Для ИСКРЕННЕЙ ИСПОВЕДИ должно быть достаточно ЕВАНГЕЛИЯ. № 10 (104), октябрь 2015 г.

Игумен Нектарий Морозов.

О том, почему исповедь церковного человека бывает формальной и поверхностной и как правильно готовиться к Таинству Покаяния.

НИ ДНЯ БЕЗ САМОИСПЫТАНИЯ

Зачастую люди трактуют смысл Таинства Покаяния очень и очень произвольно. У одного человека исповедь превращается в рассказ о жизни, у другого ― даже не в рассказ, а в жалобу на жизнь, сплошную и непрекращающуюся. А кто-то больше времени не на покаяние тратит, а на то, чтобы объяснить, почему он совершил те или иные грехи и, в конечном итоге, чтобы привести и себя, и священника к тому, что этот грех в данном случае вообще не грех, а добродетель.

Все это происходит, в том числе, потому, что очень мало кто к исповеди правильно готовится. Невозможно прожить неделю, месяц, иногда полгода или год, а потом вдруг пойти исповедоваться и покаяться во всем том, чем совесть отягощена. Что-то трудно будет вспомнить, что-то трудно назвать. Так случается потому, что отсутствует, во-первых, навык внимательной жизни,
а во-вторых, нет такого навыка, как подведение итогов прожитого дня, когда человек вспоминает, что за день сделал не так, кается в этом перед Богом и, в то же время, что-то для себя записывает, чтобы сказать на исповеди. Если свою совесть регулярно таким образом не испытывать, наше сознание эту память отторгает, и многое уходит куда-то вглубь и оттуда больше не появляется. Поэтому очень важно, чтобы человек  старался жить внимательно и хотя бы пять минут вечером уделял воспоминанию о своих грехах прошедшего дня ― тогда ему будет гораздо проще подготовиться к исповеди.  

Кроме того, исповеди обязательно должно предшествовать не только лишь составление перечня грехов, но и размышление о том, почему человек  в эти грехи впадает, что за этим стои́т, какие склонности и навыки.

Безусловно, каждый должен заранее, еще до исповеди, принять решение о последующих действиях, потому что если мы каемся в грехе, но не собираемся что-то делать, чтобы в дальнейшем его избежать, то мы как бы свидетельствуем, что бороться с ним не собираемся.  

Бывает так, что человек не чувствует решимости какой-то грех отторгнуть. Тогда ему нужно каяться в этом и просить Бога как раз в этом Таинстве, чтобы Он дал силы этот грех возненавидеть и от него отстать. Ведь в Таинстве Покаяния человеку не только прощается содеянное ― происходит некое разрешение от греха. «Разрешить» в данном случае значит развязать, то есть разрезать и снять те греховные путы, которыми человек связан.

И В СОТЫЙ РАЗ ОПЯТЬ НАЧНУ СНАЧАЛА…

Очень важно, чтобы человек, приходящий на исповедь, верил в то, что в этом Таинстве Господь его действительно прощает. Если не будет этой веры, то не будет, соответственно, и способности измениться. Есть такие псаломские слова: «рех, ныне начах» (Пс. 76, 11) ― вот и в момент исповеди человек начинает все заново. При этом нужно понимать, что можно начинать заново десятки и сотни раз, иметь тысячекратный опыт падений, но нельзя переставать верить, что однажды все же появятся силы, чтобы эти грехи преодолеть. Если же человек кается в своих прегрешениях обреченно, если он примирился с тем, что они всегда будут в его жизни, то он сам лишает это Таинство силытой силы, которая единственно необходима для реального изменения.

Можно говорить и о том, что Таинство Исповеди вообще всецело связано с жизнью человека. Если эта жизнь представляет собой некую постоянную борьбу с грехом, некий творческий процесс по изменению человеком, с Божией помощью, самого себя, то исповедь будет полноценной. Если же всего этого в жизни человека нет, если он внутренне махнул на себя рукой, если он решил в любом случае жить «как все», его исповедь полноценной не будет. И можно так исповедоваться регулярно ― раз в неделю или в месяц, но такая исповедь все равно будет мертвой, сухой, формальной, потому что такова и христианская жизнь этого человека.

Сейчас нередко можно услышать разговоры о том, что регулярную исповедь лучше отменить, дав людям возможность причащаться без исповеди, а не твердить каждый раз один и тот же список повседневных грехов, чтобы получить «пропуск к Чаше». На самом деле, отмена необходимости исповедоваться перед Причастием проблему формальной исповеди никоим образом не решит, поскольку эта проблема заключена в самой жизни современных христиан. Ну, не бывает такого, чтобы человеку, даже если он исповедуется каждую неделю, не в чем было каяться и не о чем было сказать на исповеди. Если, конечно, он понимает, что такое долг христианской жизни и что такое вообще долг жизни человеческой.  

То, что мы от одной исповеди до другой не совершили каких-то существенных грехов ― ни с кем не поругались, не пропустили правило, не нарушили постных дней,― не является основанием для того, чтобы полагать, будто мы совершенны. Нам почему-то кажется, что грех ― это только то, что мы сделали недолжного. А когда мы не сделали должного, мы этого грехом не считаем. Между тем, когда на свою христианскую жизнь начинаешь смотреть под таким углом, понимаешь, что грешишь, и грешишь очень много.

Допустим, мы не согрешили ненавистью. А проявили ли мы любовь там, где она была необходима? И есть   ли в нас хотя бы капля этой любви или мы абсолютно бесплодны? Фарисей тоже не грешил, ему нечего было сказать на исповеди применительно к закону внешнему, но он был полон греха внутреннего.

Человек ― существо, созданное для жизни с Богом. Если ты ощущаешь, что живешь с Богом во всей полноте и эта полнота находит в твоей жизни конкретное проявление ― это свидетельствует о том, что твоя жизнь имеет правильное направление. А проявление это ― крайне смиренное мнение о себе, кротость и любовь к другим людям, неспособность возмущаться, раздражаться, гневаться, это абсолютное отсутствие искания чего-либо своего и совершенная преданность воле Божией, когда ты, почувствовав, что Господь тебя куда-то повел, спокойно поворачиваешься в ту сторону и идешь не упираясь. Если же всего этого нет, значит, твоя жизнь греховна. Значит, в тебе есть масса всего, что препятствует присутствию такой полноценной жизни во Христе.

СОГРЕШИЛ НОМЕРОМ ЧЕТВЕРТЫМ

Существует большое количество пособий по подготовке к исповеди, они составлены по разным принципам и носят различный характер. Есть брошюры, где просто перечисляются те грехи, которые могут быть в жизни человека.
А есть, например, такие книги, как «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), где подробно  и глубоко объясняется  в чем те или иные грехи заключаются.

Готовиться ли к исповеди по пособию, вооружившись списком грехов?
С одной стороны, такая исповедь «по книге» таит в себе опасность формализации отношения к Таинству. Порой, прочитав такого рода пособие, человек приходит на исповедь и начинает каяться, например, в том, что мыл руки душистым мылом, ― это, конечно, бывает забавно. А бывает и так, что человек приходит с листом бумаги, где отмечены номера грехов из вопросника, и его исповедь выглядит примерно так: «1 ― да, 2 ― да, 3 ― нет, 4 ― прочерк…». Это не столько курьезно, сколько грустно, так как  свидетельствует об уровне самосознания современного человека.

Однако, при всем этом я уверен, что хотя бы однажды в жизни прочитать такого рода вопросник с грехами есть смысл. Хотя бы для того, чтобы составить достаточно полное представление о том, что вообще является грехом. Мы живем в настолько испорченном и развращенном мире, что воцерковляющимся людям порой и в голову не приходит, что те или иные привычные для них явления и поступки могут быть греховными. Кроме того, очень часто бывает, что человек чувствует: в его жизни что-то не так и, может быть, даже все не так, а как сформулировать это ― не знает. А в подобного рода книгу можно всмотреться, как в зеркало, и понять, как назвать то, что отягощает совесть. Эти пособия помогают как бы взять плуг и перепахать поле своей души. Это бывает особенно необходимо при подготовке к подробной исповеди за всю жизнь.

ФИЗИОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДУШИ

По большому счету, все, что необходимо христианину для полной и искренней исповеди, заключено в Евангелии. Прочитав Евангелие, человек должен понять, что в его жизни является благом, а что противоречит исполнению евангельских заповедей. Но люди зачастую понимают Евангелие очень смутно. Они считают, что написанное в нем сказано, в общем, для всего человечества, и не связано напрямую конкретно с их жизнью. При этом человек нередко находится в состоянии, которое называется у святых отцов окамененным нечувствием. Это означает, что душа настолько поражена или вообще убита грехом, что уже не ощущает греха как такового. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит такое сравнение: на гладкой полированной доске заметна малейшая царапина, а если поверхность вся изуродована, изрезана, то новые царапины никак не изменяют ее облик, их просто не видно.

Как свою душу пробудить, как привести ее в должное состояние?
На самом деле, это очень долгий и мучительный труд, сопоставимый с трудом по разведению огня трением. Здесь происходит примерно то же самое: мы зажигаем свою душу определенным воздействием. Нужно помнить, что из трех сил ― ум, воля и чувства ― у человека наименее поврежден ум, поэтому, на первых порах, достаточно того, что мы умом понимаем греховность своего поступка, каемся в нем, и при этом еще каемся в том, что ничего не чувствуем.

В целом, воздействие на душу, которое мы должны производить, схоже с физиотерапией. Представьте, что человек повредил руку или ногу, у него контрактура сустава, конечность не двигается как нужно. Он идет на процедуры, и ему там делают магнит, лазер  …, какие-то уколы, потом начинают  массировать эту его больную часть тела, потом делают какие-то упражнения, и постепенно рука или нога оживает. Наша душа нуждается примерно в такой же «физиотерапии»: практически никогда не помогает что-то одно, это всегда должен быть комплекс, причем, увидев какое-то небольшое улучшение, нельзя останавливаться, ограничиваться достигнутым, нужно продолжать «процедуры» вплоть до полного выздоровления. А мы порой чувствуем, что чуть-чуть ожили, и сворачиваем работу над собой в то время, когда нам  нужно понять, что именно так подействовало на наше сердце, на что оно откликнулось, и, ориентируясь на это, продолжать покаянный труд.

ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.  Притча.

Некий старец усердно молился, говоря: «Господи, ты милостив и терпелив, так почему же спасти душу так тяжело и почему ад полон грешниками?» Он долго молился, задавая Богу этот вопрос. И вот, наконец, явился к нему ангел и говорит:

— Пойдём, я покажу тебе пути, которыми ходят люди.

Они вышли из кельи и ангел повёл старца в лес.

— Видишь того дровосека, который из последних сил несёт на себе тяжелую вязанку дров и не хочет сбросить хоть немного для облегчения? — спросил ангел. — Точно так же некоторые люди несут на себе свои грехи и не хотят каяться.

Затем ангел показал старцу колодец с водой и говорит:

— Видишь безумца, который черпает из колодца воду решетом? Так и люди каются, черпают благодать прощения, а затем снова грешат и благодать утекает, как вода сквозь решето.

И ещё одного человека показал ангел старцу и сказал:

— Видишь ли сего, который положил бревно поперёк лошади и силится верхом въехать в храм Божий, а бревно в дверях застревает? Так люди свои добрые дела творят — без смирения, в гордыне — не зная им цену.

А теперь сам, старче, посуди, легко ли Богу спасать таких людей, сообразуя милость с правосудием Своим?


Назад к списку