СИЛА МОЛЧАНИЯ. № 6 (136), июнь 2018 г.

 В старину иноки и послушники в монастырях нередко давали обет молчания. А вот почему они это делали, стало ясно только теперь. Каждый знает пословицу: «Слово - серебро, а молчание - золото». Многие видят ее смысл в совете больше молчать, чтобы ненароком не выдать свои тайны и вообще говорить меньше глупостей. Это, конечно, верно в отношении того, как вести себя в жизни, но не в отношении пословицы. На самом деле эта поговорка дает лечебную рекомендацию об одном из способов восстановления душевного здоровья и гармонии с окружающим миром.

С одной стороны, наш язык - полезное изобретение, поскольку позволяет человеку использовать уже имеющийся опыт и, как говорится, каждый раз самому не изобретать велосипед. Но с другой - слова, которые мы постоянно произносим в повседневной жизни, зачастую имеют мало общего с сутью происходящего. Мы оказываемся в мире иллюзий, который во многом отличается от реального. Ведь слова для обозначения предметов, понятий, чувств и действий придумали люди, умершие задолго до нас, чей жизненный уклад и представления о жизни были совсем другими. Поэтому мы - люди вечно болтающей цивилизации - часто попадаем в ловушку слов и не понимаем друг друга. Ведь не только такие слова, как счастье, радость, любовь – каждый наполняет своим смыслом, но и многие другие. А вот молчуны, не любящие и порой не способные связно объяснить что-либо, к нашему удивлению, ухватывают суть проблемы и действуют эффективнее нас. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада - молчание.

В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование - не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание - высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами - они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив - погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония, которые изливались на окружающий мир как из живительного источника.            

Опираясь на этот опыт, московский психолог Галина Тимошенко ввела в психологическую практику новое понятие -  активное молчание, которое является действенным лечебным средством.

Это подсказывает сам наш организм. Ведь не случайно при ишемической болезни сердца, бронхиальной астме, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной болезни, даже гриппе человек предпочитает побольше молчать. По сути, любая болезнь зависит от состояния нашей психики и порождается ею, не зря же прижилось выражение: все болезни от нервов. Следовательно, для быстрейшего выздоровления, прежде всего, нам необходимо заняться приведением в норму своего душевного состояния – избавлением от постоянного беспокойства.

 Вместо этого, когда у человека что-то болит, он идет к врачу и говорит: вылечите меня. То есть самоустраняется и перекладывает решение своих проблем на другого, потому что он эгоист и ему не хочется тратить силы на заведомо трудную работу. При этом еще и занимает этакую страдательную позицию, чтобы вызвать жалость и оправдать свою леность. Но такая страдательная позиция, считает доктор Тимошенко, приемлема только при обращении к зубному врачу. Во всех остальных случаях человек должен брать на себя львиную долю труда по восстановлению собственного здоровья.

 Доктор Тимошенко убеждена, что молчанием можно лечить многие психоневрологические заболевания, гипертонию, все виды головной боли, вегето-сосудистую дистонию, сотрясение мозга, психопатию, даже эпилепсию и шизофрению.

 Для исцеления с помощью активного молчания лучше всего уехать в такое место, где не будет возможности с кем-либо разговаривать, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты. В таких условиях человек вынужден заняться собой, своей душой, общаясь только с окружающей природой. При этом очень важно настраивать себя на добрые мысли и светлые чувства. Даже трех дней такого молчаливого бездействия будет достаточно для общего оздоровления организма. Недельный срок окажет еще более сильное целительное воздействие. Ну а месяц добровольного отшельничества поможет решить большинство проблем, как внутренних, так и внешних.

 Сначала, в первые несколько дней, человек живет как бы по инерции, в его голове крутятся последние события, он мысленно с кем-то спорит, что-то планирует, но организм уже отдыхает. Затем, предупреждает доктор Тимошенко, возникает и нарастает тревога, хочется что-нибудь сказать вслух. Происходит как бы «ломка отказа от слов», когда они «мстят» за попытку от них отказаться. Но потом вдруг приходит состояние необыкновенного покоя и радости, и человек начинает с удовольствием обходиться без речи. Время наступления такого катарсиса, то есть очищения, зависит от количества неразрешенных проблем каждого человека.

 При неладах в семье, постоянных ссорах и взаимных обидах активное молчание можно применять и дома. В таком варианте люди должны договориться, что в течение определенного времени, например, выходных, а еще лучше недели, они молчат, но по-прежнему взаимодействуют друг с другом, делают то, что нужно, но только переводят язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений.

 - Само по себе движение, жест не могут быть обидными, - говорит доктор Тимошенко, - а прикосновение - самая нежная вещь на свете. В данном случае прикасаться друг к другу придется особенно часто. И при этом исследовать себя и изобретать, то есть мобилизовать свои душевные силы. Например, как спросить на языке жеста и улыбки: «Ты хочешь есть? Тебе удобно сидеть? Принести тебе очки?» Или попросить: «Помоги мне убрать ковер. Постирай эту рубашку. Подогрей, пожалуйста, ужин», поделиться настроением: «Что-то мне тревожно. Я на тебя обижаюсь. Ты уделяешь мне мало внимания».

 В таком активном молчании возникает гармоническое единение близких людей, о котором говорят: они понимали друг друга без слов. Оно очень необходимо супругам, вечно выясняющим отношения и теряющим в бесплодных схватках последние силы, родителям, у которых возникают конфликты с повзрослевшим ребенком. Активное молчание поможет найти взаимопонимание и брюзжащим старикам, которым все не так, и молодым супругам, которые еще не «притерлись» друг к другу. Короче, оно нужно всем.

Иван СЕРЕБРОВ, психотерапевт.

* * * * * * * 

ДЕТИ И КРАСИВАЯ ПТИЦА (притча).

Старый сторож охранял вишнёвый сад. По утрам туда прилетала необыкновенно красивая птица и склевывала вишни. Старик тихонько любовался удивительной красотой и не прогонял её. 
Как-то он рассказал внукам об этой птице, и они уговорили дедушку разрешить им на неё посмотреть. Рано утром сторож разбудил детей и сказал:
— Выходите тихонько в сад, она там!

Дети вскочили и, толкаясь, с шумом кинулись во двор.
— Я первый буду на неё смотреть!
— Нет, я — первый!
— Нет — я! — кричали малыши.

Ничего не увидев в саду, они спросили:
— Дедушка, а где же эта красивая птица?
— Эх, озорники! — ответил тот. — Эта птица не любит шума и крика, поэтому она и улетела!

* * * * * *

 «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1Петр. 3:3-4).


Назад к списку