируем незначительные, на первый взгляд, события. Не совершаем простые и, как мы считаем, совершенно не имеющие значение действия, но и не подозреваем, что очень часто, мы получаем абсолютно всё, сделав всего лишь один шаг. Всего один, пусть даже неопределённый, как и этот шаг аукциона...

А ДАЛЬШЕ…?

Молодой жизнерадостный человек пришел к отцу и говорит:

— Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашел свое счастье!

— Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?

— Через четыре года я защищу на «отлично» диплом и покину университет.

— И что же дальше? — не отступал отец.

— Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.

— А дальше?

— А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.

— А дальше?

— А потом я пойду на заслуженный отдых — буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.

— Что же будет потом?

— Потом? — юноша на минуту задумался. — Да, вечно никто на этой земле не живет. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть.

— А что потом? — спросил старый отец. — Дорогой сын, что же будет потом? — дрожащим голосом проговорил отец.

Сын еще больше задумался и сказал:

— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное.

ЧТО ТАКОЕ ПОСТ.

Один монах спросил известного грузинского старца Гавриила (Ургебадзе), что такое пост.

 "Сейчас объясню", — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал.

А старец с улыбкой сказал: "А теперь иди ешь обед".

"Нет, отче, спасибо, я не хочу", - ответил монах.

 Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГРЕХ.

Однажды у меня на руках умирал от рака священник — человек, который сам утешал других всю свою жизнь.

 Я спросила его: какой грех самый большой?

А он ответил: «Самый большой грех — обидеть слабого». Почему? «Потому что это легче всего сделать…»

Эта мысль меня поразила — самый тяжкий грех сделать легче всего…

Передайте эти слова детям!  Елизавета Глинка (доктор Лиза).


Назад к списку