КАК НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕТЬ НЕДОСТАТКИ БЛИЖНЕГО? ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРОСТИТЬ КОГО-ТО… ЕСЛИ ВАС БРОСИЛИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ — ИНОГДА ЭТО К ЛУЧШЕМУ. № 2 (156), февраль 2020 г.

КАК НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕТЬ НЕДОСТАТКИ БЛИЖНЕГО?

Протоиерей Виталий Весёлый, настоятель Серафимовского храма Горловки.

Обычно люди учатся у кого-то. Православному человеку, на мой взгляд, естественно учиться у Самого Господа. Тому, как Он прощал и прощает — в том числе. Но прежде всего, нужно научиться искать прощения у Бога. А для этого Он дал нам разные средства: таинства исповеди и причастия Святых Христовых Таин, регулярное участие в богослужениях и частную молитву (то есть домашнюю, или келейную).

Весь смысл богослужений сводится к словам «Господи, помилуй!» Мы постоянно ищем милости у Бога и Его прощения. И только таким образом, стремясь к Его прощению и употребляя для этого все средства, мы сможем приблизиться к Нему. А в общении с Господом будем учиться терпеть недостатки ближних и строить отношения с ними.

Естественно, в нашем окружении есть разные люди: и воцерковлённые, и невоцековлённые, и православные, и иноверцы. И все — с разными характерами. Они могут обидеть, оскорбить, оклеветать, доставить большие неудобства. Порой очень тяжело всё это выдерживать, особенно — терпеливо. Но, тем не менее, Господь терпел и терпит всех, поэтому мы тоже должны стараться уподобляться Ему в этом по возможности. И если трудно, всё-таки понуждать себя к прощению.

Господь говорит: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). К добру нужно себя понуждать, и к прощению тоже. Через «не хочу». Тогда Господь простит и множество наших грехов. Мы ведь не знаем, насколько тяжело Господу терпеть наши грехи, но Он прощает нас, значит, и мы должны стараться.

Бывают ситуации, когда простить никак не получается. В таких случаях бывает полезно сделать паузу в общении. Предательство, измена — это особые обстоятельства, когда действительно сложно найти силы для приятия или прощения. Особенно тяжело бывает, когда человек даже не осознаёт, что причинил боль, и не пытается исправить то, что сделал. Он считает, что всё нормально, а может, даже видит нашу неправоту в ситуации. Конечно, молиться за такого всё-таки нужно, чтобы Господь изменил его сердце по отношению к нам, вразумил, дал увидеть ошибку. Но пока не получается, не нужно насильно себя понуждать к прощению. Надо сделать паузу в общении, реже встречаться.

Спрашивают, как быть в такой ситуации: человек трудится над тем, чтобы простить, хочет часто исповедоваться и причащаться, чтобы с помощью этих таинств преодолеть обиду, неприязнь. Священник перед разрешительной молитвой спрашивает: «Всем всё прощаете?» Что отвечать, если ещё не простил? Можно ли причащаться?

Я думаю, что в причастии человек получает необходимые ему силы для борьбы со своими немощами. И мне кажется, что нет лицемерия в ответе «да, прощаю», потому что мы хотим простить, мы в процессе борьбы с собой. Этот процесс может продолжаться всю жизнь — что же тогда, вообще не причащаться? Наоборот: причащаться нужно, потому что своими силами невозможно простить, только с Богом.

Как быть, если проблема неприязни к недостаткам ближнего возникла в семье? Как вести себя? Говорить о своих обидах или неприятии каких-то черт близкого? Думаю, можно указывать людям на их недостатки, но нужно делать это с максимальной деликатностью, чтобы не обидеть, не оскорбить.

Очень важно помнить о недостатках собственных. Возможно, если подумать о них перед разговором, то это придаст нам бережности и такта. И как бы ни было трудно, надо стараться обращаться к ближним со смирением. Порой хочется обличать, делать это пафосно, с торжеством, но прежде лучше постараться стяжать смирение, побороться со своей гордыней, и тогда обличать не захочется. Вы станете бережно исправлять и врачевать недостатки ближних, с Божьей помощью.

Недостатки всегда легко увидеть. А вы попробуйте разглядеть добродетели. Отыщите их! Грешить всегда легко, а вот понудить себя на действительно доброе дело — тяжело. А ведь это доброе дело — если мы будем стараться увидеть добрые качества в человеке неприятном. Не надо лениться в этом. Нужно стараться побуждать себя к такому труду.

И, конечно, не оставлять духовной работы над собой, потому что без благодати Божьей, своими силами невозможно справиться ни со своими недостатками, ни с недостатками ближних. А благодать Божья вразумляет человека, как правильно поступать в той или иной ситуации, как прощать. Помогает в этом, даёт силы. Поэтому всегда нужно молиться. Даже если вы уже вошли в конфликт, главное — встрепенуться, остановиться и постараться бурю свести на нет — по возможности, конечно. А если противоположная сторона не хочет примирения, то остаётся только молитва и духовная борьба.

ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРОСТИТЬ КОГО-ТО…

Если вы не можете простить кого-то, просто прочтите. Эта статья многое расставляет по своим местам.

Я ненавижу все существующие клише о прощении. Я знаю каждую пословицу, каждый совет, каждое общепринятое мнение, потому что я пыталась найти ответы в литературе. Я прочитала все посты в блогах, посвященные искусству отпускать гнев. Я выписала цитаты мудрецов и выучила их наизусть — и ни одна из них не сработала. Я знаю, что расстояние между «решением простить» и настоящим чувством умиротворения может быть непреодолимым. Я знаю.

Прощение — это непроходимые джунгли для тех из нас, кто жаждет справедливости. Сама мысль о том, что кто-то уйдет безнаказанным после всего, что он сделал, причиняет боль. Мы не хотим сохранить наши руки в чистоте — следы крови обидчиков вполне бы устроили нас. Мы хотим сравнять счет. Мы хотим, чтобы они на себе прочувствовали то же, что и мы.

Прощение кажется предательством самого себя. Вы не хотите сдаваться в бою за справедливость. Гнев горит внутри вас и отравляет вас собственным ядом. Вы знаете это, но все равно не можете отпустить ситуацию. Гнев становится частью вас — как сердце, мозг или легкие. Мне знакомо это чувство. Мне знакомо ощущение, когда ярость в крови бьется в такт вашему пульсу.

Но вот что нужно помнить о гневе: это инструментальная эмоция. Мы злимся, потому что хотим справедливости. Потому что думаем, что это принесет пользу. Потому что считаем: чем мы злее, тем больше изменений сможем совершить. Гнев не понимает, что прошлое уже закончено и вред уже был нанесен. Он говорит, что месть все исправит.

Быть в гневе — это словно постоянно расковыривать кровоточащую рану, считая, что таким образом вы убережете себя от образования шрама. Будто бы человек, который ранил вас, однажды придет и наложит шов с такой невероятной точностью, что от пореза не останется и следа. Правда о гневе такова: это просто отказ от лечения. Вам страшно, ведь когда рана затянется, вам придется жить в новой, незнакомой коже. А вы хотите вернуть старую. И гнев подсказывает вам, что лучше всего не давать кровотечению остановиться.

Когда в вас все кипит, прощение кажется невозможным. Нам бы хотелось простить, потому что умом мы понимаем, что это здоровый выбор. Мы хотим спокойствия, умиротворения, которое предлагает прощение. Мы хотим освобождения. Мы хотим, чтобы это бурление в мозгу прекратилось, но ничего не можем с собой поделать.

Потому что главную вещь о прощении нам так никто и не рассказал: оно не собирается ничего исправлять. Это не ластик, который сотрет все, что с вами случилось. Оно не отменит боль, с которой вы жили, и не предоставит вам мгновенное умиротворение. Поиск внутреннего покоя — это долгий тяжелый путь. Прощение всего лишь то, что позволит вам избежать «обезвоживания» в пути.

Прощение означает отказ от надежды на другое прошлое. То есть понимание, что все закончилось, пыль осела и разрушенное уже никогда не восстановится в первозданном виде. Это признание того, что никаким волшебством нельзя возместить ущерб. Да, ураган был несправедливым, но вам все еще предстоит жить в своем разрушенном городе. И никакой гнев не поднимет его из руин. Вы должны будете сделать это сами.

Прощение означает принятие личной ответственности — не за разрушение, а за восстановление. Это решение о том, чтобы вернуть себе покой.

Прощение не означает, что вина ваших обидчиков заглажена. Оно не означает, что вы должны дружить с ними, симпатизировать им. Просто вы принимаете, что они оставили на вас след и вам теперь придется жить с этой отметиной. Вы перестанете ждать человека, который сломал вас, чтобы он вернул все «как было». Вы начнете лечить раны, независимо от того, останутся ли рубцы. Это решение жить дальше со своими шрамами.

Прощение — это НЕ торжество несправедливости. Речь идет о создании собственной справедливости, собственной судьбы. Речь идет о том, чтобы вновь встать на ноги с решением не быть несчастным из-за прошлого. Прощение — это понимание того, что ваши шрамы не будут определять ваше будущее.

Прощение не означает, что вы сдаетесь. Оно означает, что вы готовы собраться с силами и двигаться дальше.

ЕСЛИ ВАС БРОСИЛИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ — ИНОГДА ЭТО К ЛУЧШЕМУ. БОЛЬШЕ ШАНСОВ ВЫЗДОРОВЕТЬ. Анна Кирьянова.

Иногда нас бросают в трудную минуту — когда мы нуждаемся в поддержке больше всего на свете. Бывает, вообще один человек остается, и никто не спешит на помощь. Думаете, погибнет такой человек? Вряд ли. Включится ресурс, инстинкт самосохранения, человек все сделает, чтобы выжить.

Один доктор мне рассказывал, что, как ни странно, быстрее выздоравливали те, о ком мало заботились. Не носили апельсины и ананасы. И не подавали в постель еду. Человек сам вставал и плелся в столовую. Или хотя бы на постели присаживался и ложку брал в руки — есть-то надо. И надо как можно быстрее выздороветь — болеть очень разорительно. И надо быстрее начать работать. Потому как содержать этого человека тоже некому. Это он всех содержит, и дома его дети малолетние ждут. Или престарелый родитель. Или котик.

И вот такие пациенты быстро шли на поправку, хотя им мало внимания уделяли. За них никто не платил и подарков не дарил, как это ни печально. Но они быстрее выздоравливали, чем богачи, которых окружали вниманием и заботой. И носили цветы, воздушные шары, телевизоры, теплые пледы, пирожные и всякое такое. И за которыми ухаживали сиделки…

И во время забастовок врачей, когда они происходили в некоторых странах, смертность снижалась. Это очень странно, но это так. Почти никто за это время не умер и не заболел серьезно; люди знали, что помочь им некому. И организм включал дополнительные ресурсы. Происходило «самоспасение».

Странно человек устроен, загадочно. Пока плохая ситуация приносит прибыль в виде внимания и заботы, она может продолжаться и даже усугубляться. А когда надеяться не на кого — человек встает на дрожащие ножки и идет за супом. Или в туалет. А потом шагает за порог больницы или плохой ситуации, на слабых ножках, еще сам слабый и бледный. Так что ничего страшного, если бросили. Или если некому помочь. У нас много ресурсов, которые включаются в ситуации выживания - болезни, несчастья, серьезной проблемы. Не на кого положиться — что ж поделать. На себя надо положиться. На ангела-хранителя. И потихоньку вставать, как Робинзон Крузо, который вообще на необитаемом острове заболел. И вылечился. И вообще — справился.

А те, кто бросил — они потом вернутся, так обычно бывает. Когда мы снова станем здоровыми и успешными. А мы, — мы лучше вернемся к тем, кто нас искренне любит и без нас плакал и переживал. И ждал нас. И за нас молился или просто тихонько скулил у двери — ждал. Иногда одному проще выжить. И немного переоценить ценности. Инвентаризацию провести…


Назад к списку