ЛЮБИМ ЛИ МЫ БОГА И ЛЮДЕЙ? №4(62), апрель 2012 г.

Некий законник спросил у Иисуса Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 36–39).

Внимательно изучая свою жизнь, я понял, что совершенно не люблю Бога. кого я люблю, того ношу в моем сердце, имя его вспоминать для меня сладостно; кого я люблю, о том всегда помню и размышляю, а много ли я думаю о Боге?

Большая часть мыслей моих – о временном, суетном и греховном. Из двадцати четырех часов в сутки едва ли один, да и то не каждый день, я посвящаю размышлениям о промысле Божием... Когда я думаю о Боге, то думаю как-то неохотно и с принуждением, а если в это время подойдут ко мне с рассказом о каких-нибудь новостях, то я жадно впитываю каждое слово.

Когда я читаю Святое Евангелие или книги Отцов, то тут же забываю все написанное, значит – я не люблю Бога.

Кого я люблю, с тем охотно беседую, и время пролетает незаметно, а на молитву я становлюсь с трудом, с усилием – и несколько молитвенных минут кажутся мне долгими годами. Я хочу скорее бросить это всё и заняться своими обыденными делами. Я даже ищу предлог для того, чтобы побыстрее окончить молитву. Поэтому я вижу, что не люблю Бога, иначе желал бы всегда беседовать с Ним и размышлять о Нём.

Во время самой молитвы я помышляю не о Боге, а о чём-то постороннем, и иногда, закончив молитву, не понимаю – утренние или вечерние молитвы я читал и о чём молился –  значит, даже время молитвы не было посвящено Богу.

Кого я люблю, с тем с нетерпением жду встречи, но как я иду в храм? Холодно, с неохотой, не чувствуя присутствия Божия и благодати Его в Церкви. Значит – я не люблю Господа.

Если мы кого любим, то желания и волю его исполняем охотно. Сам Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Если бы я любил Бога, то выучил бы наизусть все заповеди Его и старался бы исполнять их. А если меня сейчас спросить, каковы эти заповеди, то я их даже не смогу перечислить все. Поэтому я вижу, что не люблю Бога.

Когда передо мной возникает выбор, поступить по воле Божией или по воле своего сладострастного сердца, то чаще всего я поступаю по влечению своих собственных страстей – значит, я не люблю Бога.

Что касается любви к людям, то, всматриваясь в себя и свою жизнь, я понял, что не люблю никого, кроме самого себя.

Когда мы любим человека, то видим в нем только лишь доброе, а я вижу в людях одно худое, вижу их грехи. В одном себе нахожу я достоинства и добродетели. Значит – я не люблю людей.

Кого мы любим - поступки тех оправдываем, а я, напротив, осуждаю всех окружающих меня как недостойных. Значит – я не люблю людей.

Кого мы любим, того охотно прощаем, а я помню обиды долго, может, даже всю жизнь. Значит – во мне нет никакой любви.

Все вышеизложенное, могли бы сказать о себе многие из нас, «православных христиан» лишь по одному названию… Как нам оказывается трудна жизнь во Христе… А ведь кроме всего этого, Господь требует от нас даже еще большего - любить не только друзей  но и врагов: любите врагов ваших  (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27, 35). оказывается, эти слова – самое сердце христианской жизни. Потому, что христианство без заповеди о любви к врагам превращается в труп. Труп в гробу можно украсить цветами, одеть в нарядные одежды, но все равно жизни в нем нет. А любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства. Это свет, озаряющий самые глубины Евангелия. Любовь к врагам – это дверь во Святая Святых христианской Церкви, но разве я могу любить своих врагов? да это для меня дико!  Если друзей как-то еще более или менее можно терпеть, то уж от любви к врагам - увольте…

Но ведь Господь сказал, что именно на этих  двух заповедях – любви к Богу и любви к человеку утверждается весь Закон и все пророки (Мф. 22, 40). А в новой заповеди – любви к врагам – заключается дух Нового Завета. В этих словах как бы сконцентрирована нравственная сила Евангелия. Любовь к врагам, как и Крест Господень, казалась миру безумием – миру, поклоняющемуся своим идолам и кумирам.

Многие из нас не понимали и не понимают до сих пор эту заповедь и думают: «как же, ведь если любить врагов, то, значит, не надо бороться против несправедливости и зла? Но тогда враги поглотят и уничтожат нас!».

Нет,  оказывается, кто любит врагов своих, тот храним особой благодатью Божией. Но любить врагов – это вовсе не значит любить их злые дела, грехи и преступления. Мы можем бороться со злом, но в, то, же время любить совершающего это зло человека, и в нем, как и в каждом человеке, видеть сияющий образ Божий, видеть бесценный алмаз, хотя и брошенный в грязь и пыль. Не пьяницу надо ненавидеть, не наркомана и бомжа, а поселившиеся и живущие в них грехи и страсти…Мы же часто с отвращением и содроганием проходим мимо этих людей, считая их отбросами общества, и не видим в них даже отблеска образа и подобия Божия…

Некоторые понимают величие заповеди о любви к врагам и говорят: «Эта заповедь прекрасна, но возможно ли исполнить ее? Оказывается, возможно! Если помнить, что Евангельские заповеди трудны и легки в одно и то же время.

Легки потому, что душа наша по природе своей христианка, легки потому, что в нас заложена не только способность, но и потребность любить друг друга, а тяжелы потому, что нашей гордыне свойственно ненавидеть.

Как же нам исполнить заповедь о любви к врагам? Мы должны стяжать те добродетели, которые приводят человека к любви. Мы должны молиться о том, чтобы Господь даровал нам любовь к врагам – это благодатное состояние, этот дар Духа Святого, который дается достойным и приготовленным к тому очищением своей души людям. Святые Отцы говорят, что к этой любви ведут три добродетели: смирение, милосердие и воздержание…

Итак, помните о часе смертном, помните, что здесь всё преходяще и ничтожно. Когда злоба кипит в вашем сердце, вспомните, что и враг ваш – это тоже образ и подобие Божие. Уважайте же и в нём, хотя бы он был последним преступником, образ Божий, хоть и осквернённый. Помните, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, и если вы прощаете врага своего, радуется его Ангел, молится за вас, и вместе с ним молится за вас ваш Ангел и всё Воинство Небесное.

александр анишин.


Назад к списку