ТАИНСТВЕННОЕ ЗЕРКАЛО ПОКАЯНИЯ. № 3 (85), март 2014 г.

(из проповедей Оптиной Пустыни)

В жизни каждого человека бывают разные периоды: младенчества, возрастания и старения, и умирания. Периоды духовного подъема и духовной смерти. Духовная весна и мертвая спячка. Сейчас мы все вступили в какое-то другое духовное пространство – это пространство Великого Поста.

Что изменилось вокруг нас? Мир все также продолжает свой костюмированный бал, также веселится, покупает и продает, заботится о временном – звенящем и искрящемся…
И люди бегут куда-то, устраивая свои бесконечные дела… Но душа верующего, церковного человека знает и чувствует – мы вступили в качественно другое время. Это время Поста.

Что же такое Великий Пост?  Пост – это свидетельство торжества Православия, свидетельство красоты нашей веры.

Наверное, несмотря на то, что Пост представляет собой единую систему для всех, очень гармоничную, глубокую, тонкую, с его воскресными днями, посвященными Торжеству Православия, Животворящему Кресту; с его удивительным покаянным каноном
преп. Андрея Критского; с его Преждеосвященными Литургиями; с молитвой преп. Ефрема Сирина, все же Пост – это что-то очень личное для каждого из нас.  «У каждого своя борьба, своя оборона…» – говорит преп. Амвросий Оптинский.

Пост для каждого из нас – это попытка победить что-то мрачное в нашем сердце, которое мешает нам двигаться ко Христу, это уникальная возможность прикосновения к своей душе, а значит, и прикосновения к Богу, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть».
И, безусловно, Пост – это соборное время покаяния пред Творцом всяческих

Преп. Ефрем Сирин говорит, что «если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий». Покаяние делает человека самим собой, потому что у человека в арсенале очень много масок. Он меняет эти маски, порою сам того не замечая. И часто так называемая «духовная жизнь» человека – это всего лишь  «мертвый с нее слепок».

Покаяние – это видение той высоты, на которую призывает нас Господь, и понимание  в какую глубину падения мы себя поместили. Покаяние – это срывание масок с самого себя.

Какими удивительными духовными евангельскими образами Церковь подготавливала нас к Посту! Стояли мы на пороге храма вместе с мытарем и фарисеем, возвращались вместе с блудным сыном в объятия Отча…

Евангельское напоминание об опасности духовного фарисейства очень для нас важно. Ничто не свидетельствует так сильно о нашей душе, страшно погрязшей в смраде многоразличных грехов, чем то, что она так любит втайне заниматься «подсчитыванием своих мнимых добродетелей». Кто-то замечательно сказал, что «один вздох покаяния делает человека святым», и напротив, – кичливое самодовольство о своем, якобы духовном, преуспеянии ярко показывает, что человек «не отошел еще от свиного корыта греха», что гордыня запутала все его духовные тропинки.

Праотец Адам после грехопадения «узнал, что он наг». Также и мы должны опытно узнать и почувствовать, что мы «наги» от добрых дел, от настоящей духовной жизни. Только познание своей духовной «наготы» дает человеку возможность «одеться» Божественною благодатию…

По-гречески «покаяние» – метанойя, то есть,  перемена ума. Покаяться – это значит изменить ум: с лукавого на праведный, с грешного на святой, с земного на Божественный.

Не только изменение стола и явств должно произойти в постное время: с говядины на грибки и с ряженки на простой квас. Изначально мы должны уяснить для себя, что пост должен определяться не только постной пищей. Изменить ум во много раз сложнее, чем изменить меню. Мысль Адама до грехопадения вкушала небесные красоты, но человек «погубил ума красоту».

Каждый знает по себе какое огромное количество помыслов словно рой пчел кружится в уме. Чего там только нет: и осуждение, и злопамятность, и гневливость, и подозрительность, и самовозвышение, и гордыня... Не прекрасную благоухающую цветочную лужайку напоминает душа, а зловонную помойку с ее мрачным содержимым. 
И какая же это непростая задача – изменить свои искалеченные злые помыслы на добрые, светлые, радостные!

Лукавый всегда пытается корректировать наши мысли и действия, внося в них свои «демонические поправки» – добавляет во все соус тщеславия, самодовольства, подливку гордыни. Как невидимый штукатур пытается он облепить сердце человека нечувствием, эгоизмом, теплохладностью, безразличием… Христианин должен учиться видеть его невидимую коварную работу и не давать ему возможности стать властелином своей души.

Если человек растратит драгоценное время у телевизора, растранжирит его на чтение бульварной литературы, пустые разговоры, если он не будет хранить зрения, слуха и всех своих чувств, то нетрудно составить прогноз духовной погоды в его душе: страшные блудные бури, град хульных помыслов, циклон немолитвенности, а самое главное – мертвящая засуха души.

Стоит даже совсем чуть-чуть приоткрыть свои чувства для греха и подумать: «ну вот чуть-чуть наслажусь, одну минутку, одну секундочку», – как бес тут же вставляет ногу в проем душевной двери, напирает всей массой и уже не дает ей закрыться….  Душе, бывает, так хочется незаметно, одним глазком прикоснуться к чужой красоте, к чужому богатству, так хочется украсть кусочек чужой славы... Кажется – ну что тут страшного!  Одним глазком, одним помыслом…, но враг тут же уловляет человека. Преп. Ефрем Сирин сравнивает это состояние с птицей, которая вроде бы вся – вне сети, но если она запуталась одним коготком, то она в западне! Край ногтя делает негодной всю силу крыльев...

…Есть замечательные слова, что сердце наше должно убедиться в своем ничтожестве. Очень мало только говорить, что мы люди грешные. Нужно по-настоящему убедиться, понять, почувствовать полную свою пустоту, неочищенность, порочность, свою болезненность – и тогда взывать из глубины сердца ко Врачу душ и телес.

Преп. Никодим Святогорец говорит: «Время, данное нам Богом для того, чтобы в течение его мы стяжали рай, драгоценно, как и сам рай». Благодатное время Поста – тоже драгоценно и благословенно как рай!

Пост только начинается, но мы знаем по опыту, что промчится и пролетит он очень быстро. Поэтому мы должны ценить это уникальное великопостное время.

В молитве преп. Ефрема как бы начертана благодатная духовная программа Поста, этот  сердечный курс, это глубинное направление души: от духа праздности, уныния, празднословия должна избавиться душа, а стяжать дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Но, безусловно, кроме этой общей для всех программы – у каждого из нас своя личная линия духовного фронта, своя борьба, свои болезни, пороки, свои немощи. Они мучают нас, и мы будем стараться побороть их с Божией помощью.

Покаяние – это мощнейшее средство в борьбе с врагом. Преп. Ефрем Сирин удивительно точно говорит, что покаяние – это зеркало души. Поэтому лукавый всегда пытается его разбить, чтобы не увидели мы в нем себя и не смыли своих нечистот. Приложим же все свои силы, чтобы покаяние, это таинственное зеркало нашей души, в течение всей нашей жизни сохранить целым!

ИСТОЧНИК


Назад к списку