ПОЧЕМУ «КИЕВСКИЙ ПАТРИАРХАТ» ВЕДЁТ В ПОГИБЕЛЬ. № 6 (88), июнь 2014 г.

«Проклят, кто дело Го­с­по­дне делает небрежно». (Иер.48:10.)

Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко)— предстоятель неканонической Украинской православной церкви — Киевского Патриархата с титулом Патриарх Киевский и всея Руси-Украины. В сан митрополита возведён 25 февраля 1968 года.

3 мая 1990 года умер Предстоятель РПЦ Патриарх Пимен; в тот же день состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко).

6 июня 1990 года в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь, однако, в результате тайного голосования 7 июня 1990 года членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107.

9 июля 1990 года епископатом Украинской Православной Церкви (УПЦ) Филарет был единогласно избран её предстоятелем.

После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины, митрополит Филарет начинает действовать под девизом «в независимом государстве — независимую церковь», планируя эту украинскую автокефальную церковь возглавить.

Будучи обвинён Архиерейским собором РПЦ от 2 апреля 1992 года в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию». Это было началом раскола православия в Украине.

В 1991—1992 годах в СМИ России стали распространяться материалы о нарушении Предстоятелем Украинской Православной Церкви монашеских обетов, о его тирании и т. п. Появлялась информация и о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Он сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа.

27 мая 1992 года под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви (УПЦ) в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры, запретив ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви» (РПЦ).

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви. Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучён от Церкви и предан анафеме (отлучению от общения с верными и от Таинств).

Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей».

Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершённые Архиерейскими соборами РПЦ, признаны всеми поместными Православными Церквями мира.

После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года так называемой «Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата» (УПЦ КП), не признанной ни одной из поместных православных Церквей мира, митрополит Филарет Поместным Собором УПЦ КП избран Предстоятелем самопровозглашенной «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

* * * * * * *

Принципом церковного права в исторических церквях, в соответствии с которым церковная иерархия прямо и преемственно восходит, чрез непрерывную череду рукоположений (хиротоний) епископов, к поставленным Иисусом Христом апостолам, является апо́стольское прее́мство. Важнейшим инструментом и гарантией сохранения апостольского преемства считается законность и правильность совершения епископских хиротоний как одного из внешних выражений пространственно-временно́го единства Церкви.

По учению исторических церквей, через рукоположения (возложения рук) передаётся благодать Духа Святого, полученная апостолами. Ими, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии. Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру.

Так, Ириней Лионский (II век) писал: «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…» (Против ересей. III, 3).
В своём сочинении он перечисляет всю цепочку преемственности римских епископов от апостолов Петра и Павла до современного ему Элевтерия.

По учению Православной церкви, апостольское преемство предполагает не только цепочку непрерывных рукоположений (хиротоний), восходящую к апостолам, но и передачу благодатных даров, в том числе благодатного дара священства.

В отношении апостольского преемства у раскольников Василий Великий в первом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому пишет:

— …оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отце́в, и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Но будучи отторгнутыми, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали.

Таким образом, предание анафеме означает лишение благодатных даров апостольского преемства, то есть, к моменту создания «Киевского патриархата», Филарет, как погасшая свеча, не имел в себе огня благодати, а значит, не мог его никому передать. Поэтому, рукоположения и «таинства» этой лжецеркви не имеют спасительной силы Господней, а являются не более чем пустышкой, фальшивкой, разыгрываемым спектаклем, обманывающим тех, кто поверил в его истинность. Не зря сказано в Евангелии: «…надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» (Мф. 18: 7).

* * * * * * *

Отличить благодатную ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ от подделки можно по тому, поминают ли они на богослужениях Патриарха Кирилла, Блаженнейшего  Митрополита Владимира и местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Митрополита Онуфрия.


Назад к списку