Духовные мертвецы. Вид изнутри и снаружи (притча). №9(67), сентябрь 2012 г.

Духовные мертвецы.

Священномученик  Иоанн Восторгов.

Св. апостол Павел, изображая силу и действие веры, указывает нам примеры того, как женщины-матери, по вере своей, получали воскресшими своих умерших детей. Так Илия воскресил сына вдовы; так Елисей молитвою возвратил живым умершаго отрока матери его. Святое евангелие рассказывает нам о том, как Иисус возвращал к жизни умерших. Велико чудо — воскресение мертвого, и редкие люди удостоивались видеть его.

Но есть иная, более страшная смерть для людей, — смерть духовная. И есть иное, не менее великое чудо Божественное, которое мы часто можем видеть и на себе испытываем, это — воскрешение мертвецов духовных.

Сам Спаситель научил нас обращать мысль от смерти телесной к смерти духовной. В евангелии рассказывается: Иисус Христос сказал одному слушателю Его учения: следуй за Мною. Тот сказал: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Спаситель сказал ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвецов... (Лук. 9, 59-60).

Мертвый духовно — это человек, отлучивший себя от жизни в Боге, от святости и богоугождения, отошедший от Бога и Его закона. Таким было после грехопадения всё человечество, но Господь, видев его, милосердовал о нем, и одних по вере их, других только по Своему милосердию, Он спас людей, послав им Сына Своего Единородного. Воскрешая мертвых телесно, Спаситель гораздо более прилагал забот о воскресении духовно мертвых: им Он открывал волю Божию, их Он призывал в царство Божие, их Он ободрял надеждою на милость Божию, им прощал грехи и говорил: «Вера твоя спасла тебя», «иди и впредь не греши». И великое множество грешников и грешниц, мытарей, блудниц воскресли духом и унаследовали вечные обители вечной жизни.

Живы ли мы и сами духовно? Живы ли люди, нас окружающие и нам близкие? Но если бы мы были живы, тогда не упорствовал бы грех в мертвенном теле нашем, тогда не были бы мы зрителями и наблюдателями тех страшных преступлений и грехов, которые страшным разливом заполнили теперь всю нашу жизнь. Жизнь истинная оживлена Духом, а плоды Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Напротив, смерть духовная несет гниение и разложение, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ненависть, убийства, пьянство, безчинства и тому подобное (Гал. 5, 20-21), — и разве мы не смрадны нашими грехами, разве не видим, как разлагается жизнь кругом нас?

Что же, неужели это смерть безвозвратная и неисцельная? Неужели жизнь, истинная жизнь Божия, закрыта для нас навеки?!

Вы, мертвые духовно, не отчаивайтесь в своем спасении. Божья милость бодрствует над нами, Божья благодать спасительная не отнята от нас. Видит Господь мертвость нашу и милосердует о нас. Лишь бы в нас сохранилось желание жизни, лишь бы мы сердцем любили Бога и Его закон и к Нему стремились; лишь бы в нас не умерло сознание грехов и отвращение к ним; лишь бы мы сами себя не приводили к духовному самоубийству. Вздохни, христианин, к Богу, возведи к Нему очи, возжелай спасение твое, возымей намерение, как блудный сын, оставив путь греха, возвратиться к Богу и святости, — и тебе не только готов отчий кров, не только открыты источники жизни, но и дана будет помощь придти к этим источникам. В благодати крещения, в слове Божием, в учении и наставлениях Церкви, в великом таинстве покаяния и прощении грехов, в тайне соединения со Христом в Теле и Крови Его, в примере жизни святых, из которых многие и очень многие ранее были великими грешниками, — ты найдешь источники святого воодушевления, источник милости и спасения.

Но горе тебе и вечная смерть тогда, когда благодать ты сам от себя отгоняешь, когда слово Божие ты намеренно не слушаешь, когда к Церкви Христовой ты не идешь, когда от таинства ея ты сам отказываешься.

Бог сотворил нас без нас, Бог и искупил нас без нас, но спасти нас без нас насильно не хочет. Это было бы то же, если бы вдова Наинская, получив умершаго сына своего живым, затем убила его и потом снова предавалась бы своему горю. Это было бы надругательством и глумлением над любовью Божией. Так и мы при всех источниках жизни, открытых нам Богом, если сами себя будем насильно отгонять и удалять от этих источников, гибнем, но гибнем не потому, что Бог хочет нашей гибели: грешники сами себя губят, зане любве истины не прияша во еже спастися им.

 Возымейте и сохраните эту любовь к истине и, при помощи Божией, из нея, как из семени и из ростка, и явится и расцветет жизнь духа. Тогда, и только тогда, мы можем ожидать, что и окружающая нас жизнь не будет, по великому множеству грехов и преступлений, представлять из себя поля, полнаго мертвых костей, ибо если каждый из нас воскреснет к жизни духа, то и вся жизнь оживится, ибо нельзя лечить и исцелять все общество людей, не исцелив людей отдельных, каждаго отдельнаго человека. Но первое движение и первую самую главную силу воскресения духа дает вера. Без нея человек связан навеки узами греха и мрака, без нея он — пленник ада, без нея он — мертв духовно навеки. И как древле жены верою прияша от воскресения мертвых своих, так и ныне и навсегда верою придем мы к воскресению душ своих в святости и чистоте и верою привлечем к себе милосердие Господа Иисуса. И Он, как некогда сына вдовы Наинской, воскресит к жизни нас, духовно гибнущих, духовно мертвых. Грехом умираем, но верою воскреснем! Аминь.

Вид изнутри и снаружи. (Притча.)

Автор Сергей Шепель

Однажды клеточка человеческого организма размышляла о жизни. Она думала о том, что жизнь не такая уж и хорошая, ведь в ней так много страданий. Она видела, что ее окружают такие же клеточки, как и она, что все они рождаются, живут, трудятся, размножаются и умирают. И так поколение за поколением. Да еще и войны с бактериями и микробами. И зачем мы живем, зачем такая жизнь, в которой столько страданий? Значит, нет никакого Высшего Разума и нет никакого Человека, который бы стоял над нами, и чье сознание наполняло бы наш мир и управляло бы им - сделала она вывод. А если бы Человек действительно существовал, то были бы и цель, и смысл в этой жизни, и не было бы стольких страданий, ибо всем бы управляло это высшее разумное и доброе Существо.

 Услышал эти мысли человек, частью которого была эта клеточка, и улыбнулся. Он-то знал, что вид изнутри отличается от вида снаружи.

 Она смотрела на этого Человека и не видела его, жила в нем и даже не подозревала, что является частью его. Из-за того, что она смотрела изнутри, ей виделось только множество, а человек не видел множества, он ощущал себя единым целым, хотя и знал, из чего состоит его тело…

 Жил-был человек и однажды начал он размышлять о жизни. Он считал жизнь не такой уж и хорошей, ибо видел в ней столь много страданий. Он видел, что его окружают такие же люди, как и он, со своими маленькими радостями и горестями, что все они рождаются, живут, трудятся, женятся, размножаются и умирают. И так поколение за поколением. Да еще и болезни, и катаклизмы, и войны между людьми. И зачем мы живем, зачем такая жизнь, в которой столько страданий? Значит, нет никакого Высшего Разума и нет никакого Бога, который бы стоял над всем этим миром - сделал человек вывод. А если бы Бог существовал, то были бы и цель, и смысл в этой жизни, не было бы стольких страданий, ибо всем бы управляло это высшее разумное и доброе Существо.

 Услышал эти мысли Господь, частью которого был этот человек и улыбнулся. Он-то знал истину, что вид изнутри, отличается от вида снаружи…


Назад к списку