ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НАМИ ОБЛАДАЮТ. Игумен Нектарий (Морозов). № 9 (103), сентябрь 2015 г.

Мы все живем в мире материальном, и, естественно, имеем материальные потребности. И так же естественно, что существуют вещи, которые нам необходимы. Из них одними мы от случая к случаю пользуемся, а другими — обладаем. Но есть и другие вещи — те, что обладают нами

ГРОБНЫЕ ПЕЛЕНЫ

Дух христианства — это не только дух любви и смирения, чистоты и целомудрия. Это еще и дух свободы. Свободы от чего? От всего, что сдерживает, связывает человека в его следовании за Христом, что подчас становится невидимой, но труднопреодолимой преградой между ним и его Творцом. Это своего рода погребальные пелены, подобные тем, которыми был обвит покоившийся в склепе праведный Лазарь, пока не раздалось: «Лазаре, гряди вон!». И тотчас пелены спали с его тела…  

А связывающие нас «пелены» гораздо крепче и более цепко за нас держатся, и, хотя подлинную свободу может даровать лишь благодать Божия, решающее значение имеет самостоятельный труд человека, благодать привлекающий. Лазаря не столько пелены удерживали во мраке склепа, сколько естественная для всех земнородных смерть. Нас же в сумраке удаленности от Христа удерживают именно пелены того, что для нас, созданных для высшей жизни, жизни в Боге, не является естественным: привязанности и заботы земные, пристрастия, привычки и  многое другое, напоминающее грузило на удочке.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ ВЕЩИ

Часто ли случается нам задумываться о том, насколько мы зависимы от самых простых вещей — тех, которыми пользуемся ежедневно? Как правило, поводом задуматься, например, становится поломка мобильного телефона или наша память, которая нас подвела и мы забыли его дома. Мы начинаем остро ощущать нехватку чего-то привычного. Еще бы! Связь с окружающим миром оборвалась! Или поломка компьютера — для того, кто привык буквально жить в интернете - это самая настоящая трагедия (не говоря уже о случаях интернет-зависимости — нового заболевания, которому, конечно, больше подвержена молодежь, но и не только она). Да что там такие универсальные вещи, как телефон и компьютер, мы намертво, кажется, срослись и со многими другими, менее значительными предметами.

Как мы привыкаем к своим квартирам, одежде, женщины — к сумочкам, каким-то лишенным практического смысла аксессуарам, косметике, дети — к игрушкам! Я уже не говорю о пристрастии к дорогим и эксклюзивным вещам у тех, кто себе эти вещи может позволить. И потом — постоянное беспокойство: чтобы шубу не съела моль и не отобрали хулиганы, чтобы не потерялся тот же самый телефон, ведь он не простой, а  у-у-у-у какой! Чтобы ни в коем случае не поцарапалось стекло у часов, которые стоят, как отечественный автомобиль. Автомобили — тоже тема особая. Посмотришь иной раз на автовладельца и не скажешь даже — машина для него средство передвижения или кумир, которому он верно служит.

Может показаться, что я преувеличиваю, но проверить просто: как мы относимся к утрате этих вещей? Очень часто с большим огорчением, скорбью. Из-за этих же самых вещей обижаемся, ссоримся, враждуем — например, когда у нас их берут и не возвращают, ненавидим. И даже убиваем.

Как тут не вспомнить старца, который из «имущества» имел одно лишь Евангелие, и то продал, чтобы милостыню подать. И только после этого успокоился, потому что стяжателем себя почитал. Да, надо на самом деле регулярно устраивать себе самому ревизию и смотреть: не «прилипло» ли наше сердце чрезмерно к чему­-то из вещей.
И если так, то отлеплять, не ожидая, пока сделает это Господь. А если и этого дождемся, то не печалиться, а радоваться.

СУЕТНЫЕ МНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Но, конечно же, есть то, что обладает нами ничуть не менее, нежели предметы, а гораздо более. В частности, это мнения других людей, их суждения о нас, то, какими мы им кажемся, как они нас оценивают. Разве же мы от этого не зависим, не боимся упасть в чьих-то глазах, не задаемся вопросом: «А что о нас скажут, если ...» ? Не говоря уже о ситуациях с теми, от кого мы зависим — начальство, соседи  или  друзья. Здесь часто доходит до забвения слов Спасителя: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44). Не о славе, разумеется, как таковой речь, скорее — о суде: думаем о суде человеческом куда чаще, чем о суде Божием. И это еще бо́льшая утрата свободы, нежели просто привязанность к вещам.

ТАМО УБОЯШАСЯ СТРАХА, ИДЕЖЕ НЕ БЕ СТРАХ

Безусловно, страх «не угодить», «плохо выглядеть» — далеко не единственный. Страх  всегда парализует человека — его волю, его силы, если это только не страх Божий, способный и ленивого, и расслабленного сделать ревностным и подвижным. Ну, а если таких страхов множество, то что говорить? Хочется заступиться за старушку в автобусе, которой нахамила группа агрессивных и нетрезвых подростков, но страшно – а вдруг самому достанется? И ведь правда достанется… Хочется на совещании встать и сказать что-то в защиту несправедливо распекаемого коллеги и товарища, но не ровен час сам потом на его месте окажешься. А зарплата вовремя, а премия, а возможные сокращения?... Нет, все не так просто. И нищему хочется подать, и больной лейкозом девочке денег перечислить на лечение, о которой на сайте православном прочитал, и знакомым помочь, которые без копейки сидят… , но кто знает, как у меня у самого завтра с финансами будет. Рискованно…

И вяжет страх, вяжут страхи человека по рукам и ногам, не давая сделать ничего хорошего,  превращают его в малодушного предателя, скрягу, подхалима, не имеющего ни своего мнения, ни слова, чтобы его высказать. Причем, страхи заставляют предавать не только людей, но и Бога — только поддайся им. Это-то и страшно — по-настоящему.

ГЛАВНЫЕ ВРАГИ И ЗАХВАТЧИКИ

Вне всякого сомнения, все вышеозначенное, как и другое, что можно было бы еще к нему приложить, это всего лишь внешние проявления главных врагов и захватчиков наших душ — наших страстей, греховных привычек, «благоприобретенных» дурных навыков. Мы им принадлежим, преданы и даже, словно рабы, проданы. Кем проданы? Самими собой. А платой, подобной камню, что положил кто-то в протянутую руку нищего вместо хлеба, служит то сомнительное удовлетворение, которое мы испытываем, когда бывают удовлетворены они — эти не Богом данные, а самозваные и беззаконные «владыки нашего живота» — страсти.

 Игумен Нектарий (Морозов).


Назад к списку