СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Святитель НИКИТА РЕМЕССИАНСКИЙ.

       Святитель Никита Ремесианский («епископ Дакии») родился в Дакии Траяна в стране готов за рекою Дунай в царствование Константина Великого в городе Ремесиане (Ремешек) (ныне Бела-Паланка, в нескольких десятках километров от Ниша (древнего Наисса), Сербия), около 353 г. 
        Святитель Никита не был грек: иначе писал бы сочинения на греческом языке; не был и римлянин: иначе назывался бы Виктором, а не Никитою; да и не вызывал бы латинскими сочинениями удивление в рямлянах. Он был гот или фракиец, но получил обширное образование римское, вероятно в Риме. 
        Святитель Никита был первым епископом новоучрежденной в IV веке в его родном городе Ремезианской кафедры.
       Несомненна его великая роль в утверждении Церкви Христовой среди дако-романства обоих берегов Дуная, дающая ему полное право именоваться «дунайским апостолом».
        О деятельности его мы можем судить по тем данным, которые заключаются в похвальном стихотворении, написанном в честь Никиты его другом, Ноланским епископом Павлином:

       (В литературном переводе)
"И варварские бессы, подобные медведям, 
Суровее, чем холод их зим невыносимых,— 
С покорностью ягненка, за пастырем тобою 
Идут в чертоги мира...

И те, которых войны еще не укрощали, 
Которые не знали ни податей, ни рабства, 
Пред игом Бога правды в смирении глубоком 
Теперь склоняться рады...

Отцом тебя весь север недаром называет. 
Ведь сладостному слову и дикий скиф дивится, 
И звери стран полночных учению святому 
Внимают преклоняясь...

К тебе спешат и геты, и даки отовсюду [букв., «оба дака»] , 
Что землю стран родных плугами бороздят, 
И житель берега, тепло одетый в шкуры 
Своих несметных стад...

Ты в этих странах мира, что в варварстве коснели 
Устами римскими Христа провозгласил,— 
И светлым радостям, святой невинной жизни 
Ты диких научил...

Хвала тебе, Никита, о добрый раб Христов!"

       Существует предание о проповеди святителя бессам, которое раскрывает смысл ярких, но немногих слов поэмы Павлина Ноландского.
        Бессы – суровые горцы-язычники, жившие в Родопских горах (Балканы). Занимались они добычей железной руды и отливали из неё прежде всего оружие для своих постоянных жестоких войн с соседними племенами. Все называли их звероподобными за их дикие нравы и человеческие жертвоприношения идолам, и, особенно, за обычай приносить в жертву своих детей.
        Святитель Никита бесстрашно прошел через их города и села и достиг их столицы города Бессапара. 
        Слух о проповеднике дошел до Бессапара раньше Никиты: бессы вышли на главную площадь чтобы увидеть человека, чьи слова не расходятся с делом. Вообще, они впервые видели человека, который мог прощать и миловать не из-за страха, но по любви и милосердию.
Вид собравшихся был страшен: в руках оружие, в глазах холод. А святитель обратился к ним, как к своим детям: «Дети мои, не воевать пришел я к вам. Как видите, нет у меня ни оружия ни доспехов. Пришел я к вам, чтобы научить вас чистой и святой вере, которая делает людей братьями. Основал её Христос, Бог, сошедший с Небес на землю...» Святитель долго и кротко объяснял им христианскую веру, а потом запел тихо и нежно молитву «Тебе, Бога хвалим...».
После бесед с ним люди уходили задумчивые, готовые и далее слушать проповедника. 
        Первыми на проповедь откликнулись дети, и впредь всегда сопровождали святителя. Постепенно сердца бессов смягчились. На смену диким обычаям пришла мирная христианская жизнь. Кровавые идольские жертвенники разрушались, и строились храмы. Глубокие и мрачные пещеры, в которых некогда скрывались разбойники, превращались в монашеские келии.
        Святитель перевел богослужение на их родной язык, рукоположил им первых священников, и на простом и ясном языке оставил им много поучений... Произошло это около 396 года.
        О перемене, произведенной св. Никитою между бессами, современник его блаж. Иероним говорил: «зверские бессы и толпы тулупников, которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу».
        Павлин восхищался тем, что неукротимые бессы, усмиренные проповедью св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев Великий, родом фрак и точнее бесс; а когда император Анастасий начал насилием проповедывать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере святителем Никитою жители Фракии, Мизии и Малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках.
        Из этого стихотворения мы узнаем также, что Никита проповедовал Евангелие среди гетов, скифов и, по буквальному переводу, среди тех и других даков. Так как все эти племена населяли уже в первой половине IV века оба берега Дуная, историки полагают, что он проповедовал Евангелие на своей родине — в Дакии Траяна, в предалах Молдавии и Влахии, где основал даже дако-романскую епископию в Милкове с четырьмя монастырями.
        Хотя в Европе были две скифии - Великая и Малая, разуметь здесь Великую Скифию, название которой употреблялось не в этнографическом, а в географическом смысле, нельзя. Остается предположить Малую Скифию - Черноморье и придунайскую область Добруджи и Бессарабии, тогдашней южной Дакии, в пределы которой входила Томитанская епископия дунайских христиан с дакогетским населением. Итак, святитель Никита, возведенный своим учителем Феофилом, епископом Томитанским во епископа города Ремессианы, не довольствуясь одними делами епархиального управления, по примеру своего учителя и по обычаю времени, занимался активным миссионерством.
        С другой стороны, скифы — жители Мизии, во время Павлина уже успели распространиться на запад от малой Скифии.
        Оба Дака — житель левого берега Дуная и другой, со времени Аврелиана живший на правом берегу Дуная. Дакия собственно страна на левом берегу Дуная, но где поселились колонии Римлян, известных у Нестора Летописца и других под именем волохов.
        Никита, епископ Ремессианы, соединивший в себе апостольские ревность и духовную мудрость написал для своих питомцев, словом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая - о готовящихся к вере; вторая - о заблуждениях язычества; третья - о вере в Высочайшее Существо; четвертая - против родословий; пятая - о символе; шестая - о жертве Пасхального Агнца. Кроме того издал он книгу о падшей деве, побуждающую каждого падшего к исправлению.
        В частности, объясняя слова “я отрекаюсь от дьявола, его ангелов и дел его” святитель пишет: «Полагаясь на Христа, своего Наставника, он [крещаемый] отрицает врага и его ангелов, то есть всякую магическую прелесть, поддерживаемую ангелами сатаны. После чего он также отрекается от злых дел его, то есть от служения дьяволу и от идолопоклонства, от бросания жребиев и гадания, от роскоши и театров, от краж и обманов, от прелюбодеяния и пьянства, от танцев и лжи.»
        Помимо шести книг "Наставлений" Никита сочинял богослужебные песнопения (включая, вероятно, и знаменитое «Тебе, Бога, хвалим...»). Самым выдающимся свидетельством силы его слова являются современные нам румыны и молдаване, почитающие его вместе с болгарами, как своего просветителя...
        Около того же времени ради просвещения нашего края подвизался один из самых известных святителей - великий вселенский учитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский († 407), который, ради обращения готов в православие, дал им в Константинополе особую церковь, поставлял им священников, диаконов и чтецов из их соотечественников; нередко он сам посещал их богослужения, уча готских пресвитеров проповедовать своему народу и обращаясь к нему с собственным словом. В то же самое время святитель отправлял за Дунай миссионеров, которых подкреплял в их подвиге своими письмами...
        В 2005 году болгарские археологи под руководством профессора Николая Овчарова обрели в районе Родопских гор амвон древней церкви IV – нач. V в., которая, вероятнее всего, была кафедральным собором святителя Никиты Ремессианского.
         Как долго подвизался св. Никита, точных известий о том нет, но вероятнее всего, кончина св. Никиты последовала не прежде 420 г.
         Память святителя (к сожалению, ныне отсутствует в наших святцах) отмечается в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 24 июня/7 июля.

Тропарь святителю Никите

       Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче священноначальниче Никито моли Христа Бога спастися душам нашим.

 


Назад к списку