СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Священномученик иерей ПАВЕЛ ГАЙДАЙ

       Священномученик Павел Игнатьевич Гайдай родился в 1876 году в городе Измаиле Бессарабской губернии. В юные годы Павел почувствовал призвание к пастырскому служению, которое укрепилось у него во время учебы в духовной семинарии.
        Его первый духоносный наставник отец Иоанн Кронштадтский благословил Павла обращаться за духовным окормлением и советами к святому праведному Ионе Одесскому. Благочестивый юноша имел желание подвизаться в одной из иноческих обителей, но отец Иона не благословил его на монашеский постриг, предвидя будущее славное служение Павла, и подыскал ему благочестивую невесту из дворянского рода Капитолину Дмитриевну, и обвенчал их. Следуя примеру всероссийского Кронштадтского пастыря, отец Павел жил со своей супругой как брат с сестрой. Впоследствии они взяли на воспитание двух девочек-сироток – Стешу и Веру, внуки которых до сих пор живут в Одессе.
        Павел принимает священный сан диакона, и некоторое время исполняет диаконское служение при отце Ионе Атаманском. Затем следует его хиротония во пресвитера. Проводя фактически монашескую жизнь, молодой пастырь стремится ежедневно совершать Божественную Литургию.
        В село Капаклиевка (ныне Раздельнянского района), где священствовал батюшка, приезжали со всей России. Люди, знавшие отца Павла, вспоминают: «Тут было тьма народу… Раньше не было машин, ехали подводами, да и пешком приходили. В церковь если поздно придешь, то уже не пробьешься. А как батюшка выходит, так за ним столб народа клубится. А больные всякие приезжали, он их своей епитрахилью накрывал и читал над ними молитвы. А некоторые до рясы дотрагивались и исцелялись. Он всегда с народом был. Во время засухи ходил с водой святой по степи до хуторов и обратно в село. Только в село войдут – уже дождь как из ведра».
        Духовные чада иерея Павла свидетельствовали также о даре прозорливости, которым Бог наградил Своего угодника. Жителей села Елизаветовка Батюшка благословил выносным Крестом, со словами, что этот Крест будет их хранить. В будущем это благословение исполнилось, и в годы гонений на веру никто из жителей не пострадал.
        Безбожная власть, видя, что пример жизни и молитвы отца Павла привлекают в Церковь большие массы народа, решила арестовать пастыря. Аресту предшествовали допросы свидетелей, некоторые из которых дали показания, что священник Павел Гайдай исцеляет недужных, хорошо относится к бедным, бесплатно служит панихиды и среди верующих считается святым. Но были и лжесвидетели. 30 апреля 1929 года батюшка был арестован. На допросе отец Павел сказал, что действовал согласно канонам Православной Церкви и выдвинутые обвинения в том, что «использовал религиозные предрассудки масс для контрреволюционных целей» не признал.
        30 августа 1929 года отец Павел был выслан в Туруханск Красноярского Края на 3 года. С отцом Павлом в ссылку добровольно поехали около 20-ти его духовных чад. Ехали целыми семьями. Жили в домике на берегу Енисея. Именно таким образом в те годы разрешился вопрос о духовной подлинности пути пастыря. Если за пастырем в места его ссылки ехали люди, если они продолжали сохранять единство веры в годы страшных разделений, значит, пастырь был настоящим подвижником.
        Как-то в один из воскресных дней духовные чада батюшки не вышли на работу. Безбожники всех вывели на мороз. За отказ снять нательные кресты всех раздели и заставили долгое время стоять на морозе.
        В 1933 году отец Павел был снова арестован. Находясь в заключении, батюшка творил Иисусову молитву и строго постился. По его святым молитвам был исцелен бесноватый, который находился с ним в одной камере. После окончания следствия иерея Павла направили в заключение в Карагандинский лагерь. В Карлаге мученика посадили в камеру вместе с рецидивистами, которые ограбили и угрожали убить отца Павла. 14 апреля 1937 года он совершил побег и 15 апреля был задержан, после чего подвергался различным истязаниям. 31 августа 1937 года отцу Павлу был вынесен смертный приговор – расстрел. 5 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение.
        «Какая за гробом радость будет, как нас встречать будут!», - говорил своим духовным чадам отец Павел, который знал, что мученическая смерть за Христа уподобляет мучеников Самому Искупителю и Спасителю мира.
        Исполнив заповедь «о любви до конца» (Ин. 13, 1), новомученики посрамили древнего «человекоубийцу» и обрекли на поражение дело вождей революции, которые ради мнимой любви к человеку звали к освобождению от заповеди о любви к Богу, и, преуспев в этом, развязали такую силу зла и ненависти, что, казалось, погибнет жизнь во всех ее проявлениях и никто не устоит, чтобы не ответить на эту ненависть еще большей ненавистью.
        Но мир не погрузился во тьму. Церковь-мученица устояла в любви, и смертью новомучеников открылось Небо для многих тысяч людей нашего времени.

Тропарь священномученику Павлу:

       И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход. Сего ради, Слово Истины исправляя, веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Павле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 


Назад к списку