ЗАЧЕМ КАЯТЬСЯ, ЕСЛИ СНОВА ТО ЖЕ НАТВОРЮ? № 2 (132), февраль 2018 г.

В одной из социальных сетей был задан вопрос священнику Воскресенского Горицкого женского монастыря Вологодской епархии:

- Здравствуйте о. Георгий! Не понимаю, зачем нужна исповедь? Каждый раз каешься в том же самом. 
Что делать с грехами, с которыми как срослась, и зачем каяться, если снова то же натворю?

Отвечает протоиерей Георгий Осипов.

- Мир Вам!

Что ж, давайте попробуем Ваше непонимание исправить, ведь это очень важный аспект и духовной жизни, и как следствие оной, Вечности.

Зачем исповедь?

Дело в том, что грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью Божией. Ведь только здесь есть все необходимое для спасения, и поэтому быть с ней соединенным очень важно. Церковь - это единственное место на земле, в котором человек при помощи Божией, подаваемой в Таинствах, получает возможность качественно перерождаться, из сосуда пороков и страстей превращаясь в сосуд благодати Духа Святого.

Далее, нужно понимать, что грех, кроме того, что удаляет нас от Бога и Его Церкви, он ещё и разрушает мир как духовный, так и физический. Позволю себе процитировать о. Петра Мещеринова. Простите, цитата будет большой, но очень важной для понимания сути вопроса: "Грех есть беззаконие, — определяет ап. Иоанн Богослов (1Ин. 3:4), т. е. нарушение воли Божией. Это нужно правильно понимать. Нарушить волю Божию — это не начальника на работе ослушаться. Воля Божия не есть некая директива, указ, внешне и формально принуждающий нас к чему-либо. Воля Божия — это, можно сказать, желание и действие Божие, то, на чем держится мир, все бытие. И мы знаем из Писания, что она — не какая-то равнодушная всемогущая сила, но — благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2). Если мы нашими делами, мыслями, чувствами соответствуем воле Божией, творим ее, любим ее, ищем ее — мы тем самым приобщаемся благу, добру, совершенству и пребываем в богоустановленном чине и порядке, т. е. соответствуем Богу и божественной жизни — со всеми вытекающими для нас последствиями: блаженством, бессмертием, а главное — богообщением.

Если же мы волю Божию нарушаем (а выражена она для нас, напомню, в домостроительстве нашего спасения, в устроении Церкви, а главным образом — в заповедях Божиих, открываемых нам Св. Писанием), то тем самым мы идем против Божьего порядка мироустройства, т. е. разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. И это не какие-то мысленные выкладки: это объективное положение вещей.

Ап. Иаков пишет: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15), т. е. разрушение, уничтожение по причине отдаления от абсолютного Добра, Правды, Любви и Порядка — от Бога". Стало быть, человек безрассудно живущий, попускающий своим страстям, без боя отдавая себя врагу, не просто живет, а становится орудием борьбы сатаны против Бога.

Подумайте, как оживилось бы духовное чувство, если бы мы, придя на исповедь, не в обычном наборе слов перечисляли свои "достижения": — неправдоглаголание, чревоугодие, объядение, леность, ложь, зависть, осуждение, а называли вещи своими именами. Намного полезнее было бы отказаться от красивых слов, скрывающих суть происходящего, и говорить о том, что мы из себя представляем на деле. Прежде всего, сами осознаем это, а затем и с ужасом произнесем: "Батюшка, я — сатанист... служу сатане, враждую против Бога, с моего попустительства и нерадения я стал орудием в руках дьявола. Я убиваю свою Вечность, лишаю Вечности всех своих родных, лишаю мир возможности оставаться миром Божиим. Все то зло, что творится в мире, все эти убийцы, наркоманы и проститутки приумножаются благодаря моему нежеланию убить убившую меня смерть, и вернуть себе и миру потерянный рай...

Вот что на самом деле происходит, вот что творит чрез нас укрепляющийся в мире грех. А вместо этого на исповеди мы мямлим, — неправдоглаголание, нарушили пост, позавидовали... Убаюкиваем свою и без того ленивую совесть малопонятными словами, оставаясь равнодушными...

Надеюсь, хоть и кратко, но мне удалось пояснить  Вам для чего нужна исповедь.

* * * * * * 

А теперь обратимся непосредственно к Вашему вопросу — зачем каяться в одном и том же, если все равно повторю эти грехи?

Грехи бывают разными, какие-то единожды исповедав, человек уже не совершает, а какие-то по немощи естества повторяет, потому что страсть не может быть побеждена мгновенно. Она, как годами укоренялась в нашей душе, срастаясь с ней, так и искореняется постепенно — разумеется, при наличии старания с нашей стороны. Бывают исключения, столь волевые личности, которые, решившись противостать греху, бьются с ним до крови и победы. Но подавляющее большинство расслаблены духом. Не готовы многим жертвовать, потому и получают не много. Ведь закон Божий, хотим мы этого или нет, действует неизменно, — какой мерой отмеряешь, такою же отмерится и тебе. К тому же, наше нерадение усугубляется ещё и тем, что живем мы в мире греховном, с его соблазнами и искушениями, а наипаче трудно от того, что не имеем перед собой яркого примера благочестия, все нам кажется унылым и беспросветным.

Да, все так. Но это отнюдь не причина плыть по течению с остальным "мусором", махнуть на себя и свою Вечность рукой, мол, ничего у меня не получается — как грешил, так и грешу, стыдно батюшкам одними и теме же грехами надоедать. Это все уловки сатаны. Если бы было все так, как он нам напевает, то ему не было бы нужды выдумывать тысячи отговорок для нас, лишь бы не допустить до покаяния. Потому что ему, сатане, как никому другому, известна сила покаяния, и то, что оно творит с миром греха, с миром демоническим — как благодать Божия милующая и не хотящая, чтобы погиб даже один грешник, разрушает все козни сатанинские.

Так что, не нужно отчаиваться. Поверьте, нам, исповедующим священникам, со стороны очень хорошо видно, как меняются люди за годы покаяния. Это грешнику кажется, что, чем дальше, тем хуже - он познает себя наиболее грешным, чем был прежде. Но в этом-то и парадокс покаяния - чем ближе к свету, тем ярче заметны пятна, невидимые во мраке.

Повторю, понятно, что трудно после каждой исповеди не совершать того, в чем покаялся. Но все же каждая исповедь не проходит даром — хоть на йоту, но душа становится свободнее от зависимости страстей, пускай чуть-чуть, но просветленнее становится совесть.

Поэтому нужно вновь и вновь подходить к исповеди с внутренней установкой: да Господи, признаю свой грех и постараюсь с ним бороться, но сознаю свою немощь, и, если Ты мне не поможешь, то не только завтра, а и через годы ничего не изменится. И ещё я сознаю, что этот грех мне чужероден, он не является частью моей сущности, и мириться с ним, привыкать к нему не хочу. Поэтому я исповедовал его и буду исповедовать впредь, чтобы, в конце концов, от него избавиться. Чтобы, наконец, ради благодати, споспешествующей мне, я постарался послужить укреплению мира и правды Божией, чтобы свет Божией любви, наконец-то смог отразиться и от моего сердца, просвещая гибнущий во тьме греха мир.

Нужно помнить и понимать, что для всех нас наиважнейшим делом на земле является соработничество Христу (1Кор.3:9) в преображении и спасении мира от греха. Покаяние и причастие — наилучшее средство к достижения оного. Что можно понять и от обратного — если сатана наипаче ополчается против этих таинств и нашего в них участия, это наилучшее доказательство их благодатного действия на нас.

Так что, каясь, хоть мы и понимаем, что, скорее всего, это же самое опять сотворим, но будем иметь доброе намерение ради любви Божией к нам, ради своего счастья, ради победы Любви и Правды, а также станем если не противиться греху, то хотя бы не сдаваться без боя. И, видя наше благое намерение, Господь обязательно изменит нас. А, поменявшись, мы изменим и мир, исполнив волю Божию о нас.


Назад к списку