Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
БЛАГОДАРНОСТЬ.
(Автор Сергей Мазаев).
Как в ходе дружеского десятиминутного разговора "на равных" объяснить "внешним", что такое православие? Почему мы гордимся своей верой и стремимся сохранить ее в чистоте? Что возразить тому, кто скажет: христианство - религия слабых? Можно ли сравнивать христианство с иудаизмом и исламом?
Отвечая на подобные вопросы, нужно учитывать, что язык Священного Писания и святых отцов, привычный для нас, не всегда является понятным для людей невоцерковленных. Использование таких слов, как "благодать" или "искупление", как правило, ставит собеседника в тупик. К счастью, существует несколько понятий, сверхзначимых для всякого человека, пришедшего в мир, - опираясь на них, возможно вести конструктивный диалог. Одним из таких понятий является "благодарность".
Английский писатель Честерстон однажды заметил, что религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог. Живое чувство благодарности, наподобие пружины часового механизма, является движущей силой веры.
Любая религия предлагает свою священную историю. Рассказ о происхождении мира и человека, драматургия отношений Небесного и земного напоминает заводку часовой пружины: слово о том, что Бог сделал для человека, определяет степень и характер благодарности человека ко Творцу. Возникает и набирает остроту вопрос: что мне делать, чтобы достойно ответить на Его дары? Священная история бросает человеку вызов. Особенность этой ситуации в том, что ее невозможно игнорировать: ответом на вызов будет любое действие, в том числе, и попытка сделать вид, что ничего особенного не произошло.
Ислам говорит о том, что Всевышний создал великий, чудный мир и дал его во владение человеку. Иудаизм уточняет, что Творец выделил из человеческих племен особый народ, из недр которого явится Мессия. Это народ священный, а потому он призван учить остальные племена и управлять ими. Христианство же представляет собой нечто большее – это величественная и трагичная история земной жизни Бога, «распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. И воскресшего на третий день, согласно Писанию».
«Древнейшее зло», с которым столкнулся сотворенный человек, – это смерть, полагающая предел его бытию. Единственным «лекарством» от нее может быть только не имеющая пределов Вечность. Но вечен один только Бог. Он, несмотря на Свое всемогущество, не может сотворить другое совечное себе начало, другого Бога. Поэтому и спасти человеческую природу может «не пророк, не ходатай, не ангел», лишь «прививка» Самого Божества. Отсюда берет начало ключевая христианская идея о Боговоплощении.
Представим себе город, охваченный чумой. В него прибывает молодой врач, утверждающий, что он нашел лекарство от смертельной болезни. Правда, оно еще не опробовано. Врачебная этика («не навреди») не позволяет испытывать препарат на пациентах. И потому лекари часто проверяли свои лекарства на себе. Но молодой врач здоров. И вот он идет к больным для того, чтобы намеренно заразить себя. Когда болезнь в нем достигает нужной стадии, врач возвращается к себе и принимает свое лекарство. (см. примечание)
Так делает и Бог. Он, чуждый всяких нужд и страданий, намеренно «заражает» Себя смертной человеческой природой. Для того чтобы научить ребенка плавать, приходится вместе с ним влезать в воду. Чтобы научить человека воскресать, нужно умереть вместе с ним. И рожденный Марией Иисус из Назарета открыт для страданий и смерти. Сын Божий, Он и есть тот самый Бог, сотворивший небо и землю.
Вбирая в себя зараженную кровь, врач очищает и исцеляет ее своим лекарством. Победив болезнь, он переливает свою очищенную и содержащую антитела кровь пациентам. Во время Тайной Вечери Христос говорит ученикам: «Примите: это Тело и Кровь Моя, за вас и за многие изливаемая во оставление грехов и жизнь вечную». Эти же слова произносит священник во время Литургии.
«Евхаристия» в переводе с греческого означает благодарение. Неблагодарный не вправе считать себя достойным человеком, даже если он всю жизнь занимался благотворительностью. Именно поэтому тот, кто пренебрегает Причастием, по суровым правилам древней Церкви, автоматически исключается из церковного общения.
Представим себе ситуацию: человек тратит всю свою зарплату и от души делает другу подарок. Но тот, равнодушно взглянув на протянутый предмет, выбрасывает его в мусорную корзину со словами: «На что мне это? Я думал, ты принесешь мне что-то стоящее!» Увы! Как часто мы поступаем так же! Проходя мимо жертвенной Чаши с Кровью и Телом Христовым, мы отталкиваем протянутую нам руку Бога, пробитую римским гвоздем: «Знаем про Тебя: Ты страдал. Сочувствуем. Но нам и так хорошо. Не нужна нам Твоя жертва». Воистину тонко подметила Марина Цветаева: «Лучшая благодарность – радость хлебу», который тебе дали.
Магометанство не призывает человека к совершенству, потому что рассказывает всего лишь о даре, который Всемогущему Богу ничего не стоит. Само слово «ислам» буквально означает «покорность». Достойно благодарить Бога – значит, бережно использовать Его дары, не отвергая их и не злоупотребляя ими. Это достигается за счет покорного исполнения религиозного закона – своеобразной «инструкции по эксплуатации мира». Иудаизм в качестве ответной благодарности Творцу предполагает ответственность каждого иудея перед Богом за весь избранный народ и верность Ему. Но чем может благодарить своего Распятого Бога христианин?
Одно дело – благодарить Бога за то, что не стоило Ему никаких усилий, и совсем другое – приносить достойную «жертву хваления» Тому, Кто принял ради нас мучительную смерть. Здесь уже недостаточно частичной жертвы. Никакая «десятина» трудов или плодов здесь уже неуместна. Тому, Кто отдал Всего Себя, подобает лишь полная жертва, то есть дар, не меньший чем жизнь, – самое большое сокровище, которым может обладать человек.
Если и есть в христианстве покорность, то эта покорность абсолютная, до полного отсечения своей воли. Если и возможна верность, то это непременно верность «даже до смерти». Совершенная радость разрешения от долгового бремени – это радость мученика, расстающегося с телом и вглядывающегося в свое любезное сердцу Небо в ожидании заветных слов: «Добре, раб верный! Войди в радость Господина своего!»
Вызов Божественной Любви измеряет собой всего человека, не оставляя ничего «человеческого, слишком человеческого». Даже социально безобидные, неподсудные закону слабости, совершающиеся мысленно, здесь расцениваются как грех, потому что стремление быть «просто хорошим человеком», а не святым – это попытка сделать вид, что «ничего не было»: ни Воплощения, ни Креста, ни Воскресения. Именно поэтому появляются в Евангелии слова: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
* * * * * *
ПРИМЕЧАНИЕ. Английский врач А. Уайт, лечивший больных в госпитале Эль Хаммеди (Египет) в начале XIX века, намеренно заразил себя чумой. Доктор Уайт пытался найти защиту от чумы с помощью прививок - подобно тому, как была найдена защита от оспы. Однако опыт его кончился неудачно. Он заболел чумой и на восьмой день был доставлен в госпиталь для чумных в Розетте. Здесь он и скончался 9 января 1802 г. в сильной горячке.
Другой врач, Эйсебио Валли (1755-1816), также прививал себе чуму, но выздоровел. Его погубила другая напасть. В сентябре 1816 г. он приехал на Кубу и занялся выяснением природы желтой лихорадки. Чтобы понять, как распространяется эта болезнь, Валли надел на себя одежду только что умершего от желтой лихорадки человека. В результате этого через несколько дней Валли умер.
Немецкий врач Линдеман в июле 1851 г., чтобы проверить, является ли заразной вторая стадия сифилиса, взял выделения из миндалин больного, сделал у себя на руке надрез и внес в него эти выделения. Через несколько недель у него появились симптомы тяжелейшего заболевания. Парижская академия, под наблюдением которой проходил этот эксперимент, в заключительном докладе от 18 ноября 1851 г. отмечала: "Это было зрелище, разрывающее сердце. Представьте себе молодого мужчину с поразительно красивым и одухотворенным лицом, все тело которого было разъедено фагеданическими шанкрами и являло признаки конституционального сифилиса в его самой тяжелой форме. Этот новый Курций противился всем просьбам лечиться; он хотел довести опыт до конца и на упрек, что он потом, может быть, умрет, ответил словами: "Тем лучше! Моя смерть докажет, что учение о сифилизации является ужасным заблуждением, и предотвратит новое несчастье".
Этими именами список не исчерпывается. Если это самопожертвование, когда медленная и ужасная смерть стоит перед глазами, не является возвышенным, то в чем же возвышенное?"
БЛАГОДАРНОСТЬ.
(Автор Никулин К.И.)
Есть мнение, что крик новорожденного – это крик ужаса! Ведь совсем недавно его душа была в Раю. А сейчас он испытывает неземной страх, т.к. с первых секунд понимает, что попала в Ад и ей предстоит прожить в этих адских условиях…
Я, пожалуй, соглашусь с этим мнением, лишь с одной оговоркой. Жизнь на Земле действительно Ад, но только, если человек живет без Бога!
А сейчас я хочу поделиться с тобой самым простым, доступным и в то же время волшебным способом обрести Бога и нащупать ту незримую ниточку, которая связывает каждого человека с его Высшей Сущностью.
Благодарность… Благодарность всему, что нас окружает… Благодарность всему, что с нами происходит… Благодарность Творцу…
Как этим пользоваться?.. Скажу просто: «Хочешь чуда – Благодари!» Подтверждением тому фраза из Благодарственной молитвы: «Благодарю тебя Господи за то, что у меня есть и трижды за то, чего у меня нет!» Благодарность позволяет нам вырваться из оков обыденности.
Часто мне задают такой вопрос: «А за что мне быть благодарным?»
Скажи, во сколько бы ты оценил свою жизнь? В 10 000 $, может в 1 000 000$, а может в 1 000 000 000 000$? Самое интересное, что твоя жизнь досталась тебе от Бога совершенно бесплатно.
А как на счет твоего тела? Сколько стоят твои руки, ноги, голова? Во сколько бы ты оценил способность видеть, слышать, дышать, разговаривать, ходить? Сколько тебе не жалко за твоих родных, близких, друзей? Ну что, тебе все еще не за что быть благодарным?
Благодари за самые обыденные, на первый взгляд, вещи и они будут преображаться! Иногда я физически ощущаю, как меняется пространство вокруг меня, когда я всем сердцем и каждой своей клеточкой испытываю чувство благодарности! Преображаются звуки вокруг меня, преображается свет вокруг меня, моя жизнь наполняется неземным светом радости и любви. Нам не нужно ничего извне, т.к. мы и так уже богаты. Прежде, чем перейти к следующему абзацу, остановись на секунду и подумай, за что ты уже можешь быть благодарным. Поблагодари…
А теперь самый главный секрет. Будь благодарен за проблемы и сложности в твоей жизни, и они решатся сами собой. Помните в фильме «Вода» рассказывалось о монахе, которого заточили под стражу и кормили только куском черствого хлеба и гнилой водой, набранной из лужи. Но на удивление охранников, монах с каждым днем становился только крепче и вид его преображался. Позже он рассказал, что каждый раз перед тем, как съесть то, что ему давали, он благодарил Господа за муки и за то, что тот ему посылал. После чего вода становилась прозрачной, а хлеб мягким. Чудеса, неправда ли? Я бы и сам не поверил, если бы не доказательства моего собственного опыта.
Вот один из недавних примеров. Однажды, за несколько часов до отправления на тренинг в другой город у меня перестал включаться ноутбук. Компьютер просто выдавал совсем непонятную мне ошибку и все мои действия по её устранению не приносили никаких результатов. Т.к. ноутбук на тренингах мне был очень нужен, то постепенно меня начинали захлестывать негативные эмоции, начиная от раздражения и заканчивая злостью.
Вдруг я сказал себе «Стоп» и задумался - может это проверка для меня на то, как я умею реагировать на непредвиденные ситуации?
И я про себя поблагодарил Господа за эту ситуацию и возможность потренировать свои навыки управления эмоциями. Спустя ровно 2 минуты мне позвонил мой друг, который хотел просто поинтересоваться как мои дела. Я ему поведал о своей ситуации, на что он предложил одно решение, которое помогло восстановить работоспособность моего ноутбука.
Совпадение? Возможно. Но только они случаются очень часто, плавно переходя в закономерность.
Почему это работает? Не знаю, да и, наверное, не так важно это знать. Хотя есть одно предположение, что здесь работает очень мощный Вселенский закон, описанный еще в Библии: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и преумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Другими словами, когда мы благодарим, мы посылаем во Вселенную мысль Изобилия и Богатства, ОТДАЕМ ЛЮБОВЬОТ ИЗБЫТКА, и нам дается еще больше. А когда жалуемся и сетуем на жизнь, сжимаем кулак, чтобы не потерять хотя бы то, что есть, у нас отнимается и то, что имеем.
Так давайте же благодарить каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Давайте стремиться к тотальному состоянию благодарности. Жить благодарностью, а значит жить с Богом.
Я люблю благодарить утром и вечером, когда чищу зубы. Ведь в этот момент голова ничем не занята, так почему бы не использовать это время с пользой. Иногда я успеваю произнести по 80 -100 посылов благодарности. Я называю это: «Рекорды благодарности». Только мне бы очень хотелось, когда Вы будете ставить свои рекорды благодарности, СТАВЬТЕ ИХ СЕРДЦЕМ!
* * * * * *
P.S. Эту статью целиком и полностью я посвящаю своей Маме. Мамочка, я благодарю тебя за каждое твое слово, за каждый твой взгляд, за каждую секунду, которую мы бываем вместе! Спасибо тебе, за те семена, которые ты щедро сеяла и сеешь в мою голову!
ВОПРОС К БОГУ О РОЖДЕСТВЕ
(Автор Сергей Комаров.)
О Рождестве Христовом нам рассказывают два евангелиста, Матфей и Лука. Повествование одного писателя содержит детали, которых нет у другого. Например, Матфей говорит о волхвах, но не упоминает про пастухов. Лука же пишет про пастухов, опуская тему волхвов. Причины такой разницы понятны – один писал позже другого и решил не повторять уже известное, но добавить то, о чем не написал никто.
У волхвов своя история, у пастухов совсем иная, но кое в чем эти непохожие люди очень похожи. Кто такие волхвы? Ученые. Можно сказать, академики своего времени. Кто такие пастухи? Простые люди, обслуживающие скот. Такие разные люди становятся едиными в том, что они пошли искать новорожденного Спасителя. Обратите внимание: их никто к этому не призывал! Им просто даны были некоторые знамения, как наводки.
Волхвы видят какую-то особенную звезду, с которой они связывают древнее пророчество о рождении Царя-Мессии. Пастухам являются ангелы и возвещают о Рождестве Христовом. Ни тем, ни другим не дается прямое повеление найти Новорожденного. Но их сердце откликается на радостную весть горячим желанием увидеть Младенца, и поклониться Ему. Они встают и идут, еще не совсем понимая куда.
А ведь они вполне могли поступить по-другому.
Явилась необычная звезда? – можно было записать в какую-то толстую книжку и забыть об этом.
Видели ангелов? – можно было поудивляться, пересказать видение друзьям, и также забыть.
Но благая весть о Рождестве Спасителя стала для этих людей императивом к действию. Знание о Боге перешло в опыт познания Его. Волхвы и пастухи идут, не зная даже точно куда необходимо идти. Всевышний приводит их в искомое место, оберегает от опасностей, и они становятся первыми свидетелями уникального события человеческой истории – Рождества Иисуса Христа.
Любой современный человек слышал проповедь о Господе. Сегодняшний потомок христианской цивилизации постоянно ходит мимо храмов и монастырей, до его уха неминуемо доносятся какие-то отголоски проповедей – на радио, телевидении, в интернете. Хоть на каком-то уровне всякий образованный человек знаком с сюжетом Библии. Но мало кто имеет желание опытно проверить воспринятую весть, выйти из привычного круга повседневности и вступить «во мрак, где Бог» (Исх.20,21); испытать «великое может быть», как говорил Рабле (прим. Франсуа́ Рабле́ — французский писатель, редактор, врач). Информации о Боге много, но она не становится позывом к действию. Может быть, это одна из главных трагедий нашего времени.
В лекциях профессора А.И. Осипова есть такой пример. Скажем, кто-нибудь копает землю. Подходим к нему и спрашиваем: «для чего копаешь?» Представьте себе, если он ответит: «не знаю», - и продолжит копать дальше. Можно будет усомниться в душевном здоровье такого работника. Как делать что-либо, не зная, для чего? И это мы говорим о лопате и земле.
А если речь идет о смысле жизни? Уж насколько более важное, чем копание, дело – жизнь. И поразительно, как много людей не знают, зачем живут, и не желают задавать себе этот вопрос. Или боятся задавать, потому что ответов по сути два, и каждый из них будет мучительным для неверующего сознания.
Первый – цель земной жизни определяется благами этого бытия. Семья, дом, работа, досуг, удовольствия – и в гроб, а за гробом пустота. Но такой ответ должен разрывать изнутри любого мыслящего человека. Ведь смысла-то здесь нет. Прожить свои годы сыто и оставить потомство – это смысл жизни быка, но не потомка Адама. К тому же, зачем все это, если оно быстро закончится и мне будет абсолютно безразлично, как я жил? А если все равно, нравственно я жил или безнравственно, хорошую я оставил память о себе или плохую – почему бы не «взять от жизни все», не считаясь со средствами? И тут мысль упирается в разрушительные последствия такой жизни.
Второй ответ – есть душа, она как-то существует за гробом. Тогда смысл жизни устремляется туда, за пределы физической смерти. Значит, надо поднимать глаза к небу, задавать мучительные вопросы, получать мучительные ответы, и искать Живого Истинного Бога. В таком случае жизнь земная превращается в подготовку к вечности, а вечность с ее законами проецируется на настоящее и коренным образом меняет будни.
Вот два ответа, единственно возможные. Жаль, когда кто-нибудь выбирает первый вариант. Но, наверное, еще хуже, если он вообще не задавался подобными вопросами. Если человека не интересует смысл собственного бытия, если он ни разу не спросил: «Бог, Ты есть?» - значит, его жизнь мало чем отличается от существования высокоорганизованного животного.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о себе, как он, будучи четырнадцатилетним подростком, однажды услышал замечательную лекцию о христианстве. В то время он в Бога не верил, и Библию еще не читал. Но после лекции он решил, наконец, «разобраться» с этим вопросом раз и навсегда. Если уж отрицать христианство, то аргументировано. Придя домой, Андрей (имя юноши до принятия монашеского пострига) взял в руки Евангелие. Какую же именно книгу почитать? Самым маленьким по объему оказалось Евангелие от Марка, - за него мальчик и принялся. Прочел страницу, другую. Первая мысль была: «Если все это правда, то этому Христу необходимо посвятить всю жизнь. Какое-то половинчатое восприятие здесь исключено. Но точно ли правда ли все это?» Через несколько мгновений подросток почувствовал, что перед ним встал Сам Христос. Этот день явился переломным для Андрея.
Вообще поразительно, насколько по-разному реагируем мы на те знания, которыми обладаем. Почему для одного человека достаточно нескольких страниц Евангелия, а для кого-то бесполезна целая библиотека христианской литературы?
Проблема духовно-нравственной заторможенности сердца в ответ на Благую Весть – это проблема и нас, церковных людей. Придя в Церковь, мы постепенно расслабляемся, как будто пребывание в истинной вере само по себе гарантирует спасение. Но христианином может называться только тот, кто расслышал нечто такое, после чего жить по-старому он уже не может. Он должен сильно измениться и служить Христу! В Евангелие недостаточно поверить – ему необходимо именно служить. Евангелие – это не только благая весть, это ведь совершенно потрясающая весть! И христианин есть человек, который переводит знания в действие, и служит своему Богу.
Если узнанное не равняется сделанному, религия превращается в атрибут комфорта.
Если у человека нет вопроса к Богу, возникает вопрос о его человеческом достоинстве. Такие предупреждения слышатся от важнейших участников Рождественской Истории - волхвов и пастухов, пришедших поклониться Спасителю без какого-либо особого повеления от Творца. Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь – говорят они и нам, приглашая соединить наши знания о Боге с конкретными жизненными поступками.
С РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПОСТОМ, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!