Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь».
(2 Коринф, гл. 2, ст. 14-16.)
Наверное, нет нужды, дорогие друзья, напоминать вам, что каждый из нас одарен пятью чувствами: зрением, слухом, вкусом, осязанием и обонянием. Необходимо различать слова «обоняние» и «обаяние». Обаяние в современном русском языке – это способность нравиться, благообразие человеческого лица или приятность в общении. Обоняние – способность улавливать ноздрями различные запахи и ароматы, различать их между собою, что весьма важно и при вкушении пищи, и при других обстоятельствах.
Ни для кого не секрет, что на человека мучительно действует неприятный запах. Есть определенные церковнославянские слова, которые благополучно перекочевали в современный русский литературный язык: «дурной запах» по-церковнославянски звучит как смрад, смрадное дыхание, то есть загрязненное какими-то миазмами. Интересное церковнославянское слово «воня́». Если в русском языке осталось только стилистически заниженное слово «вонь» (вонючий – прилагательное, произведенное от этого существительного), то по-церковнославянски слово «воня́» передает отнюдь не отрицательное значение (смрадный запах), но скорее говорит о приятном запахе, аромате. «Воня́ благоухания» – это выражение взято из церковных книг, и люди, которые часто посещают храм, мало-помалу навыкают к значению непривычных для них слов.
Но сегодня, говоря об этом интересном предмете, обращаю ваше внимание на то, что недостатки, пороки, страсти, которые живут в испорченных человеческих сердцах, познаются по запаху, равно как и добрые качества, светлые расположения, Христовы добродетели имеют свой аромат. Если мы, существа грубые, водящиеся преимущественно чувственными вещественными впечатлениями, не в состоянии различать духовные запахи, то не таковы ангелы. Многие жития святых нам повествуют, что ангелы-хранители (а каждый христианин имеет ангела-хранителя) сторонятся своих подопечных только потому, что те пребывают нераскаянными, ожесточены во грехах. Скажем, человек, изменяющий своей жене (прелюбодей) издает тошнотворный запах, от которого ангелы закрываются своими крылами, будучи не в силах переносить смрад блудной страсти. То же самое можно сказать о неприязни, раздражительности, гневе, ненависти, которые именуются святыми отцами духовной печатью антихриста. Человек, брызжущий слюной от злобы, в очах небожителей ужасен, ангелы отвращаются от такого человека, который познается по дурному, отвратительному запаху, свойственному ненависти. Может быть, вам это слушать любопытно и необычно, но раскройте только книги о подвижниках благочестия, в частности о жителях Афонской Горы – греческих старцах, уже прославленных Греческой Церковью. Вы найдете замечательные эпизоды их жизнеописаний, из которых становится ясным, что человек духовный, сопрягший свою жизнь с Богом и ставший вместилищем Божественной благодати, очень тонко различает дурные и благоуханные запахи, исходящие из человеческих сердец.
Может быть, всё это я выдумал? Давайте раскроем Новый Завет, и вы найдете замечательное признание святого апостола Павла, который говорит о людях, осененных благодатью Святого Духа: «Мы благоухание Христово, мы распространяем вокруг себя благоухание благовествования Христа». Апостолы, голоса которых были слышны в самых отдаленных уголках Вселенной, благоуханием смирения, мира, радости и любви извещали ангелов градов и селений о своем приближении.
Итак, посвящая сегодня свое размышление благоуханию Христовых добродетелей, давайте обратимся к Акафисту Благовещению Пресвятой Богородицы. В нем мы найдем чудесное обращение к Царице Небесной: «Радуйся, обоняние Христова благоухания». Вдумаемся только в это речение. Матерь Божия названа одним из чувств, чувствилищ, свойственных человеку: есть осязание, а есть обоняние. Итак, Богородица – обоняние Христова благоухания. Что это значит? Это значит, что Она, носившая в Себе Бога Воплощенного, превзошедшая Своей чистотой, простотой, красотой, любовью всякое иное Божие создание, Сама источала благодать Святого Духа и везде – созерцала ли солнечную зарю, смотрела ли на морскую пучину, когда корабль влек Ее к Афону, ставшему уделом Пресвятой Богородицы, молилась ли среди оливковых деревьев на Елеонской горе – Она духовными очами созерцала Христа, повсюду находила печать Его красоты, премудрости и силы и как будто бы непорочными Своими ноздрями вдыхала аромат Христова благоухания, чувствовала, что Бог везде. И небо, и земля, и звезды, и планеты – все, созданное Господом, источает аромат совершенства, на всем лежит печать Его святыни и чистоты.
Размышляя о таком необычном и высоком для нас предмете, давайте-ка переведем взор в глубины нашего собственного сердца, посмотрим, что скрывается в нашей душе. И я убежден, что если мы будем делать это искренне, молясь: «Господи, вразуми и настави», то Бог нам обязательно откроет те язвы души, те сокрытые дотоле страсти, которые производят неприятный запах, отталкивающий, отчуждающий от нас ангелов Божиих. Такова гордыня, проявляющаяся в мнительности, в привычке осуждать, превозноситься, брезгливо относиться к людям. А что сказать о тайном сладострастии? К сожалению, сегодня так много людей через компьютерный гнилостный глаз проникают в запрещенные Богом пространства, удовлетворяют тайно свои похоти, становясь как падшие демоны, покрытые отвратительной, склизкой, влажной одеждой, источающей ужасный запах. Мы уже говорили с вами об унынии и печали, о гневливости и раздражительности – всё это родимые пятна, от которых исходит какой-то неприятный запах смерти.
Но христианин, слава Тебе, Господи, имеет возможность обновляться ежедневно через таинства Покаяния, Причащения Пречистого Тела и Крови Господня. Соблюдая свою душу в чистоте от худых помыслов, он действительно похож на ребенка, который, если родители следят за его чистотой, поражает всех красотой лица, живостью обращения, бывает приятен для взора. Если хотите – чистая душа христианина представляет собою сад или клумбу весенних цветов. Вот скоро уже весна вступит в полноту своих прав. Какие удивительные запахи разнесутся по палисадникам, по паркам, едва лишь только расцветет куст жасмина или черемухи! Сирень своими прекрасными соцветиями будет радовать взоры. Бог создал тысячи чудесных запахов, и каждый цветок имеет свой неповторимый нежный аромат: ландыш разнится от гвоздики, а роза – от лилии, не правда ли?
Итак, молясь Богородице, называя Ее обонянием Христова благоухания, смотря на Ее пречистые лики, изображенные на иконах, будем страшиться опечалить Матерь Божию какими бы то ни было страстями, запрятанными в глубинах наших сердец. Как стыдно войти в рабочей запачканной одежде в пиршественную залу, где восседают жених и невеста в белоснежных одеяниях, так и нам, христианам, неудобно бывает, если мы входим в Божий храм, а сами чувствуем смрад, исходящий из нашей души, если кого-то не простили, таим обиду, чревоугодничаем, злоупотребляем Божиими дарами, после чего неминуемо скатываемся на дно оврага, именуемого унынием. Но если и можно приходить в храм в таком неприбранном виде, то с единственным намерением - очиститься через таинство Покаяния. Выйдя из храма освеженными и освященными, будемте, друзья, употреблять все усилия, чтобы нежные ароматы весны удерживались в нашем сердце. Простые, незлобивые, кроткие, любящие, радостные, бодрые, энергические, с живой заботой и состраданием о людях, мы будем приятны очам и ноздрям Богородицы, как Ее чистые дети, черпающие в общении с Царицей Небесной этот запах радости, смирения и любви.
БАЛЛАДА О ЗАПАХАХ.
На кухне я готовлю завтрак,
Как пахнут кофе и халва!
А может быть, имеют запах
И наши чувства, и слова?
Любовь, к примеру, пахнет розой,
А детский лепет – молоком,
А слово доброе – мимозой,
Ромашкой или васильком...
Словесный мат, простите, смрадом,
И, как невидимый палач,
Он побивает, будто градом,
Росточки счастья и удач.
Какая красочная дыня!
Разрезали, а там - труха...
Улыбка пахнет шоколадкой,
А комплимент – конфетой сладкой,
Покой – домашним пирогом,
А гнев – горячим утюгом!
В свободе слышу запах моря -
Так пахнут ветер и цветы.
А если кто друг с другом в ссоре -
Там запах серной кислоты...
Духами пахнет благородство,
Доброжелательность и мир,
А свалкой мусорной уродство:
Обжорство, пьянство и трактир...
Унынье – как тяжёлый камень,
Всегда у мира на виду,
А нежность пахнет лепестками
Цветущей яблони в саду!
Пусть будет счастья добрый запах
И аромат красивых слов!
На кухне я готовлю завтрак –
Печенье, кофе и любовь!
(Лана (Светлана) Фомичёва)