СУД СТРАШНЫЙ, ПОТОМУ ЧТО ПОЗДНО. № 4 (110), апрель 2016 г.

«И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному  из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне» (из притчи
«О Страшном суде», Мф. 25, 31-46).

Мой дедушка был ветераном Великой Отечественной войны. Он был ранен в пяту. Рана была размером с куриное яйцо и не заживала. Осколок попал в кость ноги, поэтому из неё все время сочилась сукровица, и шла кровь. Я не знаю, лечатся ли сейчас такие раны, но в то время это не лечилось. Да и какое лечение в селе? Так дедушка и ходил, волоча за собой всю оставшуюся жизнь опухшую до колена ногу, и терпеливо страдал от той боли, которая причиняла ему незаживающая рана.

Помню, как однажды летом я очень хотел пойти погулять на улицу, а мама меня заставила мыть полы в комнатах. Было мне тогда, кажется, лет восемь. Я быстро и, как мне казалось, качественно вымыл пол. Нетерпеливо споласкивая ведро и выкрутив тряпку, я уже было собрался идти гулять, как увидел на ещё не высохшем полу следы от пятен крови. Это дедушка прошёл в спальню и, разувшись на пороге, чтобы не следить, прошёл к себе на кушетку. Но рана сочилась, и на полу остались следы. Я понял, что пол придётся перемывать. С каким же негодованием и злобой я нарочно громко, чтобы дедушка слышал, сказал: «Ходят тут всякие, а потом надо пол перемывать». Чуть позже мама вышла и спросила: «Что ты такое сказал дедушке? Он плачет в спальне». Я, надувшись как сыч, буркнул: «Ничё…»

Дедушка умер, когда я был ещё ребёнком. Заражение от раны его убило. Повзрослев, я не могу вспоминать этот случай без слез. Эта боль во мне живёт незаживающей раной души, какая была у моего дедушки на теле. Она сочится и кровоточит, потому что я не могу её вылечить. Просто покаяться перед Богом мне мало, а перед дедушкой уже поздно. Вот так и живу с этой раной всю жизнь.

Страшный Суд – это когда поздно. Когда ты не можешь сказать «прости». Когда уже ничего нельзя изменить. Когда мать, смотря на чужих детей, которые играют в песочнице, понимает, что там могла бы быть и её дочь или сын, но слово «аборт» положило гробовую доску на ещё не начавшуюся жизнь. Когда, оглядываясь на прошлое, понимаешь, что ты не жил, а бесновался, что жизнь прошла, а настоящей-то жизни не было. Когда всё зря. Когда хотел бы все это изменить, но уже поздно.

Страшен суд совести, но Суд Божий ещё страшнее. Мы видим только часть той жизни, которую прожили. Но нам не известны те последствия, которые оказали наши поступки на жизнь других людей, мы не знаем, какие следствия возымели наши слова в душах тех, кто их услышал. Мы очень многого не знаем. Но Бог нам открыл достаточно для того, чтобы мы поняли, что нужно от нас для того, что бы Он нас оправдал. Потому что самим нам уже не оправдаться.

Из всех живущих и живших на Земле нет ни одного человека, кроме Христа и Божией Матери, которые могли бы оправдаться перед Богом. Есть люди, их очень мало от общего количества, которые подошли близко к черте оправдания. Это великие святые. Но даже они не могут быть оправданы безусловно. Что же касается всех нас, таких мелких, то нам и подавно нет никакой надежды. Мы уже осуждены – и совестью, и Богом, и людьми. И в загробной перспективе нам уготовано то же самое, что и демонам – мука вечная. В этом можно быть совершенно уверенными.

Что делать? Отчаянно смириться? Нет. Воплощение Бога не земле даёт нам шанс, и он описан в единственной притче Священного Писания, которая говорит нам о механизме Страшного суда. Эта притча так и называется «О Страшном суде». С точки зрения человеческого разума она так же абсурдна, как и всё Христианство.

С одной стороны, и Священное Писание, и Священное Предание настойчиво нам говорят о непостижимости Бога. О том, что Он живёт в Свете Неприступном, что даже Высшим ангельским силам этот свет недоступен, не говоря уже о самом Боге, который в нём пребывает.

С другой стороны, Притча о Страшном Суде говорит о том, что тот, кто не узнает Бога в этой земной жизни, будет идти в муку вечную. И при этом рассказывается, что Христос – это Царь, который переоделся в простолюдина и ходит где-то рядом с твоим домом. Он везде: в маршрутке, на рынке, в магазине, в очереди на приём к врачу, в больничной палате и даже среди зеков.

И мы можем с ним делать, что хотим. Можем обругать, оболгать, оклеветать, если хотим, даже избить. А можем сделать всё наоборот. Вот такое чудо будет нам явлено на Страшном Суде. Стащил, ругался на соседа по даче, а, оказывается – украл у Бога. Купил на рынке пару килограмм картошки незнакомой бабушке, а, оказывается – накормил Христа. Мы Ему молимся перед иконами, думаем, что Он там, где-то в центре мира, за миллиарды световых лет от нашей планеты, а Он, оказывается, сидит в доме престарелых за углом.

Оказывается, тот мир, в котором мы живём, – это не пятизвёздочный отель на берегу лазурного моря, где «всё включено», это лепрозорий, где каждому необходимо помогать ближнему своему: плакать с плачущими, радоваться с радующимися. Мир христиан – это мир сознательного человеколюбия. Спастись можно при одном условии – приобрести единственное свойство Бога, которое возможно воспринять человеку. Мы не можем быть Всемогущими, Вездесущими, как Он, нам не подвластны Его Разум и Воля. Но мы можем быть такими же Милосердными, как Господь. И это даёт нам шанс быть оправданными. А святая Церковь напоминает: повестки на Страшный Суд нам уже выписаны. Там осталось поставить только дату.

Протоиерей Игорь Рябко.

ПРИТЧА О ДЬЯВОЛЕ.

Однажды дьявол решил уничтожить мир. Он вызвал своих подручных бесов, чтобы составить план действий.

Первым появился ГНЕВ и пообещал, что будет восстанавливать брата против брата. Он станет подстрекать людей злиться друг на друга и, таким образом, они уничтожат сами себя.

Затем пришла ПОХОТЬ и предложила свои услуги. Она будет совращать умы, превращать людей в животных, лишая их способности любить.

Потом заговорила ЖАДНОСТЬ. Она сказала, что будет действовать с помощью самой страшной и разрушительной из всех страстей – необузданных желаний.

ОБЖОРСТВО и ПЬЯНСТВО будут отравлять болезнями тела и умы людей, и они будут умирать.

ЛЕНЬ, НЕНАВИСТЬ И ЗАВИСТЬ тоже поклялись, что сделают свое дело.

Но все же дьявол не был доволен ни одним из бесов.

Наконец вперед вышел последний подручный. Он сказал: «Я буду убеждать людей быть такими, какими Бог хочет видеть их. Я буду объяснять им, как это прекрасно быть честным, чистым и мужественным. Я буду всячески поддерживать их стремления посвятить себя достижению добрых целей в жизни…».  

Дьявол пришел в ужас от таких слов. Но его подручный тем временем продолжал: «…Но я скажу, что им нет никакой необходимости торопиться. Я посоветую подождать, пока не настанут благоприятные условия для осуществления этих стремлений».

Дьявол обрадовано ответил: «Вот ты и пойдешь на землю, чтобы уничтожить человечество!» Имя этого последнего подручного дьявола было ПРОМЕДЛЕНИЕ.

Самая успешная стратегия поражения – это Промедление, откладывание на потом того, что нужно сделать немедля.


Назад к списку