ЖДАТЬ НЕ АНТИХРИСТА, А ХРИСТА. «УЛЬТРАПРАВОСЛАВНЫЕ». АДАМ, ГДЕ ТЫ? ПОЧЕМУ МЫ НЕ СВЯТЫЕ? ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ. СТАНЬ МАГНИТОМ. № 7-9 (161-163), июль - сентябрь 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ЖДАТЬ НЕ АНТИХРИСТА, А ХРИСТА. Игумен Нектарий (Морозов)

2.  «УЛЬТРАПРАВОСЛАВНЫЕ». Игумен Валериан (Головченко)

3. АДАМ, ГДЕ ТЫ? Протоиерей Андрей Ткачев.

4. ПОЧЕМУ МЫ НЕ СВЯТЫЕ? Игумен Нектарий Морозов.

5. ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ. Игумен Нектарий Морозов.

6. СТАНЬ МАГНИТОМ. Архимандрит Андрей (Конанос),

ЖДАТЬ НЕ АНТИХРИСТА, А ХРИСТА.

Игумен Нектарий (Морозов)

Нет, наверное, сознательно верующего церковного человека, который бы не знал, что мир, в котором мы живем, конечен. Нет верующего человека, который бы никогда не читал Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и не имел представления о событиях, предваряющих завершение земной истории человечества и второе славное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Однако, существует определенная часть церковного сообщества, которая не просто помнит о том, что Апокалипсис непременно наступит, но и с напряжением его ожидает.

Вне всякого сомнения, мы все призваны к тому, чтобы внимательно относиться не только к происходящему в наших сердцах, но и к совершающемуся в окружающей нас действительности. Мы должны, по слову Спасителя, уметь различать «знамения времен» (ср. Мф. 16, 2). Нам необходимо, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), понимать, чувствовать дух времени, чтобы, как объяснял он же, не быть подверженными его антихристианскому воздействию, сохранять способность оставаться свободными от его влияния – настолько, насколько это в принципе возможно.

Но я хотел бы напомнить еще об одной необходимости – быть людьми выдержанными и трезвомыслящими, помнить увещание апостола Павла: «Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2, 1).

Большинство из нас прекрасно помнит сравнительно недавнюю бурю, бушевавшую не в стакане воды, а на необъятных просторах православного мира – по поводу ИНН как «печати антихриста». Сколько копий тогда было сломано, сколько выявилось «мучеников» и «исповедников» в этой борьбе с государством и Священноначалием, сколько неразумия обнаружилось – один только термин «предпечать» чего стоит!

А потом как-то улеглось все, успокоилось, разве что наименование «инн-щики» осталось – как определение для особой группы людей, которые вроде бы и в Церкви, но в то же время не совсем.

А теперь новая буря – по поводу чипирования и облучения, по поводу всеобщей вакцинации, посредством которой чипирование, как полагают некоторые, и будет осуществляться. По поводу электронного концлагеря и нашей неминуемой гибели в нем.

Спровоцирована она, безусловно, ситуацией с коронавирусом, но зрела давно.

Скажу сразу: я убежден в реальности чипирования, вопрос о чипизации – скорее всего, вопрос времени и технических условий. Я с огромным скептицизмом отношусь к всеобщей вакцинации, ее целесообразности и безопасности, особенно с учетом того, что, по мнению многих специалистов, вакцинация от непрестанно мутирующего вируса – иллюзия, мечта, а точнее – обман. «Электронный концлагерь» звучит угрожающе, но во многом он уже и правда построен.

Суть в другом. В том, что я не хочу жить в страхе и ужасе перед всем этим, я просто хочу жить – по-христиански, так, как должно. И, в частности, – ничего не боясь и не умирая прежде смерти.

Я, как, наверное, и многие священники, отвечаю день за днем на вопросы: «Что же делать, если все это случится? Что делать, ведь это все уже происходит!»

Отвечаю людям, но в первую очередь – себе самому.

Прежде всего – понять, что – нет, еще не происходит. Возникли крайне удобные условия для того, чтобы происходило, но произойдет ли прямо сейчас или нет – неизвестно, поэтому кричать «караул» пока не стоит, потому что сейчас мы только людей насмешим, а потом – никто не поверит.

Обратимся к истории: это драгоценная возможность соотнести то, что уже было, с тем, что мы видим сейчас. Обратимся и увидим, что мир не раз переживал события, заставлявшие людей верить в то, что Апокалипсис уже наступил, погружавшие их в переживание состояния «Apocalypse Now». Стихийные бедствия, эпидемии (куда ужаснее нынешней), крушение старого мира и рождение нового, кровопролитные войны и самая страшная из них – Вторая мировая, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Казалось: вот, уже… Но нет – не пришел конец еще этой земле, и не явилась ей на смену новая.

Да, современность существенно отличается от недавнего и, тем более, давнего прошлого. Технический прогресс шагнул неимоверно далеко. Новейшие информационные и биотехнологии, буквально на наших глазах перекраивающие экономическую и политическую реальность. Сам человек, меняющийся еще стремительнее, но, тем не менее, все же остающийся человеком. Все это создает иные возможности для грядущего антихриста и его команды, объясняет механизмы достижения им тех результатов, о которых мы читаем в Откровении, служит своего рода иллюстрацией к тексту Апокалипсиса.

И все же… И все же мы не можем сказать, что антихрист придет уже завтра. Или даже послезавтра. Мы можем лишь констатировать, что – да, сейчас уже ближе к этому моменту, чем было вчера. Возможно, даже очень близко. Но вот вопрос: что с того?

Почему обязательной реакцией на осознание этой данности должна быть переходящая в панику растерянность? Откуда эта мысль, что надо либо все оставить и больше ничего не делать, либо всю свою активность направить на борьбу с Биллом Гейтсом и вышками 5G? Откуда этот парализующий волю страх, переходящий в агрессию и вновь сменяющийся каким-то бесплодным оцепенением?

Слава Богу, не таково состояние большинства людей в Церкви, но вот беда: алармизм (чрезмерная или преувеличенная тревога о реальной или воображаемой угрозе) заразен, его представители активны и шумны, они смущают друг друга и окружающих. Глядя на них со стороны, мир всерьез начинает полагать, что таковы все христиане. А христиане… Мы потихоньку инфицируемся этим вирусом страха и потерянности и в какой-то момент понимаем, что он буквально выедает нас изнутри.

И мне очень хочется напомнить и окружающим, и, опять же, самому себе, что каким бы ни представлялось нам наше завтра – ужасным, гнетущим, невыносимым или, наоборот, радужным и прекрасным, – жить нужно сегодня. Этого самого «завтра» еще нет, а сегодня – есть. Со всеми его нуждами и делами, необходимостью принимать решения, совершать поступки, бороться с трудностями, мужественно переносить скорби и благодарить Бога – и за них, и за те радости, которых тоже немало. И не потеряли (и не потеряют никогда) своей актуальности слова Христа: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Не надо ждать антихриста, не надо готовиться к его приходу. Надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в настоящий момент. От этого страх, от этого боль, от этого растерянность – от того, насколько мы далеки от Бога сейчас, насколько мало мы похожи на Его учеников. Не будь так, откуда было бы страху взяться?..

И если о чем-то требуется заботиться всерьез ввиду всех происходящих событий, ввиду «знамений времен», угрожающих и смущающих, то только об этом: о том, чтобы постараться удалить от себя все, что мешает действительно быть со Христом, что преграждает наш путь к Нему, открыть для Него свое сердце и впустить в его сокровенность. И тогда Он Сам научит нас, что делать, и покажет, как пройти, не повредив своей душе, через череду самых тяжких испытаний.

Это – в наших силах и в нашей власти. Это то, что зависит о нас. А прочее… Прочее – такая же иллюзия и мечта, как «волшебная вакцина». Такой же обман.

 «УЛЬТРАПРАВОСЛАВНЫЕ»

Игумен Валериан (Головченко)

"Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы  с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши". (1 Ин. 2, 19) 

Народная мудрость справедливо подметила, что будет, если заставить дурня Богу молиться.

А также определила место, куда часто благими намерениями путь вымощен.

Ведь любую, даже самую святую, идею можно дискредитировать, просто доведя до абсурда.

Тут и стоит задуматься над тем, что мириться с существованием Православия враг рода человеческого никогда не захочет. И сделает всё, чтобы опорочить Церковь в глазах тех, кто сегодня замер в нерешительности у её порога.

Вот и бывает зачастую, что многие встречаются с Православием не через творения святых отцов, а через странные апокалиптические брошюрки-ужастики.

К сожалению, голосом веры становится для них не голос соборного разума Церкви, а причитания неумытого кликуши в вагоне метро.

А ведь ересь и отступничество, апостасия, возможны не только в сторону либерализации, но и в сторону ревности не по разуму — ультраправославности.

«Ультраправославные» — такие бородатые дядьки и ехидные тётьки.

Любят звать Русь-матушку к топору.

Проверяют всех и вся на наличие еврейского носа.

Компьютерофобны.

Единственным допустимым занятием для православных считают неквалифицированный труд или «профессиональное верование». Последнее выражается в блуждании по храмам и поучении всех и вся
уму-разуму.

К священнослужителям крайне недоверчивы, не говоря уж об архиереях.

Почитание царя-страстотерпца Николая доводят до полного абсурда.

Страшно печалятся по поводу не-прославления Распутина, Ивана Грозного, Ющинского и Нилуса.

Любят разговоры об ИНН и конце света.

Больше говорят об антихристе, чем о Христе.

Принимают активное участие в любых крестных ходах, внося туда сумятицу и бестолковщину.

При общении с «нецерковными» агрессивны и маловразумительны.

Толстых книг не читают, предпочитая брошюры апокалиптической направленности.

Активно ищут в быту масонские знаки, а найдя, убегают с криком.

В каждом болящем склонны видеть великого юродивого и толковать его параноидальный бред.

К молодёжи относятся с подозрительностью, считая Церковь местом собрания исключительно «зрелых» людей.

Собственных детей воспитывают сурово, добиваясь к 13 летнему возрасту устойчивой аллергии на посещение храма.

Маленьким девочкам бинтуют головы платками, а мальчикам ломают игрушечные пистолеты.

При посещении невоцерковлённой родни пытаются выбросить из окна хозяйский телевизор.

Падки на чудеса и знамения.

При возможности показывают фотографии  «чудесов» и «сияний».

Духовных авторитетов практически не признают, но любят младостарцев — те по молодости легко управляемы... 

Сегодня «ультрасы» — проблема, скорее, больших городов, хотя, благодаря интернету, эти границы весьма размыты. И, к сожалению, мы видим их чаще, чем хотелось бы.

Беда не в том, что они есть (как нет проблем и в отличиях между разными монастырями).

Беда, когда кто-либо считает свой  образ делания  единственно возможным и правильным. Типа: «Вы читаете в трёхканоннике Иисусу Сладчайшему?  Вы — в прелести!  Настоящие православные читают только Покаянный канон! Так, и никак иначе!»

Вот такого рода суждения и отличают «ультрасов» от простых ревнителей благочестия.

Псевдопатриоты любого толка, или «ура-патриоты», тоже опасны.

Опасны использованием православной атрибутики, так же, как и цыганистые гадалки. Это может столкнуть с пути к храму тех, кто делает лишь первые шаги.

«Ультрасы» опасны тем, что провоцируют конфликты там, где их вполне можно было бы избежать.

Но им нужны зрители, иначе гордыня останется ненакормленной. Потому и тянутся в мегаполисы.

* * *

А в небольших населённых пунктах и проблемы в наших храмах иные — наверное, то, что можно назвать потребительством в вере.

Пример: престольный праздник Успения в небольшом городке. Пять причастников, из них один младенец, другие двое — дети до шести лет.

Зато на трапезе после службы — яблоку негде упасть!

"Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?" (1 Кор. 11, 22). 

Лично я думаю, что нашим пастырям не стоит привечать вокруг себя фанатиков (т. е. лишённых любви) и кликуш.

Это, конечно, не в компетенции верующей молодёжи. И я не призываю никого стучать на батюшку в епархиальное управление. Но спросить своего священника о том, как относиться к антицерковной «агитации» появившегося на вашем приходе «ультраса» вы вполне можете.

Как правило, видя «непоощрение» своих суждений приходским священником, «ультрасы» либо угомонятся, либо уйдут.

Вполне возможно, некоторые навсегда покинут церковную ограду. Но их единицы. Это лишь те, кто уже сознательно противопоставил себя Церкви и пребывал в ней лишь в поисках своего, а не Христового.

Вполне возможно, они не успокоятся и после ухода. И создадут самочинные сборища православного обряда. Или пойдут ещё дальше, окончательно погружаясь в прелесть и ереси.

Только Церковь от этого не умалится и не оскудеет.

Думается мне, что в Церкви найдётся место очень многим. Наверное, нужны и либералы, и экстремисты. Только их чувства и мотивация должны быть здоровыми.

В главном мы должны быть едины.

В неглавном — возможны отличия.

Об этом и святые, и великие писали. Я же попробую привести один пример.

Форма может меняться как угодно, но лишь в тех пределах, в которых будет предполагать одинаковое содержание.

Вы можете носить майку или рясу, пальто или рубашку. Ваша одежда может быть любого фасона или расцветки. Но у неё всегда должны быть отверстия только для двух рук и только для одной головы.

Если на вашем камзоле шесть рукавов и два воротника, то либо вам попался пьяный портной, либо вы сами — страшный мутант!

АДАМ, ГДЕ ТЫ?

Протоиерей Андрей Ткачев.

Шеол. Так называли евреи то царство теней, где души, потерявшие плоть, но сохранившие память и веру, ожидали Мессию. Там не было радости, песен, псалмов, но только тьма и долгое, тягостное ожидание. Лучшие из лучших тоже сходили туда. Моисей, с которым устами к устам разговаривал Бог, опустился во мрак. Самуил, Давид, Давидовы дети сходили туда же. Каждого вновь прибывшего встречали вопросом: Он пришёл? Ты видел? Ты дождался?

- Нет, - отвечали один за одним нисходившие в ад и присоединялись к ждавшим.

Псалом 90-й заканчивается так: "Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое". Эти слова исполнились на праведном Симеоне-Богоприимце. Он увидел Спасителя, он не умер раньше, чем произошло Его благословенное Пришествие. И Симеон умер, как и было ему предсказано, с миром. Он, насыщенный днями, первый опустился в Шеол, чтобы сказать "я видел". Его руки помнили тепло Иисусова тела, его глаза смотрели на Сына Божия. Бог явил ему "спасение Своё". Об этом узнали узники ада, и ждать стало легче.

 Но время в Шеоле тянулось не так, как на земле. Там, где нечем развлечься, где нет никаких утешений, ожидание - это настоящая пытка. Долгих тридцать лет прошло до тех пор, пока не спустилась в ад чистая душа Предтечи, омытая кровью мучения. Его слова были ещё радостнее.

- Мессия проповедует. Он исцеляет и воскрешает. То, что пророки говорили о Нём, исполняется. Спасение близко.

- Его убьют, - сказал Исаия. - Мне было открыто, и я говорил о Нём, что Он - муж скорбей и изведавший болезни.

- И я в псалмах пел о том, что Ему пронзят руки и ноги и что о Его одежде будут метать жребий, - сказал Давид.

- И мы с Илиёй видели Его на Фаворской горе, - отозвался Моисей, - мы говорили с Ним о Его страданиях. Вы правы.

Голоса пророков раздавались громче и громче. Каждый из них что-то знал о Христе, каждому была открыта Духом Святым какая-то грань Его подвига.

Родился в Вифлееме, Мать Его непорочна, Он въедет в Иерусалим на осле, Его предадут за ничтожную сумму денег. Шеол никогда не слышал такого оживления. Как вдруг затворы адовы затрещали. Всё пришло в движение, и раздался голос: "Поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!" - "Кто сей Царь славы?" - спросили перепуганные адские стражники. - "Господь сил, Он - Царь славы", - раздался ответ (см. Пс. 23), и густая, вековая тьма озарилась ярчайшим светом. Господь, совершивший победу, грозный и милующий одновременно, сошёл в преисподнюю.

Его схождение вспороло аду брюхо так, как нож кухарки вспарывает брюхо пойманной рыбе, и теперь все, кто ждал его, - свободны.

Но не толпой, а по порядку устремились праведники к Спасителю. Вначале они расступились, и Христос, внимательно всматриваясь вглубь, сказал слова, однажды уже звучавшие: "Адам! Где ты?"

- Я здесь, Царю мой и Боже мой, - сказал тот, кто в раю говорил: "я наг и скрылся".

Праотец с праматерью смотрели на Христа с трепетом, в любую секунду готовые опустить глаза. Ведь это они - виновники всемирной трагедии.

Господь протянул им руки и, когда их ладони встретились, с силой повлёк их наверх. Их и их детей ждал рай. Уже не земной, но новый - небесный. И он уже не был пуст. Там уже был благоразумный разбойник, не отмычкой, но покаянием открывший себе двери в страну блаженства.

ПОЧЕМУ МЫ НЕ СВЯТЫЕ?

Игумен Нектарий Морозов.

Нередко бывает так, что человек, пытающийся вроде бы бороться с грехом, постоянно обрубает ветки дерева вместо того, чтобы выкорчевать его корень. То есть он не может увидеть причину своего греха.

В нем вновь и вновь вспыхивает зависть, и он пытается эту зависть в себе подавить: «Нельзя, грех, стыдно».

А если подойти к проблеме с другой стороны, спросить себя: чему я завидую?

Это вопрос об иерархии ценностей.

Если самое ценное, самое важное для меня – быть с Богом, если это вышло в моей жизни на первый план, то как я могу завидовать, скажем, чьему-то успеху, удаче, славе?

Значит, причина – не повод, а именно причина, основа зависти исчезает. Если зависть ко мне возвращается, нужно не пытаться ее быстренько подавить или залить, как пожар, водой, нужно вернуться к себе самому и себя спросить: как получилось, что для меня вновь стало важным именно это, а не Бог?

Когда человек пытается ломать себя в мелочах, он мало преуспевает, но когда он идет к духовному центру своей жизни и вновь спрашивает себя, что для него важно – тогда ему удается изменить себя.

Разбираться с поломкой нужно именно в центре механизма. Тогда внешние проявления поломки сами исправятся.

А что такое центр? Это сердце человека. Как к нему идти?

Помимо сердца, у нас ведь есть еще голова. Нужно регулярно себя спрашивать: если ты верующий, если ты хочешь идти за Христом, то почему для тебя по-прежнему важны какие-то вещи, которые суть мусор на самом деле? Зачем, отправляясь в этот далекий путь, ты тащишь на себе контейнеры с хламом?

Приведи себя в соответствие, сделай выбор: либо оставь веру и Церковь и живи «как все», либо сбрось этот лишний груз.

Отсутствие успеха в труде над собой говорит об отсутствии соответствующего желания.

Можно еще проще сказать: почему мы не святые?

Потому что не хотим.

Страшный ответ, но это именно так.

ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

Игумен Нектарий Морозов.

Человек в мире одинок среди людей, потому что создан не для них, а для Бога.

И пока не обратится к Нему, не узнает Его, никогда не избавится от своего одиночества.

Только любовь к Богу освободит его от этого тягостного чувства непонятости и оставленности.

Только любовь к Богу и рожденная от нее любовь к людям откроет для него сердца людей, научит чувствовать их боль, переживать их скорбь, радоваться их радостью, сделает их близкими и родными.

Но и тогда, если забудется человек, если оставит Бога и станет искать понимания, помощи, любви у подобных себе несовершенных людей, возлагая на них, а не на Господа свою надежду и упование, то ждут его горести и разочарования, обиды, горькие до слез, и вновь ― мука непонятости и оставленности.

СТАНЬ МАГНИТОМ 

Архимандрит Андрей (Конанос),

Если в сердце мир - ты станешь магнитом, привлекающим милость Божию. Ты привлечешь к себе Его благодать, в тебе не останется места для волнения и беспокойства, страха, паники, неверия.


Назад к списку