Разработка сайта:
Главный редактор - наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
18 декабря 2012 года на 88-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко).
22 декабря 2012 года Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил заупокойную Божественную литургию по почившему духовнику Свято-Успенского Одесского мужского монастыря схиархимандриту Ионе (Игнатенко) в сослужении Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Балтского и Ананьевского, Преосвященнейшего Евлогия, епископа Сумского и Ахтырского, ректора Одесской духовной семинарии архимандрита Серафима, наместников Свято-Константино-Еленинского Измаильского и Свято-Иверского Одесского мужских монастырей архимандритов Сергия и Диодора, а также многочисленного духовенства, прибывшего из различных епархий Украинской и Русской Православных Церквей.
После завершения литургии митрополит Агафангел обратился к десяткам тысяч верующих, собравшихся в этот день, чтобы попрощаться с батюшкой, с архипастырским словом, в котором рассказал о нелегкой жизни и праведном служении почившего старца.
Затем митрополит Агафангел совершил чин погребения схиархимандрита Ионы, на котором молились мэр Одессы А.А.Костусев, Первый Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева, народные депутаты Украины, руководители государственных органов власти, правоохранительных органов, известные политические деятели, представители общественности.
После окончания заупокойного богослужения гроб с телом старца был обнесен крестным ходом вокруг собора, а затем на братском кладбище Свято-Успенского мужского монастыря Высокопреосвященнейший Агафангел совершил литию по почившему духовнику обители. После последних архипастырских молитв тело схиархимандрита Ионы было предано земле.
«А потом вдруг пришел момент, когда понял, что все, жить так нельзя, пора душу спасать...»
«...жизнь становится ценной, когда ты ее проживаешь честно перед людьми и Богом, когда твой советник — совесть!»
«Хорошо быть монахом! Вот ты женишься — сколько у тебя детей может быть? А я не женат, зато знаешь, сколько у меня детей много? Я такой многодетный!»
Сам человек никак не может спастись, только Господь нас спасает. А раз Господь спасает, то что нам надо основное делать?.. Надо молиться и трудиться — «Господи поможи, а сам не лежи».
Мы осиротели — ушел великий старец, праведник, подвижник благочестия, хранитель Слова Божия, делатель нивы Божией. Три дня десятки тысяч почитателей схиархимандрита Ионы нескончаемым потоком со всех концов Украины, России, Молдовы хлынули в Свято-Успенский одесский патриарший монастырь. Отец Иона навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался к нему за советом.
Имя духовника монастыря, ученика прп. Кукши Одесского было хорошо известно православным русским людям. Старец Иона обычно принимал исповедь недалеко от святых мощей прп. Кукши в Успенском храме монастыря. Последние годы у кельи старца, которая находилась у ворот монастыря, всегда толпилось множество людей. Некоторые занимали очередь с 4-5 часов утра.
Схиархимандрит Иона не только наставлял и утешал многих людей, укреплял в вере, но мне приходилось много слышать от православных одесситов об исцелениях по молитвам старца. Сам же отец Иона последние годы тяжело болел
— онкологическое заболевание позвоночника. Врачи говорят, только чудом можно назвать то, что отец Иона жил последние годы. Так бывает
— старцы, исцелявшие многих, сами со смирением несут крест тяжелых болезней.
Мне всегда казалось, что схиархимандрит Иона чем-то напоминает Афонских и Глинских старцев. Необыкновенное смирение и дух любви отличали монаха Иону всегда.
Еще будучи простым монахом Иона окормлял многих людей. Рассказывает москвич В. духовное чадо о. Ионы: «как-то мне сказали: будешь в Одессе, постарайся встретиться с монахом Ионой». Я помню, как первый раз меня привели в Успенский монастырь к отцу Ионе. Он отправлялся на послушание, шел с косой на плече в поношенном подряснике с заплатами, а вокруг простого монаха собралась большая группа православных людей, которые желали получить ответы на свои духовные вопросы.
В то время я услышал удивительную историю, которая произошла в Успенском монастыре. Покойный митрополит Сергий стал выговаривать братии, что многие ходят в старых поношенных подрясниках. Все стояли, слушали упреки архиерея. Но когда подходили под благословение, неожиданно появился монах Иона, который исполнял послушание дизелиста.
Подойдя под благословение, отец Иона наклонился и на глазах у всех вытер испачканные машинным маслом и соляркой руки о шелковый подризник митрополита Сергия, а затем, смиренно взяв архиерейское благословение, ушел. Надо сказать, что и митрополит Сергий проявил смирение и мудрость, достойную старца. Ни слова не сказав о поступке монаха, владыка прислал монахам обители, у которых были самые худые и залатанные одежды, новые подрясники. В том числе и отцу Ионе.
У схиархимандрита Ионы в келье среди икон стоял всегда портрет Александра Васильевича Суворова. Старец называл Суворова Русским Архистратигом и считал святым. Старец говорил, что полководец был великим молитвенником и побеждал с помощью Божией, благодать Святаго Духа укрепляла Русского Архистратига.
Отец Иона еще до прославления святых Царственных мучеников благоговейно почитал их. По мировоззрению отец Иона был монархистом. Старец верил, что если будет искреннее покаяние, то Милостивый Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной восстановит Святую Русь во главе с Православным Царем — Помазанником Божиим.
Некоторые духовные чада батюшки говорили, что старцу было видение Матери Божией, в котором было открыто, что спасаться он должен в Успенском монастыре в Одессе. Есть свидетельство одного из келейников старца — «Подробно о своей молодости старец не рассказывал. Но одну историю я запомнил. Как-то ночью он пахал и нечаянно заснул за рулем трактора. Внезапно проснулся, видит — в свете фар перед трактором стоит женщина. Он заглушил мотор, выскочил — никого нет. А на том месте, где женщина стояла, обрыв. Отец Иона говорил, что это Богородица его от смерти спасла».
Но на послушание в монастырь в то советское время попасть было непросто. Успенский монастырь — это особенный монастырь. Его история тесно связана с именами и деятельностью таких выдающихся людей и святых как прмч. Парфений Кизилташский, прмч. Владимир, прп. Кукша Одесский, епископ Порфирий Успенский, митрополит Гавриил Банулеско-Бодони, архиепископ Никон Петин, митрополит Сергий, Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Святейший патриарх Пимен и многие другие выдающиеся личности...
По преданию митрополит Киевский и Галицкий Гавриил (Банулеско-Бодони), экзарх Молдовлахийский еще в 1804 году, находясь в Одессе, выразил свое восхищение чудесным видом и расположением дачи Александра Теутула.
Узнав о желании Александра Теутула построить здесь церковь и маяк, он вскоре благословил благоустроить на этом месте общежительный мужской монастырь.
В 1814 году на пожертвованной земле было основано архиерейское подворье, а в 1820 году митрополит Гавриил ходатайствует об устройстве мужского монастыря. В 1824 году ходатайство окончательно утверждено.
Таким образом, в первой четверти ХIХ века на юге России появляется Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, который на протяжении двух столетий был центром духовности и благочестия. Здесь неустанно молятся о том, чтобы Бог даровал мятущемуся миру мир и благоденствие, чтобы Господь привел заблудших в лоно Православной церкви, о стяжании Духа Святого, о научении всех правде Божией, о пробуждении дремлющих в греховности к покаянию.
Среди братии монастыря много духоносных старцев, к которым обращаются сотни, тысячи людей со всех концов Святой Руси. Свято-Успенский монастырь стал великой школой духовной жизни.
Сегодня, когда на Святой Руси возрождается благонравие, возрождаются традиции монашеской жизни, наше общество все более испытывает острую потребность в укреплении духовных и нравственных начал. Особенно важное значение приобретает жизненный опыт лучших из лучших старцев-монахов, таких как: архимандрит Иоанн Крестьянкин, архимандрит Кирилл (Павлов), схиархимандрит Зосима (Сокур), протоиерей Николай (Гурьянов) и, конечно, наш одесский старец — схиархимандрит Иона (Игнатенко).
Схиархимандрит Иона (в миру Игнатенко Владимир Афанасьевич) родился на Кировоградщине 10 октября 1925 года, в крещении назван в честь равноапостольного князя Владимира. Он был девятым ребенком в семье. Время было тяжелое, безбожное. Его матери было 45 лет, когда она родила маленького Владимира. Родители были верующими людьми — отец Афанасий, мать Пелагия. Жили очень бедно, но радостно — с Богом, под Покровом Пресвятой Богородицы. В семье была одна лошадь и две коровы. Как вспоминал батюшка Иона: «Новая власть пришла нас раскуркуливать. Семью из одиннадцати человек! Какие же мы кулаки?.. Одна из причин раскулачивания была в том, что мы не скрывали своей веры в Бога, посещали церковь».
Батюшке Ионе любовь к Богу и людям прививали с детства. Он частенько своим духовным чадам рассказывал о тяжелом крестьянском труде и крестьянском благочестии, о своем детстве.
В 30-е годы ХХ века борьба с церковью достигла своего апогея, разрушались храмы и монастыри. Священнослужителей и монахов ссылали в Сибирь. В Одессе тогда осталось всего 3 храма. В эти годы маленький Владимир пошел в школу. Часто батюшка рассказывал:
«Когда приду со школы, подойду к маме и скажу... В школе говорят Бога нет, а мама мне отвечает — не верь Володя, Бог есть. Без Бога не до порога, молитва и труд все перетрут. Эти слова матери помогают мне и сейчас».
«Молитва и труд — два крыла», — часто говорил батюшка Иона своим духовным чадам.
В 1937 году батюшка Иона заканчивает четырехлетнюю школу и вскоре переезжает в Грузию. С 1941 года, в возрасте шестнадцати лет, работает на нефтяных промыслах до 1948 г. После войны переезжает в Молдавию, где проживает до 1970 г.
Впервые пришел батюшка в Свято-Успенский патриарший мужской монастырь в 1964 году, когда проживал в Молдавии.
Год этот для обители особенный — 24 декабря 1964 года преставился преподобный Кукша Одесский. Почитатели старца видят в этом промысел Божий — на смену одному старцу пришел другой.
В 1971 г. отец Иона принят в число братии Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.
«Борьба против себялюбия тяжела, но все совершается в этом мире по благодати Божией».
25 марта 1973 года послушник Владимир был пострижен Высокопреосвященнейшим Сергием (Петровым), митрополитом Одесским и Херсонским в иночество.
Любовь, кротость, смирение, всепрощение, незлобие, непамятизлобие, неосуждение, необидчивость — все это с Божией помощью приобрел старец за годы пребывания в монастыре, и передавал своим духовным чадам.
8 апреля 1979 года отец Иона был пострижен в монашество наместником Свято-Успенского монастыря архимандритом Поликарпом в честь свт. Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца (31 марта/13 апреля).
22 февраля 1990 года посвящен в священнический сан викарным епископом Иоанникием (вскоре ставшим митрополитом Луганским и Алчевским), в Свято- Успенском храме Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.
В 1993 году дорогой батюшка Иона становится игуменом, а 22 апреля 1998 г. получает сан архимандрита. Еще будучи игуменом, батюшка становится одним из духовников Свято-Успенского мужского монастыря.
И вот до недавнего времени в этой обители батюшка, пройдя путь от послушника до схиархимандрита и духовника монастыря — всех, кто обращался к нему, наставлял, принимал, вразумлял, вымаливал, учил жить всегда с Богом, благодарить Бога — и за скорбь, и за радость.
«У схиархимандрита Ионы три небесных покровителя, — говорил владыка Агафангел, — святой равноапостольный Владимир, святитель Иона, митрополит Московский, в честь которого он принял свой первый постриг, и в схиме пророк Иона. Благодатные качества сих трех великих святых Православной церкви по благодати Божией присущи старцу Ионе и его подвижнической жизни».
Последние десятилетия схиархимандрит Иона был духовником Свято-Успенского монастыря в городе Одессе. К старцу приезжали не только со всей Украины, но и из Сибири, с Урала, из Москвы. Среди духовных чад схиархимандрита Ионы много наместников монастырей, настоятелей храмов, монашествующих и простых мирян. Старец с одинаковым вниманием принимал всех — и высокопоставленных правительственных чиновников, и простых селян и рабочих. Думаю, что каждый, кому по милости Божией довелось побеседовать со старцем, навсегда запоминал встречу со схиархимандритом Ионой.
Тяжело болея, старец Иона продолжал принимать народ. Рассказывают, что даже за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лежа в постели, он продолжал прием. Сам митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечились, а люди сильно вас утомляют». На что отец Иона отвечал: «А зачем же я лечился? Я ведь для того и послан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» Разве может такая любовь к людям исчезнуть с переходом души старца ко Христу Спасителю — Источнику Любви. Мы знаем, что в Вечности батюшка Иона не перестанет молиться о нас, грешных.
Схиархимандрит Иона любил людей. Его чуткое сердце принимало всех, кто хотел послужить Богу, людям, Отечеству. Одно его присутствие с неподдельной искренностью внушали Любовь, Веру и Надежду.
Схиархимандрит Иона свято верил, что Господь и Божия Матерь не оставят Святую Русь. Скорбел схиархимандрит Иона о том, что политики отрывают Украину от России. Батюшка говорил: «нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит».
Кто испытывал нужду или необходимость в духовном окормлении, в утешении или помощи батюшки, всегда попадал к нему! Часто старец сам подходил к нуждающимся. Рассказывает раба Божия Лидия: «Мы живем в Тульчине. Я давно хотела увидеть старца и попросить его помолится о моей семье. Наконец удалось собраться и мы поехали в Одессу с паломниками в Свято-Успенский монастырь, чтобы приложиться к мощам прп. Кукши Одесского. Когда мы приехали в монастырь, мы узнали, что отец Иона вернулся с Афона. Но все говорили, что мы навряд-ли его увидим. А я надеялась и произошло невероятное я не только его увидела, но и получила от него благословение, когда я ставила свечу он сам ко мне подошел и... поправил мою свечу! ... и помазал елеем!»
Батюшка Иона учил, что не надо гнаться за мирскими вещами, а прежде всего надо ценить жизнь и вещи духовные. «Нужно просить Господа о спасении наших душ». Рассказывает раб Божий Вячеслав: «мы несколько раз были у отца Ионы, в силу семейных обстоятельств — у нас многодетная семья — мы не были у него как-то более полугода, какова была радость, когда мы смогли посетить его и вдруг услышали, — как там Виталик?.. (это наш старший сын). Батюшка назвал наши имена и поговорил с нами, хотя мы видели его в то время всего один раз и после того у него было множество посетителей. Мы явственно ощутили его молитвенную поддержку и помощь. Вскоре я смог получить хорошую работу, а поведение моего сына (тогда очень непослушного подростка) во многом исправилось. В другой раз мы пришли в монастырь с другом моего сына: он очень хотел увидеть батюшку (тогда еще архимандрита) Иону. Они ждали очень долго, но тут вышел монах и попросил помочь перенести много тяжелых вещей и разгрузить машину мы пошли помогать, а он остался, но так и не дождался и огорченный ушел, — а нам повезло, когда мы вернулись, вышел келейник и именно нас провел к старцу!
Кроме благословения мы получили еще по подарку, дивны дела Твои Господи!»
Когда батюшка сильно болел, он очень беспокоился о людях, которые ждали его и специально приезжали к нему — очень часто он посылал к ним своего келейника с каким-то посланием или подарком. Было большим утешением, когда выходил келейник и раздавал фрукты или печенье... разное... это все с благословенной руки отца Ионы. Келейнику можно было передать записочку с просьбой».
Отец Иона говорит: «Одному Богу жалуйся, у него проси, от него помощи жди... «Да исцелит вас Господь!
Отец Иона удивительный старец за духовным советом к нему приезжали как простые миряне, так и «сильные мира сего». Многие, кто видел его, говорили: «Через него говорит Бог!»
Тепло вспоминает о встречах с батюшкой Ионой раб Божий Андрей, редактор одной из православных газет: «Он многому научил меня и, прежде всего, снисходить к недостаткам и немощам людей». Четырнадцать лет тому назад мне посчастливилось совершить вместе с отцом Ионой паломничество на Святую Землю. «Крест-мощевик, который он подарил мне тогда — всегда со мной».
Старец когда то сказал: «...жизнь становится ценной, когда ты ее проживаешь честно перед людьми и Богом, когда твой советник совесть!»
Батюшка был прост в обращении, он не имел богословского образования, но Господь открывал ему многие тайны.
Однажды батюшка вышел из алтаря и сказал одной женщине: «реши сама, нужна тебе моя помощь или нет...» косвенно уличив ее в сомнении.
Многих удивляла его прозорливость. «Когда-то, когда к батюшке подойти можно было свободно, случился у меня на работе конфликт с руководством. И так меня прижали, что решила уж пожаловаться на свое начальство. По дороге на работу заехала в монастырь. Батюшка встретил меня на пороге храма со словами: — ты где награды хочешь? Здесь на земле или в Царстве небесном? Я опешила. А о. Иона велел мне немедленно ехать на работу, никому не жаловаться, а как начальнику вышестоящее руководство устроит головомойку и он обвинит во всем меня, не оправдываясь, попросить прощения. Так и сделала. Тяжело было. Заболела. А за время болезни начальника сняли» (Раба Божия Елена).
Необычный случай описал Куцив Владимир Артемьевич, который был потрясен прозорливостью старца. Два года тому назад он невольно стал свидетелем следующего. Один из его друзей, отец четырех сыновей, имел постоянные конфликты с тещей. Когда теща узнала, что ее дочь беременна в пятый раз, она устроила скандал и то ли в шутку то ли в серьез сказала зятю — если опять родится мальчик, съедете с квартиры. Перепуганный и растерянный он рассказал мне эту историю. Не знаю, почему я сказал ему — давай поедем к старцу Ионе. Я хочу подарить ему свою книгу «Истина», а вы обратитесь к нему со своей просьбой. Мы взяли его супругу и поехали в монастырь. Нам повезло, когда мы приехали, батюшка Иона встретил нас и первое, что сказал мне после того как я ему протянул книгу — «давно жду ее», хотя я его видел лично давно, еще в 2001 году. После этого подозвал супругу моего друга и целый час молился. Вскоре она родила дочь».
Отец Иона был очень внимателен к тем, кто его окружал — вот отрывок из воспоминаний, преподавателя Полтавской духовной семинарии Антона Павловича Копача, который в бытность свою послушником Свято-Успенского монастыря несколько лет исполнял обязанности келейника отца Ионы: «как и многие, я мечтал о таком духовном наставнике, молился об этом. Но даже и предположить не мог, при каких обстоятельствах мне доведется попасть к отцу Ионе. Келейников ему тогда не нужно было вовсе. Он очень самостоятельный был и вполне мог бы ухаживать за собой сам. Отец Иона страдал болезнью ног. Каждый вечер он их парил. Нужно было принести ведро горячей воды, а после процедуры смазать ноги лечебной мазью. Это послушание нес послушник по имени Яков. По благословению отца Ионы он ушел на Афон, после отъезда Якова с 1998 до 2001 год я был у него келейником, если можно это так назвать. Помню, как я впервые пришел к нему с ведром горячей воды. Постучался, сказал, зачем пришел. Заходи, говорит. Пока я делал процедуру, отец Иона молча молился. Потом сказал: «Все у тебя будет хорошо. Бог все даст». С этими его словами в памяти и в душе я жил и живу все эти годы. К иеромонаху Ионе как-то приехал его родной брат. Я несу воду и слышу, как брат говорит обо мне: «Зачем он тебе нужен, чего он тут ходит?» А отец Иона на это отвечает: «Это не он мне нужен, а я ему».
Пока отец Иона парил ноги, я читал вслух молитвенное правило или книгу — то, что он попросит. Любимой его книгой были поучения преподобного Силуана Афонского.
Афон занимал особое место в сердце старца. Он неоднократно бывал там и всегда с душой говорил о Святой горе. Он очень хотел туда уехать. В Великой
Лавре к нему очень почтительно относились. Но отец Иона всегда говорил, что Богородица указала ему место в Свято-Успенском монастыре, и что Ее воля на то, чтобы он был здесь».
Это был человек великого смирения. Это абсолютное смирение проявлялось буквально во всем. Скольким людям батюшка утер слезы, скольких привел к вере, знает только один Господь. Для меня лично батюшка был опорой, отрадой и утешителем, молитвенником на протяжении многих лет. Сколько любви к людям у него было! Он даже на смертном одре, за два дня до смерти принимал людей. А как мы его не жалели! Я никогда не забуду, как глубокой осенью, люди уже в теплых куртках и шапках, по дороге с храма в келию окружили его и долго-долго не отпускали одетого в легкий подрясник. Батюшка уже аж синий от холода, но терпеливо благословлял, что-то раздавал. И никому не пришло в голову, что батюшке очень холодно и его пора отпустить. Батюшка, простите нас. Сколько раз я стремглав бежала в монастырь, чтобы получить благословение, отдать записочку с просьбой о молитве. Или хотя бы издалека увидеть его и сразу на душе становилось спокойно. Батюшка имел удивительную способность, при общении с ним или просто видя, как он что-то говорит на пользу души, как-то сразу все проблемы и печали с которыми ты пришел, уходили на задний план, а на первом сразу становились мысли о будущей жизни, о вечности, о Боге, появлялось какое-то спокойствие, силы дальше жить, терпеть скорби, открывалось как-бы «второе дыхание» и ты уходил всегда утешенным (из воспоминаний рабы Божией Лидии).
«11 лет назад у меня был момент, когда я хотела покончить жизнь самоубийством (в 21 год). Именно в этот момент меня остановили и рассказали об о. Ионе. Пошла в церковь, попросила у батюшки благословения на дорогу к старцу и поехала в монастырь. Перед поездкой несколько дней постилась, чтобы по приезду исповедаться и причаститься, всю дорогу читала молитвы.
Это был выходной день, и народу было очень много. Некоторые уже с вечера, а я приехала в 6 утра. Заняла очередь (была примерно 15-й) и пошла в храм. После службы монахи привели старца в келью. Люди сразу вошли, сколько могли поместиться, и уже была я не 15-ой, а примерно тридцатой в очереди. Мне оставалось только стоять на улице и молиться. Были, конечно, мысли, осуждающие других, но я гнала их подальше и ещё сильнее думала о молитве.
В келью на беседу в тот день так и не попала и очень расстроилась, но смирилась. Когда о.Иона уже уходил, подумала: «Наверное, Бог считает, что я не готова». И в этот момент он подошёл ко мне сам. Не сказал на что, но дал благословение. И только спустя много лет я понимаю, что он благословил мои мысли, потому что с того дня я стала рассуждать иначе. У меня появилось внутри какое-то равновесие и уверенность в завтрашнем дне
И потом, в течение пяти месяцев, каждую неделю я приезжала в монастырь и каждый раз попадала к о. Ионе или в келью, или на исповедь, или он просто подходил ко мне после всех, молча мазал маслом и шел дальше.
Из всех встреч и бесед с ним не то что поняла, а прочувствовала, что надо уметь внутри смириться с любой жизненной ситуацией. Но только душой и духом, а дело продолжать. Смирение — это равновесие души и духа. Бог радуется смиренным духом, как родители радуются послушному ребенку». К сожалению, не знаю автора этих слов, но позволил себе привести их в этой небольшой статье, потому, что выводы, которые сделала эта мудрая девушка после встречи с батюшкой, очень созвучны с рассказом другой моей знакомой, которая получила духовное равновесие и уверенность в завтрашнем дне по молитвам дорогого старца.
«...Это первый человек, который показал мне, что чтобы быть в этой жизни «БЫТЬ» с большой буквы, чтобы быть счастливым, иметь спокойствие в душе — для этого не нужно иметь идеальное здоровье, карьеру, кучу денег, успех, и т. п. Я, будучи подростком, думал, что жизнь ценна тогда, когда есть здоровье, успех, деньги. Так вот, это не так. Спасибо отцу Ионе, и таким как он, за понимание того, что жизнь становится ценной, когда ты ее проживаешь честно перед людьми и Богом, когда идешь по пути сердца, своей настоящей совести. и тогда не важно — в чем ты беден или богат!» (р. Б. Александр).
Ему досталась тяжелая участь, он принимал всю боль и слезы, которые приносили паломники в монастырь. Он и сам был для многих как бы последней надеждой и защитником.
Рассказывает Игорь Жданкин, художник, иконописец: «Одно время мне часто удавалось исповедоваться у отца Ионы. Иногда во время Вечерни в Успенском храме меня пускали в пономарку, туда же из алтаря выходил батюшка и принимал исповедь, как всегда с огромным участием, теплотой и искренним сопереживанием. Какое сердце не растает от такой любви, и кто измерит, сколько тонн груза мы оставили под Его епитрахилью! Поэтому и стремились к Нему отовсюду здравые и недужные, богатые и нищие, отцы, архиереи, монахи, верующие и безбожники. Всех принимал, за всех молился, и на всех хватало любви Христовой.
Как-то летом приехал к нам на отдых знакомый священник с семейством из-под Киева, о. Владимир. И конечно же пожелал встретиться со Старцем. Мы приехали в монастырь, приложились к мощам преподобного Кукши, поставили свечи, и немного побыв в храме, узнав, что отец Иона находится в пономарке, поспешили к нему. Нужно сказать, что это было в то время, когда он сломал бедро и с трудом передвигался при помощи костылей. Поэтому он находился не в алтаре, а сидел на стульчике у входа в алтарь и слушал кафизмы. Батюшка, благословите... Бог благословит... Отец Владимир опустился на колени и стал исповедоваться. Я отошел, стал поодаль, метра на два-три ближе к дверям пономарки, и уже совершенно их не слышал. Прошло какое-то время минут может 10-15, как вдруг из алтаря с гневом выходит престарелый монах и очень грубо и как-то злобно сквозь зубы как закричит — ты что, Иона, не слышишь? — В храме молитва идет, а ты тут болтовней занимаешься, а ну, прекращай! Тут внутри меня так все и вспыхнуло. Да, кто ты, мол, такой указывать, да еще кому — самому отцу Ионе, да исповедь ведь — не болтовня, и все это кипит во мне с ругательствами и негодованием... А отец Иона берет костыль, с трудом встает со стула, кланяется старчику до земли, с болью подымается, смотрит ему в глаза и слезным голосом - ПРОСТИ МЕНЯ, БРАТЕ... Монах посмотрел, молча кивнул головой и растворился в глубине алтаря. Не знаю как он, а я прятал свои слёзы, слезы стыда и горечи от своего ничтожества и гордыни, которая так отчетливо проявилась на фоне святого смирения... ».
А вот отрывок из другого воспоминания: «Исповедовал отец Иона в приделе Успенского храма. Придел тесный, люди его обступят тесной стеной, воздуха нет. А он сидит там со своими больными ногами и до службы, и всю службу, и после службы. Все исповедует. Уже другие священники закончили и ушли в алтарь, а вокруг отца Ионы все толпа исповедников стоит. Огромная популярность в народе была для отца Ионы тяжким крестом, который он безропотно нес. Его постоянно окружали люди, их почитание. И не просто почитание, а почти обожание. Внешне слабый, больной, все терпел, никого не укорил. Это было его мученичество, его Голгофа. Вокруг него было много людей, не совсем адекватных».
Многие люди приходили к старцу за советами. Говорят, отец Иона, благословите сделать то-то и то-то. Отец Иона повздыхает, помолится: «Бог вам в помощь!». И никогда не спорил с людьми, даже если был с чем-то не согласен. Смирение для него было главным. Рассказывает раб Божий А.: «Я несколько раз был в келье у старца. Его келья в угловой башенке на втором этаже зимой была холодной, летом — ужасно жаркой, так как выходила окнами на солнечную сторону. К тому же, постоянно, продымленной — внизу был душ с печным подогревом. Когда дважды в неделю разжигали эту разбитую печку, дым просачивался вверх, где жили старички-монахи, в том числе — отец Иона. Пожилой и больной, он никогда не жаловался на это. Спал он на полу. Кровать в келье была, но она, как правило, была вся заставлена книжками и другими вещами, подарками, которые приносили отцу Ионе люди. Своим гостям он часто давал что-нибудь с этой кровати».
18 декабря 2012 года на 88-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни старец тихо отошел ко Господу.
22 декабря Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил заупокойную службу по почившему духовнику Свято-Успенского Одесского мужского монастыря схиархимандриту Ионе (Игнатенко) в сослужении Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Балтского и Ананьевского, Преосвященнейшего Евлогия, епископа Сумского и Ахтырского, ректора Одесской духовной семинарии архимандрита Серафима, наместников Свято-Константино-Еленинского Измаильского и Свято-Иверского Одесского мужских монастырей архимандритов Сергия и Диодора, а также многочисленного духовенства, прибывшего из различных епархий Украинской и Русской Православных Церквей.
После завершения литургии митрополит Агафангел обратился к десяткам тысяч верующих, собравшихся в этот день, чтобы попрощаться с батюшкой, с архипастырским словом, в котором рассказал о нелегкой жизни и праведном служении почившего старца. Со слезами на глазах и скорбью в голосе Владыка подчеркнул, что будущий духовник обители родился в многодетной крестьянской семье, где было 11 детей, и с самого детства тяжело трудился, чтобы выжить в те трудные и голодные времена.
В 1971 году, уже зрелым человеком, он прибыл в монастырь и смиренно трудился на многих послушаниях: занимался хозяйственными работами, косил траву, ухаживал за животными.
Отец Иона, не имея высшего светского образования, здесь, в обители, в посте и молитве прошел трудную монашескую школу, духовно восходя по всем ступеням — от послушника до духовника монастыря. Десятки тысяч людей приходили к нему в келью и будут приходить к нему на могилку, чтобы испросить его молитв о страждущих и обременных, болящих и скорбящих. И никому старец не отказывал, принимая на себя эту боль и духовную немощь. Примером для него был преподобный Кукша, который также посвятил свою жизнь служению Богу и людям и в стенах этой обители несший свой нелегкий крест духовничества. Много общего было у отца Ионы и с преподобным Серафимом Саровским, который с радостью встречал каждого, кто приходил к нему за советом и помощью. Уже тяжко больной, находясь на смертном одре, батюшка Иона излучал тот несказанный свет любви, который согревал всех, наполняя сердца людей теплом веры и надежды. Горячая вера, постоянный молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к славе Божией снискали отцу Ионе общеправославную известность и глубокое почитание. К нему в келью за мудрым советом шли и простые люди, и министры, и депутаты, и известные политики, и главы государств. Все, что он делал, было посвящено единому на потребу — живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Теплотой и заботой о спасении были наполнены его пастырские слова, обращенные как к приходящим к нему, так и к людям, живущим далеко от обители.
Сегодня мы пришли сюда, чтобы почтить память этого подвижника благочестия. При жизни он довольствовался малым, был строгим аскетом и постником. А теперь ему уже вообще ничего не нужно, кроме наших молитв, чтобы всемилостивый Господь упокоил его душу в селениях праведных. Как говорится в чине отпевания в прошении от лица усопшего: «духовнии мои братии и спостницы, не забудьте меня, егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными».
Затем митрополит Агафангел совершил чин погребения схиархимандрита Ионы.
После окончания заупокойного богослужения гроб с телом старца был обнесен крестным ходом вокруг собора, а затем на братском кладбище Свято-Успенского мужского монастыря Высокопреосвященнейший Агафангел совершил литию по почившему духовнику обители. После последних архипастырских молитв тело схиархимандрита Ионы было предано земле. Навсегда теперь в нашей памяти останется эта светоносная панихида. Ангельски пел семинарский и монашеский хор, и вместе с кадильным дымом восходили к Престолу Божию наши молитвы. Какое счастье, что мы — православные. Горечь потери святого старца у всех, кто был на панихиде, сменилась тихой радостью за его душу. Все мы идем к последней земной черте. Но ведь эта черта не означает конца жизни, а это день рождения в жизнь вечную.
Одесситы всегда будут помнить старца. Его пребывание было даром Бога для одесситов.
Царствие Небесное новопреставленному рабу Божию схиархимандриту Ионе, великому русскому старцу, прозорливому монаху, доброму батюшке. Да не оскудеет земля одесская подобными духовными талантами. Будем молиться за тебя пред Господом Богом, дорогой схиархимандрит Иона! Помолись и ты за нас, грешных, егда придеши в Царствие Небесное!
"Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего схиархимандрита Ионы, прости ему грехи вольные и невольные и даруй ему вечную память!"
Источник: Православный семейный альманах «Воскресная школа», выпуск №1 (3) 2013