ДАТЬ БОГУ СДЕЛАТЬ С НАМИ ТО, ЧТО ОН РЕШИЛ. № 9 (115), сентябрь 2016 г.

О том, как жизнь христианина становится по-настоящему осмысленной и
что этому мешает, размышляет игумен Нектарий (Морозов).

ПРОЖИТЬ «ХОРОШО» – ЭТО КАК?

Как священник, я могу свидетельствовать о том, что довольно часто даже люди верующие – те, с кем мне доводится общаться в храме, – вопрос о смысле жизни находят для себя нерешенным. Они могут не спрашивать ничего об этом, но из того, что человек о себе рассказывает, становится понятным, что он для себя этого смысла в жизни не обрел. Вроде бы и понимает говорящий, что когда-то эта временная жизнь закончится и будет жизнь вечная, но это понимание не рождает в нем того, что пронизывало бы и организовывало всё его здешнее бытие.

Почему так получается? Не в последнюю очередь потому, что само наличие смысла в нашей сегодняшней жизни выглядит необязательным. Люди, выросшие в советскую эпоху, на уроках литературы писали сочинения о смысле жизни, размышляли о том, зачем человек живет. Другое дело, что ответ на этот вопрос предлагался далеко не совершенный, не истинный, ограниченный материальным миром и нецерковным сознанием, но, тем не менее, усваивалось главное: раз есть жизнь – значит, у нее должны быть смысл и цель, и каждый должен их найти, иначе все его существование на свете пройдет впустую.

Возможно, дети и сегодня пишут сочинения на подобные темы, но чаще всего их представления сводятся к тому, что жизнь нужно прожить, по возможности, хорошо.
А что такое «хорошо»? И оказывается, что с ответом на этот вопрос есть проблемы. Для одного «хорошо» – это когда нечего стыдиться, для другого – это некий набор положительных эмоций, для третьего – возможность реализовать свои мечты… Словом, сегодня людей, пытающихся осмыслить свое бытие, оказывается на порядок меньше, чем еще даже два-три десятилетия назад. А поскольку общество и Церковь – это сообщающиеся сосуды, то и среди людей церковных многие следуют той же самой уже сложившейся инерции и по-настоящему своего бытия в Церкви, бытия в этом мире в качестве христиан осмыслить не могут.

ОШЕЛОМЛЕННЫЕ С РОЖДЕНИЯ

Что касается людей верующих, то большинство из них на вопрос: в чем заключается смысл жизни? – ответят: конечно, в спасении. Вроде бы формально так оно и есть, но каждый ли из них действительно удовлетворяется в своей жизни только лишь тем, что ведет его ко спасению? Ведь нередко бывает так: человек думает, что его жизнь выстроена в соответствии с определенным смыслом, а реальность опровергает это.

Почему так получается? Лично мне кажется, что большинство людей находится с самого момента своего рождения в каком-то ошеломленном состоянии. Такое впечатление, что человека, как только он родился, посадили на необъезженную лошадь, и вот она куда-то скачет, куда-то стремительно несется, а человек вцепился в нее мертвой хваткой и по мере взросления осознаёт только одну задачу – удержаться, не свалиться. И считает, что это и есть полноценное наполнение его жизни.

НЕЛЬЗЯ ОТДАВАТЬСЯ «СКАЧКЕ ЖИЗНИ»

На самом деле, нельзя отдаваться этой скачке – происходящие в жизни процессы можно и нужно брать под контроль, насколько это в наших силах. Безусловно, жизнь человека не может полностью им контролироваться, поскольку  она ему не принадлежит и дана на время. Но  важно, чтобы каждый понимал: помимо общего  смысла  – пребывания с Богом на земле и в вечности – существует замысел Божий конкретно о нем, и его жизнь должна строиться в соответствии с этим замыслом.

НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО С БОГОМ

Почему наше сердце порой не ощущает этого частного смысла нашей собственной жизни? Главным образом, по одной причине: чтобы начать понимать, в чем заключается воля Божия конкретно о нас, нужно по-настоящему посвятить свою жизнь Богу. Причем, окончательный ответ на вопрос о своем предназначении человек получит только тогда, когда земная жизнь его завершится: вся она и будет, по сути, поиском ответа. Но этот поиск может быть интересным, творческим,  и наполнять жизнь смыслом, потому что в таком поиске человек оказывается неразлучно связанным с Богом и, таким образом, самый главный и общий смысл уже в его жизни реализуется. А частный смысл проявляется тогда, когда мы понимаем, чего именно Господь хочет от нас в любой момент жизни, и этому следуем.

КЛЮЧ К ПРАВИЛЬНОМУ ПРОЖИВАНИЮ НАШЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ –
В ОЩУЩЕНИИ ЕЕ КАК НАШЕГО ОБЩЕГО ДЕЛА С БОГОМ

Ключ к правильному проживанию нашей земной жизни заключается в восприятии ее как нашего общего дела с Богом, «ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:9). Этот путь  открыт для каждого человека и, прежде всего, это сотрудничество должно проявляться у нас в отношении самих себя. Господь готов трудиться над тем, чтобы человека взрастить,  усовершить, довести до самого высокого духовного состояния,  и смысл нашей жизни, ее цель – сделать максимум  для того, чтобы  себя к этому усовершенствованию подготовить и в нужный момент оказаться способным его принять.

У многих святых отцов есть мысль о том, что рука человека, принимающая дарования от Бога, – это смирение. И чем меньше смирения, тем меньше та горсть, в которую может человек дары Божии вместить.

К чему я это говорю? К тому, что практически никто не минует в своей духовной жизни ситуаций, когда кажется: всё, ты уперся в какой-то тупик, никуда не можешь двигаться дальше, и вся твоя христианская жизнь обессмыслилась. Нужно понимать, что такое «обессмысливание» бывает как раз от гордости, от отсутствия смирения. Господь постепенно сужает те врата, которыми мы проходим, и для того, чтобы протискиваться дальше, нужно отсекать какие-то наросты, которые мы ошибочно считаем частью самих себя. И если человек чувствует, что «застрял», – это означает, что пришла пора от чего-то отказаться. Отказаться от того, что стало настолько привычным, что перестает восприниматься как постороннее и человек считает это неотъемлемой частью себя. Возможно, в настоящий момент этот отказ для нас очень болезненный, но впоследствии, оглянувшись на отброшенное, мы увидим, что оно делало нашу жизнь тяжелее,  и ничего хорошего в нем не было.  

Не стоит обманывать себя, что можно пойти какой-то другой дорогой: у каждого из нас дорога всего одна – та, по которой Господь его ведет. И если человек в какой-то момент отказывается по ней идти, начинает сопротивляться - он никуда не сможет двинуться до тех пор, пока это сопротивление, это препятствие не преодолеет в себе. Это не тупик на самом деле – это остановка в пути, застряв на которой, человек главный смысл своей жизни уже реализовать не сможет.  

Что в этой ситуации делать? Мне кажется, что нужно размышлять примерно следующим образом: «То, что со мной сейчас происходит, – это не просто препятствие, перед которым я остановился, это не просто моя личная драма, а это мое общее дело с Богом. Если я сейчас чего-то не могу сделать, если я остановился здесь, или даже лег и продолжаю лежать, то Господь мое движение все-таки хочет продолжить. И если я тоже хочу продолжать движение и буду просить Его о помощи, то Он меня обязательно через эту узкую дверь протащит. Может быть, мне будет очень больно, может быть, мне будет очень тяжело, но у меня только одна дорога, и я готов не сопротивляться и эту боль терпеть».

И если вправду есть у нас готовность, есть решимость оставаться Божиим соработником, если мы говорим это искренне, Господь действительно будет нас тащить, и мы выберемся из этого состояния и продолжим свой путь.


Назад к списку