СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Священномученик ЕФРЕМ и другие священномученики ХЕРСОНЕССКИЕ.

        Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке.
        Еще задолго до крещения равноапостольного князя Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. 
        Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным.
        Дальнейшему распространению Евангелия там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианской Церкви были исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
        Язычники упорно сопротивлялись распространению Евангелия. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. 
         Многие благовестники положили свою жизнь в этой борьбе.
        В царствование Диоклетиана (284–305) в 300 году по Рождество Христово патриарх Иерусалимский Ермон, последний из бывших при языческих царях-преследователях, разослал нескольких епископов в разные страны для проповеди. Святители Ефрем и Василий посланы были им, первый — в Скифию, второй — в Тавриду. Они поселились в главном городе полуострова — Херсонесе, или Корсуне, и оба приняли мученическую смерть: Василий — в Херсонесе от иудеев, которые озлобились на него за успешность Евангельской проповеди и сначала изгнали его из города. Святой Василий ушел на гору и поселился в пещере. Вскоре после этого у одного знатного гражданина умер сын. Родители его, по внушению свыше, посредством сновидения, обратились за помощью к Василию, и святой Василий молитвами своими возвратил его к жизни. После этого чуда многие уверовали, и тогда язычники и иудеи, окончательно раздраженные успехом Василия, напали ночью на дом его и побили его камнями и палками.
        Ефрем, побыв некоторое время в Херсонесе, отправился далее проповедовать Евангелие. Он дошел до Дуная, многих обратив в христианскую веру, чем также возбудил против себя негодование в большинстве народа, и, наконец, вытерпев много гонений и оскорблений, был, по приказанию начальников страны, усечен мечём.
        Та же участь постигла через год епископов Евгения, Елпидия и Агафодора, прибывших в Херсонес из Геллеспонта, куда посланы были тем же патриархом Ермоном. Евреи и язычники вооружились против них и умертвили их 7-го марта.
        Через некоторое время патриарх Иерусалимский снова прислал в Херсонес епископа, по имени Еферий. Он также распространял слово Божие, примером своей добродетельной жизни полезно влиял на христиан и мирно скончался на острове Алосе, в странах Днепра, на пути из Царьграда.
        После него «по мнозе времени минувшу гонению» император Константин Великий послал в Херсонес епископа Капитона под защитою 500 воинов и военачальника Феоны. Предание говорит, что когда Капитон прибыл к язычникам, то они потребовали от него знамения в подтверждение свидетельства его о Боге, и что он с твердою верою в помощь Божию вошел в разложенный огонь и после продолжительной молитвы среди пламени вышел невредимым. Такое очевидное чудо поразило неверующих и убедило их в силе и истине Единого Бога христианского. Об этом чуде, совершенном Капитоном, сообщено было императору Константину, находившемуся тогда на Никейском соборе. Святой Капитон был несколько лет епископом в Херсонесе. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурею, и корабль, на котором он ехал, был занесен в устье Днепра. Жители той страны, суровые язычники, захватили корабль и всех бывших на нем потопили в море… 
        Церковь установила совершать 7-го марта (20 марта нов. ст.) память этих первых семи епископов, проповедовавших в Херсонесе Таврическом и Северном Причерноморье.
        Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианская вера распространяется на север в сторону Руси. В 988 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью Церкви для Руси.

Тропарь Херсонесским священномученикам:

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

 


Назад к списку