Ответ на вопрос на нашем сайте О ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНЕЙ.

ВОПРОС.

 

Дело в том, что в течение дня я очень часто думаю о Боге. Иногда это молитва, иногда какое-либо прошение, но чаще всего это просто монолог. Есть в этом какая-то неправильность. Не является ли это поминанием Имени Господнего всуе?

 

ОТВЕТ.

С одной стороны, у внутреннего монолога (или диалога, если человек свои возражения приписывает вымышленному собеседнику. Верующий человек своим собеседником может считать Бога) могут быть самые разные причины. Он может быть как продуктивным, так и нет.

Как правило, внутренняя болтовня – это продолжительный разговор, который человек ведёт с самим собой, когда остаётся один. Разговор этот на 99% касается пережитых или ожидаемых обид, неудач, проблем, намерений и т. д. Например, он долго обсуждает в уме, кто ему что сказал и что он должен был бы ответить, но не ответил, и почему собеседник  не относится к нему так, как должен был бы, и тому подобное.

Во внутреннем разговоре проводится кампания самооправдания и самопоклонения, которая помогает держаться самооценке (гордыне) на высоком уровне. Внутренняя болтовня - это служанка самолюбия и культа собственной личности. Это наиболее значительный источник потери душевных сил.

Внутренняя болтовня - одна из наиболее негативных черт поведения личности в её повседневной жизни. Во время внутренней болтовни тратится драгоценная жизненная энергия мозга, поэтому внутренняя болтовня утомляет, приводит к заболеваниям и поддерживает хроническое состояние дискомфорта.

Часто внутренняя болтовня является своеобразным щитом, защитой от подавленной душевной боли, от угрызений совести, которые человек изо всех сил не хочет слышать, и .п .

В Православии есть внутреннее течение, называемое "исихазм" (от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность). Исихаст - это тот, кто стремится к внутренней тишине и безмолвию, тот, кто слушает.  Известный святой VII века преп. Исаак Сирин сказал, что молчание - таинство будущего века.

У внутреннего разговора могут быть и другие причины.

 

С другой стороны, это очень хорошо, что Вы постоянно мыслите о Боге. Вполне  может быть, что Ваши молитвы и просьбы, обращенные к Богу, вовсе не являются грехом, и это не есть некая неправильность. Все верующие люди постоянно находятся в молитве, общении с Богом. А вот нарушение третьей заповеди – это немножко другое понимание. Можно почитать о 3-й заповеди в книге Закон Божий протоиерея Серафима Слободского ( часть четвертая – О жизни христианской), а также Катихизис (раздел – о любви) митрополита Филарета ( Дроздова).

3-я заповедь:  Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Произносится имя Божие напрасно, когда упоминается в пустых разговорах, шутках и играх.

Законом запрещается вообще всякое легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию. Третья заповедь обличает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве, в учении о Боге и присяге.

Благоговейную, законную клятву эта заповедь не запрещает. Сам Бог в назидание нам употребил клятву, о чем указывает апостол Павел в послании к евреям, говоря: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр. 6, 16-17).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

Не клялся ли именем Божиим, а равно своей душою, жизнью, здоровьем своим или ближних?

Не произносил ли имени Божия в шутку или для подтверждения своих слов в делах пустых и маловажных?

Не нарушал ли присяги, клятвы, данной тобой в суде или на военной службе?

Не нарушал ли данных тобою обетов?

Не принуждал ли других к напрасной божбе?

Не призывал ли имени Божия одними только устами, без участия сердца?

Не оскорблял ли Господа рассеянной молитвой в храме или дома?

Не смеялся ли, не кощунствовал ли над священными предметами и не употреблял ли слов Священного Писания в шутку при праздных, житейских разговорах?

Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле или суетных делах предпринимательства?

Не согрешил ли богохульными помыслами?

Призывание имени Божия, святых без нужды и не от сердца. Кроме прямых богохульств, имя Божие если и не хулится, то многими недостойно почитается или всуе произносится. Такова, например, привычка часто поминать в разговорах имя Божие или святых без должной мысли. По опыту святых людей известно, что частое произношение имени Божия ослабляет и искореняет в нас страсти. Но имя Божие или святых даже среди обыкновенного разговора надобно произносить осмысленно и неравнодушно. Необходимо при этом иметь искреннее сердце и благоговение, тогда произношение его будет и позволительным, и спасительным. Между тем одни произносят имя Божие только по одной привычке, другие - в ложной чувствительности или в таких чувствах, которые неискренни и обращены к предметам недостойным (например, ах, Боже мой!).

О третьей заповеди.

Имя Божие приемлется всуе, или напрасно произносится, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

1) богохуление, или дерзкие слова против Бога;

2) ропот на Бога, или жалобы на Его Провидение;

3)кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание;

4)невнимательность в молитве;

5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет;

6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы;

7) нарушение обетов, данных Богу;

8) божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: «Аз же глаголю вам, не клястися всяко (не клянись вовсе)… Буди же слово ваше, ей, ей, ни, ни: лишше же сею от неприязни есть («да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то — от лукавого)» (Мф. 5,34,37).

Этим не запрещается всякая клятва в делах общественных. Апостол Павел говорит: «Человецы бо большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть, В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета Своего ходатайствова клятвою» («Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их, Посему и Бог, желая преимущественнее показать Наследникам Обетования Непреложность Своей Воли, употребил в посредство Клятву») (Евр. 6,16-17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением отнюдь не изменять ей.

 

Конкретно на ваш вопрос может ответить и дать полезный совет только ваш духовник, которому вы исповедуетесь, и который хорошо знает ваше душевное устроение.

 

Спаси Вас Господи.

 

 

 

 

 


Назад к списку