СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Святой великомученик ИОАНН СОЧАВСКИЙ.

         Святой великомученик называется Сочавским потому, что мощи его почивают в Сочаве, родом же был из Трапезунда, находившегося возле Ассирии и пределами своими касавшегося Великой Армении. 
         Жители этого приморского города занимались морской торговлей, и блаженный Иоанн был купец. Плывя по торговым делам на корабле одного паписта, он имел с ним состязание о вере и обличил неправоту его; а этот злобный человек, желая отомстить ему, по прибытии в Аккерман (Белгород на Днестре), заявил турецкому градоначальнику, что некто Иоанн из Трапезунда, плывший с ним, готов принять магометанство, и советовал немедленно призвать его и воспользоваться еще не остывшим желанием.
        Градоначальник, призвав Иоанна и посадив его, сказал ему: «От многих мы знаем, что ты человек достойный и отличный между подобными тебе, и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасною и истинною верою нашею. Наша вера действительно имеет свойство привлекать людей благородных и способствует к долголетней жизни. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом; отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш».
        Но святой, исполнившись Божественной ревности, ответил: «Ты явно лжешь; никогда и на мысль не приходило мне отречься от Христа словом или делом! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтоб удостоиться Царства Небесного». После сего громко исповедал свою веру во единого Бога, в Троице славимого.
        Тогда градоначальник велел обнажить его и бить палками дотоле, пока не исполнит своего обещания (то есть — вымышленного). Все тело было избито и растерзано, и место, где мученика терзали, все обагрилось кровью. Иоанн молился Богу, а мучители еще сильнее бичевали его, так что он уже не подавал голоса. Поскольку был уже вечер, то его избитого бросили в тюрьму.
        На другой день мучитель снова велел представить исповедника и сказал ему: "Вот до чего довело тебя неверие твое! Но послушай меня, и тотчас выздоровеешь; потому что здесь есть отличные врачи из Индии и Персии, которые вылечат тебя". Иоанн же славил Христа и поносил безумие магометанства. Тогда судья вновь велел бить его и, заметив ропот народа на кровожадность его, для ускорения смерти — приказал привязать ноги мученика к хвосту дикой лошади и влачить по улицам. Евреи при этом кричали, плевали и бросали в него всякую всячину, а один из них побежал домой и, схватив нож, отсек ему голову. Палачи отвязали честное тело и оставили его с головою на том же месте.
        Необычайный свет озарил ночью мощи святого, так что и евреи засвидетельствовали о том; посему градоначальник на другой день позволил христианам взять мощи, и они похоронили их при греческой церкви, недалеко от крепости.
        Святой пострадал не позднее 1340 года…

        В списке древнейших церквей Бессарабской губернии Аккерманского уезда в городе Белгород-Днестровском указана греческая Иоанно-Предтеченская церковь. Время основания церкви неизвестно. По воспоминаниям бывших в церкви в 1907 году сохранились такие данные: «Во дворе церкви, по правую сторону алтаря есть каменная каплица, поставленная на месте погребения мученика святого Иоанна Сочавского». Вероятней всего, здесь находились мощи святого семьдесят лет по погребении и постоянно совершали чудотворения.
        Молдавский господарь Александр II, испросивши дозволения Аккерманских властей, перенес их в столичный свой город Сочаву…
        В 1884 году 1 сентября по ходатайству священника Иоанна Енакевича, настоятеля кладбищенской церкви Аккермана, частица мощей святого Иоанна была перенесена из Сочавы в Аккерман и положена в кипарисовой раке в серебряном ковчежце в церкви Иоанна Предтечи.
В настоящее время часть мощей великомученика, привезенная из Сочавы, находится в Белгород-Днестровском Вознесенском соборе.
        С именем Иоанна Нового Сочавского связано и почитание его источника, который, по преданию, появился на месте, где святой впервые ступил на днестровский берег, и славится и сегодня своей целебной водой.
          В 1995 году в Белгороде-Днестровском было организовано братство во имя великомученика Иоанна Сочавского, целью которого было восстановить святыню. 5 июля 2002 года Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил освящение подземного храма-часовни и благословил совершать здесь каждую пятницу богослужение. 
        С того времени святое место значительно преобразилось. В надземной части церковного строения – фреска святого великомученика, на которой он изображен на фоне днестровского берега и храмов Белгорода, иконы и подсвечники, на которых всегда горят свечи; в углу – икона Пресвятой Богородицы Казанская, которая, по словам очевидцев, временами мироточит и благоухает. Древние крутые каменные ступени, украшенные орнаментом, ведут под землю, где в прохладной глубине находится святой источник с целебной ключевой водой. 
         В 2005 году прихожане Георгиевской (болгарской) церкви Георгий и Мария Выходцевы с помощью всей приходской общины и ее настоятеля священника Евгения Полищука соорудили около источника прекрасную просторную купальню во благо всех приходящих ко святыне, которая была освящена 15 июня наместником Свято-Успенского монастыря архимандритом Алексием (ныне - епископ Аккерманский).
        Мученическая смерть святого Иоанна Сочавского на земле Белгорода стала завершением истории древней Церкви в нашем крае.

         Память святого великомученика – 2 июня (15 июня нов. ст.).

Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочавскому:

       Житие на земли добре окормляя, страдальче, милостынями, и частыми молитвами, и слезами, паки же ко страданию мужески устремився, персское обличил еси нечестие. Темже Церкве был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне.

 


Назад к списку