«ГОД ПРЕДЧУВСТВИЙ ПОТРЯСЕНИЙ, КОТОРЫХ НЕ ПРОИЗОШЛО» — протоиерей Георгий Коваленко об итогах 2011 года для Украинской Православной Церкви

 

Оценки и анализ церковных событий минувшего года в Украине, проблемы, вызовы и перспективы в информационной сфере — в интервью пресс-секретаря Блаженнейшего Митрополита Владимира, главы Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко специально для портала «Православие и мир».

События

        — Отец Георгий, каким минувший, 2011 год был для Украинской Православной Церкви?
        — Если смотреть на 2011 год с церковно-христианской точки зрения, то он был годом, за который нужно говорить: «Слава Богу за все!» Он вряд ли чем-то удивил или потряс верующего православного человека, но, наверное, иначе и не должно быть.
        С точки зрения церковно-общественных отношений или, скажем так, околоцерковных чаяний, можно сказать, что это был год предчувствий потрясений, которых не произошло.
2011-й можно назвать юбилейным. Исполнилось 20 лет независимости Украины, 1000 лет — Софии Киевской, древнему собору Киевских Митрополитов, 450 лет — Пересопницкому Евангелию, на котором Президенты Украины принимают присягу на верность народу.
        В этом году прошел Юбилейный Собор Украинской Православной Церкви — впервые за 19 лет. Юбилейным он был назван потому, что проходил после празднования 20-летия нынешнего статуса Украинской Православной Церкви, во время празднования 45-летия архиерейской хиротонии Блаженнейшего и в преддверии 20-летия его пребывания на Киевской кафедре.
        Вокруг Собора было много разговоров в СМИ и среди православных обозревателей, высказывались предчувствия и прогнозы каких-то переворотов. На самом деле Собор прошел достаточно спокойно, хотя и не без дискуссий. Решения на нем были приняты практически единогласно, а то, что высказались те, кто имел другую точку зрения, подтвердило, что наша Церковь объединяет разных людей. Что в ней вместе молятся Богу, живут и трудятся люди с разными взглядами на будущее Церкви, с разными взглядами на геополитические вопросы, люди разного социального уклада. Церковь продемонстрировала свою соборность и единство.
        С другой стороны, в связи с Собором мы впервые так явно столкнулись с информационной атакой на Церковь. Это был год, когда стали видны информационные кампании против Церкви, организованные сознательно или несознательно извне. Мы учились жить в этой ситуации, учились реагировать, и можем теперь сказать, что, слава Богу, эти информационные кампании не причинили Церкви вреда.

        Вторым событием года, которое и до сих пор определяет жизнь нашей Церкви, стала болезнь Блаженнейшего. Вокруг нее тоже было достаточно много разговоров, но нам удалось буквально с первого дня начать информировать верующих и общество о состоянии здоровья Предстоятеля, о его госпитализации, о диагнозах, которые были поставлены. Поэтому только те, кто, скажем так, имел не совсем «чистое око», додумывали сверх того, что в полном объеме, официально и правдиво рассказывалось через церковные СМИ.
        В этой связи у Церкви сегодня очень важный этап ее бытия, когда возрос уровень ответственности соборных церковных институтов. Болезнь Предстоятеля – это не смерть Предстоятеля. И эта болезнь заставила задуматься о месте Предстоятеля в Церкви, о его служении. И, как это ни парадоксально звучит, болезнь объединила Церковь вокруг Предстоятеля и вокруг молитвы за него, что является самым важным. 
        Болезнь Блаженнейшего послужила усилению единства Украинской Православной Церкви, как бы ни хотелось противоположного кому бы то ни было. Мы видим сегодня, что для тысяч верующих — это возможность и помолиться за Блаженнейшего, и понять, что Церковь – это не какая-то общенациональная корпорация или партия или государство в государстве.
        Все-таки Церковь – это Церковь, это богочеловеческий организм. Главой ее является Христос, и основные функции Предстоятеля –– объединять Церковь, молиться за нее, а уж потом управлять ею. А за постатеистический, постсоветский период уже образовались все необходимые институты, которые способны помогать Блаженнейшему в управлении церковным кораблем. Это и Священный Синод, заседание которого прошло в декабре 2011 года; и Управление делами, которое работает в ежедневном режиме; и Синодальные отделы, комиссии – фактически церковные министерства, которые координируют служение Церкви во всех направлениях. Это и епархии, которые управляются архиереями; монастыри, где есть наместники и настоятельницы; приходы, где совершают служение тысячи священнослужителей и церковнослужителей. И миллионы людей приходят в храмы, в том числе, помолиться и за скорейшее выздоровление Предстоятеля Церкви.

       Также 2011-й стал годом визитов Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Украину. Мы встречали Святейшего Патриарха Кирилла — в Харькове, Киеве, Луганске и Черновцах. Украину посетил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Феофил III. В Киеве пребывал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, впервые, кстати. Украину посещал и Предстоятель Польской Православной Церкви.
        Кроме того, были и печальные юбилеи – 25 лет Чернобыльской катастрофы, 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны.
        Это был год опыта проведения благотворительных мероприятий на центральных улицах и площадях столицы. В конце 2010 – начале 2011 впервые состоялась благотворительная Рождественская ярмарка «Три мешочка — от Николая до Рождества» на Майдане Независимости. Потом была благотворительная Пасхальная ярмарка в Лавре, а в конце 2011 года – на Крещатике и в Лавре параллельно проходили уже два мероприятия. Рождественская ярмарка продолжается и сейчас.
        Это опыт и благотворительности, и проведения массовых мероприятий за стенами храмов и монастырей, и помощь реальным детям, детским домам, людям с особенными потребностями. Думаю, эти проекты будут развиваться.
        В 2011 году в очередной раз проходила Пасхальная хоровая ассамблея, также связанная с 25-летием Чернобыля. Это достойное культурное событие в жизни как Церкви, так и всей страны, а «Чернобыльская Литургия», написанная архиепископом Ионафаном, в рамках ассамблеи исполнялась в нескольких городах Украины и даже за ее пределами, — в Германии и России.
        В 2011 году нас посещали великие святыни – мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы, мощи великомученика Димитрия Солунского. У нас уже сложилась традиция, когда Украину посещают святыни вселенского масштаба, и они не просто пребывают в каком-то одном городе, а фактически совершают крестный ход по всей стране. И особенность пребывания мощей великомученицы Анастасии – покровительницы больных и заключенных – в том, что святыня посещала не только кафедральные соборы и монастыри, но и больницы, и места лишения свободы – тюрьмы, следственные изоляторы, колонии. А мощи великомученика Димитрия – воинские части. Таким образом, прибытие святынь тоже носило просветительский и миссионерский характер.
        2011-й стал годом проведения масштабных форумов — и богословских, и культурных, и научных. Стоит отметить две конференции, которые за этот год провел реорганизованный Синодальный молодежный отдел, и ставший уже традиционным Фестиваль СМИ православных, и Международный фестиваль православного кино «Покров», прошедший уже 9-й раз, и Успенские чтения, которые проводились 11-й год подряд, и Покровские образовательные чтения, и те мероприятия и конференции, которые проходили в Киевских духовных школах. С каждым годом эти форумы становятся более масштабными, представительными, а с другой стороны, практическими и рабочими.
        Вот это если вкратце о событиях 2011 года.

Вред и польза информационных кампаний

        – Хотелось бы попросить Вас, как главу Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, также прокомментировать ситуацию с освещением этих ключевых церковных событий в СМИ.  Вы сказали, что информационные кампании вокруг Юбилейного Собора, а впоследствии, наверное, и вокруг болезни Предстоятеля, не причинили Церкви вреда. Но общество, в том числе, из-за критических публикаций в СМИ, и так смотрит на Церковь несколько настороженно. Вам часто приходится общаться с журналистами, давать комментарии светским масс-медиа. Как, на Ваш взгляд, общество сейчас воспринимает Церковь? Что оно видит: только лексусы, какие-то богатые приходы, или же и всё то доброе, что делает Церковь? И достаточно ли церковные информационные структуры делают для того, чтобы показать Церковь с другой, не только «финансовой» стороны?

        – Во-первых, нет предела совершенству. Синодальные структуры делают то, что могут, и то, что возможно в тех условиях, в которых мы находимся. И мне кажется, делают максимально эффективно, исходя из реальности сегодняшнего дня. Я вообще не сторонник мечтать о том, чего ты не можешь сделать. Но это не значит, что мы не понимаем, какие есть проблемы, вызовы и над чем нужно трудиться.
        Говоря, «информационные кампании не повредили Церкви», я имел ввиду прежде всего, что, несмотря ни на что не произошло потрясений внутри Церкви, не произошло разделения, тех событий, которые бы реально мешали людям идти по пути ко спасению. А то, что периодически появляются и «пользуются популярностью» сюжеты, показывающие Церковь в негативном ключе, в этом нет ничего необычного или страшного.
        С другой стороны, действительно, за этими сюжетами и за общей направленностью информационных посылов не видна подлинная природа Церкви. А, может, это и невозможно показать — на тех каналах и теми средствами, которые существуют в арсенале современного журналиста. Потому что чем больше сегодня окунаешься в информационное пространство, тем больше видишь, что изначально оно построено на принципах и по законам, нацеленным на раздувание конфликтов, негативных сторон и на сенсацию. А Церковь – это все-таки не место, где рождаются сенсации. Это не место, где основным является конфликт, где должна действовать реклама или зазывания. Церковь – это молитвенная тишина, это то, куда человек приходит от суеты, где ищет решения проблем и находит Бога, и, найдя Бога, меняет свою жизнь и свое отношение к жизни.
        В этом смысле мы должны быть благодарны тем светским СМИ и журналистам, которые пытаются рассказать о подлинной природе Церкви, о ее праздниках, их смыслах и традициях. Но в то же время мы можем поблагодарить и тех, кто пытается показать нам наш негатив. Ведь таким образом они помогают нам с одной стороны настроиться на покаянный лад, а с другой – исправить те недостатки, которые нам самим не видны. То есть, помочь вынуть бревно в нашем глазу, чтобы мы спокойно могли говорить современному обществу о его недостатках.
        Очень жаль, что не видны те 90% реальных священников, церковнослужителей и монашествующих, которые искренне и смиренно несут свое послушание в Церкви. Ведь храмы и монастыри сегодня открываются там, где закрываются школы и больницы. Священники едут в населенные пункты, откуда уезжает молодежь. Священники едут туда, где выживают старики на одну пенсию, и куда иногда не во всякое время года можно добраться. А приходы открываются, храмы строятся, и священники живут натуральным хозяйством, ездят на велосипедах, а не на лексусах. В этом смысле столица — не показатель. И столичное духовенство так же отличается от духовенства сельского, как и столичные жители отличаются от жителей небольшого городка или села.
        С другой стороны, наверное, духовенство должно смотреть на себя и глазами светских СМИ, и глазами простых людей. Это очень важно для того, чтобы не отрываться от людей, а быть добрыми пастырями – теми, кто способен и помочь, и утешить. Церковь – это место молитвы, но и социального служения также. Церковь – это место и благотворительности, и добрых дел. Очень важно, чтобы наши приходы были тем местом, где организовываются добрые дела, где люди научаются не только просить у Бога, но и помогать ближнему.
        В этом смысле, наверное, далеко не все служения развились до тех масштабов, которые хотелось бы видеть. Об этом много всегда говорят и Святейший Патриарх, и Блаженнейший Митрополит Владимир. Поэтому, я думаю, духовенству следует стараться развивать просветительское, миссионерское и благотворительное служение, идти в школы, вузы, что, к сожалению, на сегодняшний день не столь широко развито, как того хотелось бы.

«Церковь не молчит, Церковь молится»

        – Российская Федерация в конце года переживала потрясение в связи с выборами в Госдуму. Украину тоже сотрясали общественно-политические события, в том числе аресты лидеров оппозиции — Юрия Луценко, Юлии Тимошенко. И многие ожидали от Церкви действенного вмешательства – какого-то протеста, призыва, ведь арестованные деятели поддерживали нормальные, конструктивные отношения с Церковью, будучи при власти. Но Церковь молчит. Многие ее за это упрекают, считают, что она обязательно должна была что-то сказать, заявить о своей позиции.
     

  – Церковь не молчит, но и не протестует. Церковь молится. И этот ответ неформатен для современных СМИ.         Когда меня перед одним из эфиров спросили, как вы относитесь к тому, что Тимошенко и Луценко за решеткой, и почему ничего не говорите, я ответил: «А что мы должны говорить? Мы молимся». И журналист меня не понял…
Мне кажется, Церковь – это не место для митингов или протестов. Церковь – место для молитвы. Если у верующего христианина есть желание каким-то образом поддержать тех или иных политических лидеров, он не должен выступать с политическими проповедями в храме. Даже в этих, политических, вопросах христианин должен поступать по-христиански. В этом смысле молитва – это самое правильное, что нужно делать.
        Не нужно осуждать или поддерживать людей, выходящих на митинг, нужно молиться о спасении их душ, призывать их к миру, взаимному уважению, призывать их действовать в рамках заповедей, а не в рамках только Конституции.
Священнослужители тоже  граждане своего государства, мы все живем по его законам, все мы имеем те или иные политические взгляды, но мне кажется, что священнослужители свои политические взгляды должны проявлять во время тайного голосования или во время домашних разговоров «на кухне». А с амвона или перед телекамерами священники должны говорить не о политике, а о вере, о Церкви, о заповедях Божьих.
         Я недавно узнал, что один из основателей группы «Pink Floyd» написал классическую оперу. Опера о Французской революции, он работал над ней 12 лет. И когда я читал либретто и рецензию на эту оперу, меня заставила задуматься одна фраза — о том, что Католическая Церковь во времена Французской революции однозначно поддержала короля. Хотя среди персонажей оперы есть даже священник-революционер… И, может быть, поэтому Франция сегодня – одна из самых атеистических стран.
        Ведь во времена Октябрьской революции Патриарх Тихон не был столь категоричен. Он благословлял отпевать и красных, и белых. Он анафематствовал гонителей Церкви, но не обожествлял и не поддерживал церковным авторитетом систему власти как таковую. Может быть, это позволило спустя 70 лет Церкви возродиться.
Думаю, и нынешним церковным деятелям стоит скорее следовать примеру Патриарха Тихона, чем примеру Католической Церкви времен Французской революции. Не нужно поддаваться искушениям и стараться быть указателем в политических процессах. Церковь должна жить при любой политической системе, при любой форме правления, при любых государственных руководителях и всем — и правителям, и оппозиционерам — помогать идти по пути спасения.
        – Но многих, в том числе и журналистов, как раз вот это «помогать» и смущает. По примеру древних пророков, которые обличали власть, от Церкви и священнослужителей ждут каких-то вразумлений нынешним руководителям государства — в тех моментах, когда они реально неправы. А Церковь уже давно никого и ни в чем не обличает…
        – Почему Церковь не обличает власть. Кто вам такое сказал?
        – Есть примеры?..
        – Игорный бизнес в Украине. Почитайте те заявления и письма, которые направлял в центральные органы власти Блаженнейший Митрополит Владимир. Или заявления в связи с принятым недавно Законом о сборе и защите персональных данных…
       Но нужно понимать, что церковное обличение должно иметь целью защиту христианской морали. И Церковь должна обличать, когда имеются свидетельства о нарушении заповедей или подталкивании к нарушению заповедей…
        Но вы посмотрите, о чем сейчас говорят политики. Тот или иной политический вектор развития страны, те или иные формы управления или формы сбора и учета налогов — это не те вопросы, в которых Церковь должна быть главным экспертом. А когда речь идет о моральных вопросах, Церковь не молчит.
        Если же вспоминать пророков, то религия в ветхозаветные времена не была отделена от жизни народа, государства, и религию исповедовали в обязательном порядке все. В наше время Церковь отделена от государства, государство открыто исповедует свою секулярность. 
        И сегодня, если Церковь обличает, то скорее делает это где-то в личной беседе. Общение иерархов Церкви с руководителями государства строится по той же схеме, как и общение священника со своими прихожанами. Просто уровень разный, а принцип – один и тот же.
        И то, что видно со стороны, очень часто не отображает всего, что происходит на самом деле. Очень легко осуждать другого человека за его грехи, но при этом мы не видим его внутреннего мира. К тому же Иоанну Крестителю Ирод ведь приходил для общения…
        В этом смысле, когда идет процесс воцерковления, Церковь, скорее, склонна к икономии (снисхождению). А когда уже человек воцерковился, тогда она может применять и акривию (строгость). То есть, обличения, применение церковных прещений действенно тогда, когда человек это принимает сам. Как это ни парадоксально, но отлучить от Причастия можно того, кто причащается, и кто знает ценность Причастия. Пока же человек этой ценности еще не понял, прещения либо бессмысленны, либо просто станут профанацией таинства.
        Поэтому пока идет воцерковление общества в целом, и в том числе воцерковление руководителей страны, я не думаю, что обличение — лучший способ приведения людей, общества и руководителей ко Христу.
        Тем более, есть свои особенности у людей, обладающих властью, большими средствами, возможностями… Вести среди них просветительскую работу — дело довольно непростое.

 «Проповедуйте, пока есть такая возможность»

        – В последние годы в нашем обществе активно развивается тема PR Церквей и религиозных организаций. В этой связи можно сказать, что сейчас церковные структуры Украинской Православной Церкви как самой большой, мощной и известной в Украине конфессии работают на то, чтобы отвечать на те информационные поводы, которые задает общество. Как Вы думаете, в будущем году, да и вообще в дальнейшем могут ли выйти информационные структуры, в частности, возглавляемый Вами отдел, к обществу со своими темами? Сможет ли Церковь задавать тон в светском информационном пространстве?

        – Я с сожалением наблюдаю процесс секуляризации СМИ, общую тенденцию к еще большему вытеснению религиозной тематики на периферию. Хотя вроде бы сегодня мы еще присутствуем в эфирах, в программах, но уже сейчас становится понятным то, о чем всегда говорил Блаженнейший, и что нас всегда удивляло (по крайней мере, лет 5-10 тому назад). Он говорил: «Проповедуйте, пока есть такая возможность». И предел этой возможности, к сожалению, уже начинает потихоньку вырисовываться.
        Поэтому задача Церкви не самопиариться, а проповедовать при помощи всех тех возможностей, которые у нее есть: при помощи газет, журналов, телевидения, интернета. С использованием всех видов СМИ давать комментарии всем, кто их просит. Перефразируя новозаветную цитату, давать комментарии с кротостью и смирением.
        В этом смысле мы должны продолжать то, что начали, и стараться создавать новые проекты.
        Меня больше волнует сегодня незначительность нашей аудитории. Незначительность с точки зрения посещения, просмотров, с точки зрения того, что не только СМИ не уделяют столько внимания религиозной тематике, как нам бы того хотелось, но и люди особо не интересуются религией, Церковью.
        Поэтому не стоит мечтать конкурировать с центральными телеканалами, стоит повнимательнее посмотреть, кто наша аудитория, какие вопросы она задает. Не «метать бисер», расходуя большие бюджеты, а постараться создавать проекты в соотношении цена-качество, которые были бы эффективны и доходили до нашего конкретного потребителя – человека. Потому что за прожектерством и масштабностью можно не заметить реальной церковной жизни и не заметить тех реальных вопросов, которые задает человек.
        Нам сегодня современные средства коммуникации открывают потрясающие возможности для общения, для интерактивности, для вопрошания и ответа на вопросы. И где же эти вопрошающие и отвечающие, где эти реализованные возможности общения?
        Безусловно, мы должны сотрудничать со светскими СМИ – для нас это миссионерское и просветительское поле. Но мы должны создавать и внутрицерковные проекты, не стесняясь того, что иногда уровень наших районных церковных газет выглядит недостаточно презентабельно с точки зрения столичного или общенационального издания. Но если мы посмотрим на аналогичную районную газету светскую, мы увидим, что это газеты примерно одного уровня. Следовательно, не надо этого стесняться.
        Все наши проекты создают конкретные люди, и мы живем в эпоху социальных сетей, поэтому мы получили ту возможность, которая традиционна для Церкви, – передача Евангелия (благовестия) от человека к человеку, от сердца к сердцу, от личности к личности.
        Эту возможность нужно использовать, и при этом сильно не переживать, если наш рейтинг с точки зрения привлекательности для рекламодателей (а ведь именно на этом он и основывается) не такой высокий, как у центральных каналов. Потому что мы не деньги пришли зарабатывать в информационную сеть, мы пришли проповедовать Христа. Нам «пиарить» ничего не надо, нам нужно вести грамотно просветительскую работу. Нужно рассказывать людям о Церкви, о Боге при помощи тех средств, которые есть, максимально профессионально, максимально интересно, но при этом не в ущерб смыслу, сути и без лжи.

12 января 2012

Юлия Коминко


Назад к списку