Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
Привалов И.С. – богослов, проповедник, публицист.
Несмотря на то, что внешне практики обличения и осуждения очень близки, их суть на самом деле очень различна.
ЭТИМОЛОГИЯ (происхождение) СЛОВ:
«Обличать» – значит, показать истинный облик поступка.
«Осуждать» – значит вершить суд над человеком.
Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом –
Лев. 19: 17, Иез. 33: 8.
Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете» - Мф. 7: 1.
Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8: 7.
Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и поэтому присваивает себе право судить.
Обличать всегда эмоционально тяжело.
Осуждать всегда горделиво легко.
Обличение требует собственной чистоты.
Осуждение часто совершается и не менее (если не более) виновным человеком.
Обличение духовно-сдержанно.
Осуждение душевно-эмоционально.
ОБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ:
Обличение – это объективное неприятие пагубного поступка [Фил. 3: 18] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2: 14-15.
Осуждение же – это субъективное неприятие самого человека и мотивов его поступков.
Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3: 16.
Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.
МОТИВЫ:
Обличение стремится восстановить согрешившего, являясь проявлением чистосердечной любви к человеку нелицемерно верующим ближним – 1 Тим.1: 5.
Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.
Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему.
Осуждение же чаще всего выражается в завуалированном под праведность эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого, взывая не к милости, а к справедливости.
Обличение стремится исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один на один – Мф. 18: 15.
Осуждение же стремится всячески унизить осуждаемого и поэтому, чаще всего, совершается публично и «за спиной» самого человека.
Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мф. 18: 15-17.
Осуждение же стремится поскорее «вынести сор из избы».
Обличение считается успешно завершенным после раскаяния человека в соделанном грехе.
Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для шантажа и дальнейшего унижения.
Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление обличаемого.
Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого, и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.
Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17: 9.
Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться от согрешившего.
БИБЛЕЙСКИЕ ЗАПРЕТЫ:
«Ибо что мне судить и внешних? Внешних же судит Бог» - 1 Кор. 5: 13.
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает.
И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» - Рим. 14: 4.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» - Мф. 7: 1.
НЕ СУДИТЕ (притча).
— Скажите, Учитель, почему все Великие Учителя говорили о неосуждении? Неужели это так важно и почему? — спросил ученик.
Учитель, как обычно, не стал прямо отвечать на вопрос, а вместо этого дал ученику воздушный шарик, на дне которого было немного грязи, и попросил его встать перед ним и надуть его. Ученик начал надувать.
— Что ты сейчас видишь? — спросил Учитель.
— Я вижу вас и шарик.
— Надуй ещё немного, — попросил Учитель.
Ученик дунул несколько раз. Шар стал больше.
— Что ты теперь видишь?
— Вас мне почти не видно, я вижу в основном только шар, по стенкам которого растекается грязь, — ответил ученик.
— Надуй его ещё больше.
После того, как шар стал ещё больше, Учитель вновь спросил:
— Что ты видишь?
— Только грязный шар и больше ничего.
— Надувай ещё, — сказал Учитель и отошёл подальше.
И на этот раз ученик повиновался, продолжая усердно дуть. Но больше растягиваться шарик не мог и… Бах! Он лопнул, разбрызгивая во все стороны грязь. Ученик потерял дар речи и стоял, осматривая себя, всего испачканного грязью.
— Вот именно это и происходит, когда ты концентрируешься на чужих недостатках, слабостях и грехах. Из-за осуждения ты перестаёшь видеть самого человека, а видишь только свои осуждающие недобрые мысли и чувства, которые могут в любой момент запачкать своей грязью не только тебя самого, но и окружающих, если, конечно, ты не перестанешь «раздувать» свои нечистые представления о других, — сказал Учитель и ушёл, оставив ученика наедине со своими мыслями.