ОТЧЕГО ЛЮДИ ССОРЯТСЯ? Св. отцы о причинах ненависти.




От высокомерия происходит раздор.

(Притч. 13, 10).


Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
(Иак. 4, 1).


Потому мы удобоуловимы и удобоодолимы, что вооружаемся друг на друга, имея у себя вождем общего врага…
Это происходит от того, что и богатство, и славу, и все житейское, увядающее, подобно траве почитаем мы за великое.
Преподобный Исидор Пелусиот (V век).


Как мы можем достигнуть того, чтобы быть со всеми мирными? Если будем жить как странники, если будем жить как пришельцы, если не будем пленяться ничем настоящим. Ибо ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удовольствиям... Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди волков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцой и победишь волков... Потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего - сильнее долготерпения.
Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).


В братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобой также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли.
Авва Дорофей. (VI век).


Доказательством совершенной любви к Богу является искреннее и благожелательное расположение к ближнему. Самолюбие и плотское мудрование – вот причины, разъединяющие и ожесточающие людей, натравливающие их друг на друга.
Преподобный Максим Исповедник (†662).


В ком любовь, тот не имеет ни соперничества, ни зависти, ни ненависти; тот не радуется падению других, но соболезнует о них и принимает в них участие.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму.

Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан – и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду, ненависть и другие страсти, нарушающие спокойствие и безопасность ближнего.

Зная как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых по-видимому справедливых причин. Господи, помоги!

Если из-за какого-нибудь предлога дьявол возбуждает в сердце твоем ненависть к брату (и ты начинаешь возмущаться), то ты будь еще любезнее, еще ласковее к этому брату. Замечай, всегда из-за чего-нибудь плотского возбуждает он нелюбовь, а этим ясно себя изобличает.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).


Выйди в лес и закричи: «Друг мой! Возлюбленная сестра!..» И отголосок будет отвечать то же. Закричи: «Дура, негодная!» и проч., и отголосок такой будет. Поверь мне, что в соотношении душ, в общении духовном, сочувствие бывает как верный отголосок. Итак посмотри прежде в свое сердце: верно есть в оном нерасположение.
Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.).


Когда я нахожусь посреди врагов моих с любовью в сердце моем, тогда мне все друзья, и нет врага ни единого.
Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836).


Хотите ли избежать врагов? Любите вашего врага. Такова сила любви.
Блаженный Августин (354-430).
 
 

Назад к списку