СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Священномученик митрополит СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)

        Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в семье военного из знаменитого дворянского рода. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876-1877) и под впечатлением пережитого стал задумываться над вставшими перед ним на войне со всей отчетливостью вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении в Петербург он находит духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. В 1879 году Леонид Михайлович вступает в брак, который устраивает в духе православного благочестия.
        Будучи военным, и занимаясь военно-полевой медициной, он состоял ктитором одного из военных храмов, живо интересовался богословскими науками. 
        Выйдя в отставку в чине полковника, в 1893 году Л. М. Чичагов по благословению Кронштадтского пастыря принимает священнический сан. Он служит в храмах Москвы и отдает все свои силы их благоустроению. 
        В 1895 году умирает его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, отец Леонид тянется в это время к монастырской жизни: именно тогда он начинает составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского. 
        В 1898 году отец Леонид Чичагов принимает постриг с именем Серафим и поступает в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Вскоре он уже в сане архимандрита назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Будущий святитель продолжает работу над «Серафимо-Дивеевской летописью» и готовит канонизацию преподобного Серафима, состоявшуюся в 1903 году, - духовную поддержку преподобного священномученик Серафим ощущал всю свою жизнь. 
        В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры. Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя приходских общин.
        28 октября 1908 года святитель Серафим прибыл в Кишиневскую епархию (в неё входил тогда и Измаильский уезд), состояние которой превзошло самые худшие ожидания Владыки.
        На протяжении всех лет своего пребывания на Кишиневской кафедре владыка Серафим неутомимо посещал практически все приходы, вдохновляя своим архипастырским примером погрузившееся в требоисполнительскую рутину и подчас полностью утерявшее литургическое благочестие духовенство.
        Особо почитал преосвященный Серафим в эти годы Гербовецкую икону Божией Матери: «В каждой губернии есть какая-нибудь местная чтимая или чудотворная икона, к которой народ любит обращаться за помощью и утешением. Такая икона есть и в Бессарабии. Это Гербовецкая чудотворная икона Божией Матери». Совершая еженедельные службы с акафистами перед чудотворным образом, святитель Серафим обрел для себя столь недостававшие ему в это тяжелое время душевный покой и архипастырское вдохновение и вызвал значительный подъем молитвенного энтузиазма в своей пастве.
        Святитель принял деятельное участие в восстановлении церковного почитания великой подвижницы Русской Православной Церкви благоверной великой княгини Анны Кашинской, и с благоговением принял в дар от Тверской епархии икону святой с частицей её мощей. В благословение православной Бессарабии, владыка перевез святыню в Кишиневскую епархию. 15 сентября – 4 октября 1909 года пронесена была икона крестными ходами по селам и городам Измаильского уезда и была помещена в храме Измаильского крепостного Успенского монастыря. Образ прославился чудотворениями.
        В Измаиле святитель организовал викариатство и рукоположил первого викарного архиерея. Его благословением был открыт монастырь в Борисовке, ныне Татарбунарского района, храмы в селах Шаганы (Приморское), Райлянка, Новый Карагач, а в Покровский собор города Измаила доставлены священником Феодором Чакиром частица древа Креста Спасителя и частицы мощей многих святых.
        В Кишиневе святитель Серафим издал две книги своих проповедей, которые стали незаменимым подспорьем, как для проповедовавших священников Кишиневской епархии, так и для последующих поколений пастырей…
        «Вашими заботами и попечением множатся в сей епархии церковные школы, усиливается проповедническая деятельность духовенства и возвышается религиозное просвещение православного населения Бессарабии...», - сказано в Высочайшем указе о возведении святителя в сан архиепископа.
        Несмотря на скорбные события 1917 года, владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов он возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество». 
        В 1921 году, когда он был уже в сане митрополита, его арестовали и приговорили к ссылке в Архангельскую область. Вернувшись через год в Москву, митрополит Серафим вскоре опять был арестован: ему вменялось в вину прославление преподобного Серафима Саровского. В 1928 году святитель возвращается к делам церковного управления с назначением на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения.
        В своих проповедях владыка Серафим призывает народ церковный к строго православной жизни, стремится духовно укрепить свою паству, побуждая прихожан усилить молитву, чаще причащаться Святых Христовых Таин. В 1933 году 77-летний святитель, отдавший все силы служению, был уволен на покой. В духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях святитель Серафим подводит итог своей жизни и готовится ко встрече со Христом, молится о тех, кто забыл о Спасителе и гонит Его Святую Церковь.
        Арестованный в ноябре 1937 года, 82-летний старец, больной и немощный, был доставлен на носилках в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных ему обвинений, держался мужественно. Был расстрелян 28 ноября/11 декабря 1937 года в деревне Бутово неподалеку от Москвы. Так завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути.

Тропарь священномученику митрополиту Серафиму:

       Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 


Назад к списку